В экономической жизни России не так много позитива. И государственные чиновники, и журналисты ищут его днем с огнем. И в топ-3 таких «позитивов» на протяжении последнего года включают информацию о снижении внешнего долга Российской Федерации.
Чтобы не быть голословным, приведу соответствующие цифры, размещенные на сайте Банка России. На середину прошлого года (на 1 июля) внешний долг всех секторов российской экономики составлял 453,1 млрд долларов. А на середину нынешнего года его величина была равна 343,4 млрд долларов. Сокращение за год на 24,3%. Округленно – на четверть. Есть чем гордиться. На фоне многих стран мира Россия по показателю внешнего долга выглядит очень даже прилично. Для сравнения приведу данные по величине внешнего долга в странах топ-3 (трлн долларов; на середину нынешнего года):
США – 32,7;
Китай – 14,2;
Япония – 13,5.
Очень выигрышно на фоне многих стран Российская Федерация выглядит и по показателю относительного уровня внешнего долга (% ВВП). По итогам второго квартала 2023-го он упал ниже 15% впервые в истории.
В то же время у США этот показатель равняется 149% ВВП;
у Китая – 80,5%;
у Японии – 295%.
И, согласно экспертным оценкам, у названных стран сохраняется тенденция к росту внешнего долга.
Конечно, тенденция к снижению внешнего долга как в абсолютном, так и относительном выражении является позитивной, способствующей укреплению национального суверенитета Российской Федерации. Особенно это касается той части внешнего долга, которая приходится на государственный сектор экономики. На середину прошлого года величина внешнего долга органов государственного управления РФ, по данным Банка России, составила 74,57 млрд долларов. По состоянию на 1 июля 2023 года показатель равнялся 36,85 млрд долларов. Более чем двукратное сокращение за год! Есть чем гордиться.
Правда, если вдаваться в детали (в которых, как известно, может скрываться дьявол), то мажорное настроение несколько портится. Погашение внешнего государственного долга РФ проводилось преимущественно держателям долга из тех стран, которые правительством РФ отнесены к группе недружественных государств. Указанные государства ведут против России необъявленную гибридную войну, а мы с ними «сотрудничаем» как ни в чем не бывало. Впрочем, это серьезная тема для другого разговора.
Сейчас же я хотел обратить внимание на то, что у российского государства есть не только внешние, но и внутренние долги. Внутренний долг государства всегда превалировал на внешним. В последние годы обозначилась тенденция к росту величины внутреннего долга – как в абсолютном, так и относительном выражении. Вот величина внутреннего государственного долга на конец соответствующего года (трлн рублей):
2019 г. – 10,17;
2020 г. – 15,49;
2021 г. – 18,32;
2022 г. – 20,52;
2023 г. – 22,95 (оценка).
Доля внутреннего долга в общем объеме государственного долга составила (% на конец года):
2019 г. – 75,0;
2020 г. – 75,9;
2021 г. – 77,8;
2022 г. – 79,3;
2023 г. – 80,8 (оценка).
Замещение внешнего государственного долга внутренним следует рассматривать как позитивную тенденцию. Подавляющая часть внутреннего государственного долга оформлена в виде различных ценных бумаг Минфина (ОФЗ – облигации федерального займа). Их покупателями (держателями) являются банки, страховые компании, нефинансовые компании, пенсионные и инвестиционные фонды, физические лица. И за редким исключением Минфин, представляющий государство, четко выполняет свои обязательства (обслуживание и погашение долга) перед держателями ценных бумаг. Это государственный долг в узком смысле (определении). Таким долгом государство закрывает дефицит федерального бюджета (согласно действующему закону о бюджете, на 2023 год запланирован дефицит в размере около 2,9 трлн рублей, или 2% ВВП).
Гораздо реже чиновники, да и эксперты вспоминают о том, что есть еще внутренний государственный долг в широком определении. Он помимо долга, оформленного в виде ОФЗ (так называемый рыночный долг), включает разные обязательства государства, которые содержатся в принимаемых Государственной думой законах. Никто толком не считал, каковы эти суммарные обязательства в денежном выражении и какова степень их выполнения. Вот в США ряд экспертов проводят расчеты величины государственного долга Америки в широком определении. Оценки оказываются в два-три раза больше того узкого государственного долга, который оформляется казначейскими облигациями и векселями. У нас, насколько я могу понять, многие обязательства из «широкого» государственного внутреннего долга со временем просто «забываются». Или же погашение таких обязательств регулярно откладывается (такая отсрочка оформляется в соответствии с отработанными бюрократическими правилами).
Не думаю, что ошибусь, если скажу, что самым крупным непогашенным внутренним обязательством российского государства является долг перед гражданами страны по их вкладам в Сбербанке, которые «сгорели» в 1990–1991 годах. В 1990-е годы, когда в стране творился «перестроечный» хаос, тема ограбления граждан, державших свои сбережения в Сбербанке, была столь же горячей, как и тема чубайсовской приватизации. Тема грабительской приватизации 1990-х годов по-прежнему будоражит общественность. А вот о банковском ограблении советских граждан в 1991 году вспоминают сегодня крайне редко. Власти сознательно замалчивают эту проблему, а многие жертвы тогдашнего банковского ограбления уже ушли из жизни. Как-никак, с тех пор прошло 33 года.
Кратко напомню о событиях 1990–1991 годов. Средства граждан, накопленные к 1990 году на счетах в Сбербанке СССР (369 млрд рублей), правительство Николая Рыжкова изъяло и направило на финансирование дефицита союзного бюджета. Задолженность правительства перед Сбербанком была оформлена до 31 декабря 1991 года, однако не была погашена. Также в результате горбачевских экономических «реформ» (фактически целенаправленного разрушения советской экономики) в стране началась бешеная инфляция, которая стала стремительно обесценивать все денежные накопления наших граждан. Большая часть таких накоплений находилась на счетах Сберегательного банка СССР. В общей сложности за короткий срок в Сбербанке сгорели накопления примерно 40 млн советских граждан. Спустя четыре года власти Российской Федерации как правопреемницы Советского Союза приняли закон, который гарантировал возмещение потерянных вкладов в Сбербанке, которые были там до 20 июня 1991 года (Федеральный закон №73-ФЗ «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации» от 10.05.1995 г.).
Не буду вдаваться в детали тех механизмов, которые предусматривались для возмещения потерь. Это могли быть и прямые денежные возмещения, и разные варианты конвертации вкладов в специальные долговые бумаги. В любом случае все обязательства по долгам Сбербанка были возложены на Минфин России. Полноценных возмещений не было, были лишь отдельные показательные случаи компенсаций. То есть что-то наподобие PR-акций. Но с 2003 года даже символические выплаты были приостановлены, был установлен мораторий, он ежегодно продлевается. Официальная причина – правительством не разработан порядок перевода советских вкладов в целевые долговые обязательства России. Но все это отговорки. Реальная причина в том, что обязательства очень серьезные. Вот оценки правительства по состоянию на начало 2019 года. При переводе всех гарантированных сбережений граждан в целевые долговые обязательства РФ объем необходимых на их погашение средств в 2019 году составил бы 43,82 трлн рублей, в 2020 году – 45,4 трлн рублей, в 2021 году – 47,22 трлн рублей.
А вот оценки более поздние, которые приводились в этом году на заседании комитета Госдумы по финансовому рынку. Вступление в силу закона о компенсации вкладов в 2024 году обошлось бы бюджету в 61,8 трлн рублей, в 2025-м – в 64,2 трлн рублей, в 2026-м – в 66,8 трлн рублей. Названные цифры многократно превышают размеры годового бюджета Российской Федерации, существенно превышают сумму всего внешнего долга России. Поэтому правительству ничего не остается, как из года в год приостанавливать действие этого закона от 1995 года (что по просьбе правительства делает Государственная дума).
К написанию данной статьи меня подтолкнула следующая новость. На днях рабочая группа Госдумы подготовила несколько предложений, касающихся компенсации советских вкладов граждан в Сбербанке. Заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике, глава Российского союза налогоплательщиков Артем Кирьянов (фракция «Единая Россия») прокомментировал новость следующим образом: «Наша рабочая группа по вкладам работает с представителями органов исполнительной власти совместно со Сбербанком. Вопрос заключается в том, что, конечно, есть финансовые последствия для граждан, связанные с распадом СССР и распадом той экономической модели, которая существовала… Сегодня достаточно сложно компенсировать в полном объеме, это триллионы и триллионы рублей. Говорить о том, что в сегодняшней напряженной экономической ситуации можно каким-то чудесным образом все компенсировать, было бы неправильно. Но думать об этом, конечно, надо».
В ходе заседания комитета Госдумы по финансовому рынку член комитета Владимир Сенин (фракция «Единая Россия») более конкретно описал подготовленные рабочей группой предложения. Есть два радикальных варианта решения проблемы: бессрочная приостановка закона, обязывающего провести такие выплаты; принятие решения о том, что закон 1995 года утратил силу.
Кроме того, вынесен на обсуждение более «мягкий» вариант снятия обязательств с баланса государства (Минфина) и их перевод на баланс ПАО «Сбербанк». Проще говоря, предлагается избавить правительство от «головной боли» долгов советского времени, перевести дореформенные сбережения вкладчиков в долговые обязательства ПАО «Сбербанк». Пусть это станет «головной болью» господина Грефа. Тем более что у «Сбера» ожидаются рекордные показатели чистой прибыли. За ее счет пусть и рассчитываются с гражданами. Как-никак ПАО «Сбербанк» – правопреемник советского «Сбера».
Также предложено согласовать размеры приоритетных выплат вкладчикам. Суть второго предложения – начать выплаты гражданам 78 лет и старше. Это может обойтись бюджету в 7,3 млрд рублей. Такая нагрузка на бюджет может быть рассчитана на три-четыре года. «На самом деле количество граждан, которые находятся в этой массе, достаточно большое, но подавляющая часть – это наследники, а живых вкладчиков не так много, около 4 млн», – прокомментировал Сенин.
Получается, что живых вкладчиков, которые могут на что-то рассчитывать, осталось лишь 10% того количества, которое было на середину 1991 года.
Думаю, что радикального варианта решения проблемы в виде отмены закона 1995 года не будет. Еще несколько лет – и живых вкладчиков советского «Сбера» не останется. А если нет вкладчика, то нет и долга.
Насчет того, что умерших могут заменить их наследники, – очень большой вопрос. Как показывают обследования, многие наследники даже не в курсе, что они могут чего-то требовать от государства. Другие в курсе, но у них нет на руках необходимых документов, позволяющих претендовать на компенсации. Наконец, те, кто думает, что у них все есть, могут ошибаться. Поскольку нужны еще служебные документы того, советского, «Сбера», а их может не быть в наличии. Я об этом догадывался. Но на днях Михаил Хазин подтвердил мои догадки:
«В 1996 году в правительстве на основании закона 1995 года была создана комиссия по восстановлению сбережений граждан, утерянных в результате гайдаровских реформ. Я был ее ответственным секретарем, это была моя работа, мы тогда написали программу, более того, этот доклад ушел в правительство. Дальше 1997 год, возвращается в правительство [Анатолий] Чубайс, и работа в комиссии сначала была остановлена, а потом закрыта. С тех пор прошло 30 лет. [Многих] людей уже нет. Ну то есть людей, у которых были серьезные сбережения. Я точно знаю, что Сбербанк эти документы уничтожал на основании того, что тема закрыта, вклады закрыты. Не знаю, может быть, они и хранятся где-то» (из выступления в эфире радио «Комсомольская правда»).
И вот теперь я возвращаюсь к началу своей статьи. Власти России в условиях необъявленной войны Запада против нас продолжают выполнять свои обязательства перед держателями российского государственного долга из недружественных стран. И в то же время уже на протяжении более трех десятков лет откровенно отказываются выполнять свои долговые обязательства перед гражданами России. Видимо, ждут, когда окончательно уйдут из жизни не только все держатели вкладов советского «Сбера», но и их наследники.
Валентин КАТАСОНОВ, профессор, «Накануне.ру»