Волга на грани экокатастрофы

Депутат-справоросс Анатолий Грешневиков, избранный в Госдуму от Ярославской области, заявил с парламентской трибуны, что главная русская река Волга отравлена сточными водами, а деньги, выделяемые на очистные сооружения, разворовываются.

– Пять лет в нашей стране реализуется масштабный федеральный проект «Оздоровление Волги», призванный улучшить экологическое состояние реки, снизить объем сточных вод, отводимых в нее объектами водопроводно-канализационного хозяйства.

Но Волга остается на грани экологической катастрофы. Десятки построенных очистных сооружений работают неэффективно либо вообще не работают. Не на ветер ли выкидываются выделенные 205 миллиардов бюджетных рублей? Или, может, средства разворовываются, как в моей Ярославской области?

Не пора ли федеральным органам проверить внедрение очистных сооружений? Тем более что на Волге складывается катастрофическая ситуация и с обмелением, и с кислородным истощением, ведущим к резкому сокращению популяции рыбы.

Виноват в бедах Волги человек, безответственные методы управления водохранилищами. Масштабный рост сине-зеленых водорослей и цианобактерий, поглощающих кислород, чрезмерное цветение воды вызвано с попаданием в реку громадных объемов фосфатных удобрений и азота.

В Ярославской области затраты на  строительство и модернизацию объектов водопроводно-канализационного хозяйства составляют 7 миллиардов 437 миллионов. Первые шесть объектов, согласованных с Минстроем, уже введены в строй. Но очистные сооружения все равно не работают.

Природоохранная прокуратура предъявляет исковые заявления органам местного самоуправления и эксплуатирующим организациям, которые не обеспечивают нормативную очистку сбрасываемых сточных вод. Но Волге от этого не легче.

А начало строительства очистных сооружений в Рыбинском районе в поселках Каменники и Судоверфь было ознаменовано тем, что ФСБ возбудила уголовное дело по факту хищения денежных средств.

Прокуратура Некоузского района установила факт некачественного выполнения реконструкции очистных сооружений в поселке Октябрь Некоузского района, где было использовано более дешевое оборудование, чем требовалось. Бюджету причинен ущерб, а Волге – вред. Расследуется уголовное дело.

Расследуется уголовное дело в Борисоглебском районе по факту мошенничества при строительстве систем общепоселковой канализации.

Вот почему очистные сооружения вводятся в эксплуатацию, но объем стоков, впадающих в Волгу, не уменьшается.

Специалисты утверждают, что проектно-сметная документация составлена некачественно, в ней неверно оценены объемы стоков и их состав, потому и установленное оборудование не обеспечивает надлежащую очистку стоков. Надзорные и контролирующие органы вообще не видят ничего страшного в том, что река не очищается. Они считают, что просто затянулся процесс отладки очистных.

Но это – обман, мошенничество… И об этом мошенничестве знают в Минстрое России. Заместитель министра Ересько на мой запрос, почему не работают очистные сооружения, введенные в эксплуатацию в 2020 году, ответил: «Сложившаяся ситуация обусловлена недобросовестным выполнением либо полным отсутствием выполнения пусковых работ, которые проводятся на объекте капитального строительства… Объект передан эксплуатирующей организации после окончания строительства без проведения пусконаладочных работ под нагрузкой».

Казалось бы, куда проще директивно установить, что генподрядчики обязаны не только построить или реконструировать очистные, но и ввести их в эксплуатацию. Однако Минстрой продолжает наблюдать за происходящим, вместо того чтобы ужесточить требования к техническому заданию по строительству очистных сооружений и к проектно-сметной документации.

В настоящее время на очистных сооружениях в поселках Рыбинского района эксплуатирующей организацией «Северный водоканал» не обеспечены нормативы по снижению стоков в хозяйственно-бытовую канализацию.

В феврале 2022 года ФСБ возбудила уголовное дело в отношении подрядной организации. Поможет ли это улучшить качество очистки стоков? Тем более что ответственные лица пытались скрыть действительную ситуацию в обеспечении экологической безопасности бассейна реки Волги.

Результатом эффективного использования средств нацпроекта стало бы достижение нормативных показателей очистки сточных вод. Но следствием по каким-то причинам дается оценка не проектным решениям и применяемому оборудованию, а неким недостаткам строительных работ.

Разработкой проектной документации для большинства очистных сооружений в Ярославской области занималось ООО «Волжскэкострой». В нарушение закона о контрактной системе оно включило в проект технологическое оборудование производства ООО «Экосервис». На очистных поселка Судоверфь данная организация в том числе осуществляла и технический надзор за строительством объекта.

А почему ООО «Экосервис» является и разработчиком, и изготовителем оборудования?

Производитель оборудования указывает на возможность отклонений от заявленных технических характеристик. Между тем на рынке имеется аналогичное оборудование более низкой стоимости, но с более высокими эксплуатационными характеристиками.

Еще пример. Включенное в проект оборудование выполнено из черного металла, срок его службы ограничен пятью годами, тогда как в стоимости муниципального контракта стоимость оборудования составляет около 80%. Использование оборудования с такими показателями потребует регулярных бюджетных вливаний.

Подрядчик мне честно признался, что выход на проектные показатели очистных сооружений поселка Каменники невозможен, так как есть нарушения в организации технологии очистки сточных вод по причине некачественной проектной документации. Но со стороны эксплуатирующей организации «Северный водоканал» данные факты умалчиваются.

Проводятся проверки, возбуждаются уголовные дела. Но Волга мелеет, оставаясь загрязненной, бюджетные деньги растворяются. Очистка реки, настоящая, а не липовая, остается по-прежнему мечтой.

И между чиновниками продолжается «игра», когда Иван кивает на Петра, а Петр – на Ивана. В ее активном участии замечен губернатор области Евраев. Вместо того чтобы включить в нацпроект город Мышкин, загрязняющий Волгу, Евраев включил Ростов, где не протекает Волга. «Почему, – спрашиваю, – Мышкин не включен?» Евраев ответил: «Правительством области неоднократно направлялись в адрес Минстроя обращения о возможности выделения средств…» Минстрой опровергает: «Субъект не представлял заявку на включение объекта в реализацию проекта оздоровления Волги». Вот такой подход у чиновников к оздоровлению Волги: обманывают друг друга, а река страдает.

Не помогло Волге и обращение в Счетную палату о проверке неработающих очистных сооружений в Ярославской области. Вначале из палаты мне позвонили, пообещав выехать и разобраться, а затем прислали бумагу, что переадресовали проведение проверки в область. А из области сообщили, что Волга в порядке, очистные сооружения в будущем заработают, ждите.

Сколько ждать – неизвестно. Да и Волга устала от пустых обещаний и ожиданий.

Другие материалы номера