Видный военный строитель А.Н. Комаровский (1906–1973)
Среди выдающихся строителей – участников ВОВ одно из первых мест, безусловно, принадлежит герою социалистического труда, лауреату Ленинских и государственных премий, д.т.н., профессору, генералу армии А.Н. Комаровскому.
***
Александр Николаевич родился в 1906 году в семье инженера-гидротехника. Отец Александра, Николай Александрович, в свое время окончил Петербургский институт инженеров путей сообщения и строил шлюзы, плотины на Мариинской водной системе. После 1917 года его переводят в Московско-Окский округ путей сообщения и семья переезжает в Москву.
Молодой Александр поступает и учится в опытно-показательной школе им. Ф. Нансена. Как впоследствии вспоминает А.Н. Комаровский, «в школе были прекрасно оборудованные кабинеты… [она] возглавлялась обаятельным профессором географии Московского университета А.С. Барковым». В 1923 году Комаровский оканчивает школу и поступает в Московский институт инженеров транспорта (МИИТ). В МИИТе в то время работали известные ученые: профессора Ф.Е. Максименко (гидравлика), П.А Велихов (сопротивление материалов), И.П. Прокофьев (строительная механика), А.И. Фидман (гидротехника) и другие. Большое значение для будущих специалистов имела практика привлечения их к самостоятельной работе.
Студенты, по свидетельству Комаровского, привлекались к чтению докладов (иногда публичных) на отдельные технические темы, обязательно связанные с наиболее современными и прогрессивными на данный момент методами расчета, конструирования или производства работ. В 1925 году Комаровский заканчивает МИИТ, получает звание инженера и начинает работать в московском проектном бюро «Свирьстрой». Бюро в то время возглавлялось известным гидротехником профессором А.И. Фидманом. Здесь Александр Николаевич получает замечательную практику инженера-конструктора и инженера-проектировщика. Уже в это время его работы отличались смелостью, а он сам – твердостью в отстаивании своих взглядов. Так, Александру Николаевичу удалось доказать преимущества спроектированного им и его коллегами второго варианта Свирской плотины.
К тому же времени относится его первые литературно-технические опыты. В 1929 году Александр Николаевич составляет пособия по сооружениям, применявшимся в те годы для искусственных водных путей. Очень актуальной в те годы была тема воздействия льда на гидротехнические сооружения. Знаменитый гидротехник, профессор Ленинградского института инженеров путей сообщения В.Е. Тимонов предложил Комаровскому поработать над этой темой. Результатом четырехлетней работы явились книги «Структура и физические свойства ледяного покрова пресных вод» и «Действия ледяного покрова на сооружения и борьба с ним». В 1933 году издательство «Энергоиздат» выпустило еще одну книгу Комаровского – «Зимняя работа затворов гидротехнических сооружений». Отец Александра Николаевича по этому поводу шутил: «Ты уже который год все свободное время готовишь мороженое…».
Крупной вехой на жизненном и творческом пути Комаровского было строительство канала имени Москвы.
В 1931 году он назначается начальником гидротехнического сектора проектного управления строительства канала Москва – Волга, крупнейшей гидротехнической стройки того времени. Приведем некоторые данные стройки. Длина канала по принятому Дмитриевскому варианту составила 128 км. Объем земляных работ – 151 млн. м3. Канал должен был обеспечить связь Москвы с Волгой кратчайшим путем, уменьшив длину пути от Москвы до начала Мариинской водной системы на 1100 км (то есть до выхода водным путем на Ленинград и Белое море). В процесс стройки входило также: строительство водопроводной ветви, реконструкция Москвы-реки, необходимо было построить 200 основных и 40 вспомогательных сооружений, среди которых 11 шлюзов, три железобетонных плотины, 14 земляных плотин и дамб, пять насосных станций, 15 гидроэлектростанций, 19 железнодорожных шоссейных мостов, два тоннеля, два путепровода, речной пассажирский вокзал и многие другие сооружения.
На стройке было уложено бетона и железобетона – 3 млн 110 тыс. куб. м, 6 млн 350 тыс. кв. м откосов канала было укреплено камнем. Для сооружения канала потребовалось: металлических конструкций – 35 тыс. тонн, леса – 2 млн 350 тыс. куб. м, цемента – 850 тыс. тонн. Уже эти цифры показывают грандиозность стройки, на которой практически от начала и до конца работал А.Н. Комаровский.
На канале работало 3,5 тыс. дипломированных инженеров, десятки тысяч рабочих и заключенных. Всю техническую политику по большим объемам бетонных работ определял Отдел управления строительства, который возглавлял молодой инженер С.В. Шестоперов (впоследствии известный ученый, профессор), который настойчиво внедрял сверхжесткий бетон.
В апреле 1934 года, после настойчивых просьб Александра Николаевича определяют на производство и назначают заместителем начальника работ Южного (Московского) района канала Москва – Волга. Комаровский пишет: «Работы шли круглые сутки, посменно. Ночью громадная площадь была залита светом. Лично мой производственный маршрут начинался в 6–7 часов утра, обычно с котлована восьмого шлюза, затем продолжался осмотром строительства одноарочного моста через шлюз тоннеля под каналом на Волоколамском шоссе, опускался в глубокий котлован седьмого шлюза и к полуночи завершался на поднимающейся Химкинской плотине. Так работали тогда большинство строителей канала».
Крупнейший инженер, строитель Волховстроя, один из авторов плана ГОЭЛРО, академик Г.О. Графтио, посетивший строительство канала, очень высоко оценил организацию строительных работ, в частности бетонирование седьмого и восьмого шлюзов.
Организация подачи бетона от бетономешалок к объекту была организована ленточными транспортерами, которые в зимнее время утеплялись.
На строительстве канала впервые в СССР получило массовое распространение бетонирования в зимнее время крупных бетонных блоков методом «термоса». По свидетельству Комаровского впервые отечественные вибраторы были испытаны в деле на канале имени Москвы. Одним из интересных сооружений канала был железобетонный одноарочный мост Калининской ж/д через шлюз №8. Перекрытие в пролета 120 м одной железобетонной балкой было смелой технической новинкой. В 930-х годах XX века пролет этого моста стал самым большим в нашей стране, а во всем мире это был один из крупнейших железобетонных арочных мостов (рис. 3).
В 1936 году Александр Николаевич был назначен уже начальником Центрального района. Объем работ возрос, режим дня стал еще более уплотненным.
Сильный отзвук в душах строителей нашел приезд, выступления и беседы Максима Горького. Вспоминает один из участников этой встречи: «Его интересовало все – от прошлого его собеседников, до их быта и труда сегодня. Это событие, без сомнения, осталось в памяти каждого из участников встречи».
Канал Москва – Волга для пассажирского и грузового движения был открыт с 15 июля 1937 года.
Эта стройка явилась большой школой для многих тысяч строителей.
После окончания строительства канала имени Москвы Александр Николаевич работает заместителем начальника строительства гидроузла в Куйбышеве, а после ее консервации – начальником сектора капитального строительства Народного комиссариата водного транспорта СССР.
В Куйбышеве с Александром Николаевичем произошел малоприятный эпизод: разногласия с начальником строительства С.Я. Жуком.
С.Я. Жук уже тогда был авторитетным и влиятельным гидростроителем, который много сделал в этой области. В 1937–1938 годах было решено воздвигнуть сложный гидроузел. Предполагалось основание, состоящее из известняка с большими карстовыми кавернами, заделать путем цементации или силикатизации. Был составлен проект с определением сметной стоимости. Вскоре многие проектировщики, специалисты-гидротехники, в том числе и А.Н. Комаровский, пришли к выводу о значительном несоответствии предварительно подсчитанной и доложенной правительству реальной стоимости гидроузла, определяемой условиями производства работ и крайне неблагоприятной геологической ситуацией. В то же время строительство разворачивалось полным ходом. С.Я. Жук оставался сторонником утвержденного проекта А.В. Чаплыгина и руководствовался им. Александр Николаевич, будучи заместителем Жука, выступил сторонником второго, более проработанного варианта.
Александр Николаевич вспоминал: «Этот малоприятный вывод привел, к сожалению, к определенным разногласиям с глубокоуважаемым мною Сергеем Яковлевичем Жуком… В конечном итоге решение о строительстве гидроузла в Жигулях было отменено». Ныне действующая Куйбышевская ГЭС построена в другом створе в более благоприятных геологических условиях.
Этот эпизод показывает высокую принципиальность и государственный подход к решению крупных технических задач А.Н. Комаровского.
В 1939 году Александр Николаевич получает назначение – заместитель наркома морского флота СССР. На этой должности ему предстояло курировать также и строительство крупных железобетонных плавучих доков в Херсоне, на Черном море. Сложность работы заключалась в том, что необходимо изготовить тонкие объемные железобетонные элементы из бетона высокой плотности и водопроницаемости. Успех был налицо.
Крупный железобетонный док выдержал серьезное испытание во время буксировки его из Херсона во Владивосток. Александр Николаевич вспоминает: «Мы все с большим волнением следили за этим сложным и, вероятно, беспрецедентным и в мировой практике перегоном крупного железобетонного плавучего дока. И телеграмма капитана о благополучном завершении рейса была праздником для всего наркомата… и далее, спустя тридцать лет, мне вновь пришлось столкнуться с работой этой же верфи и крупными железобетонными дорогами.
Были в нашей работе и определенные недостатки, это в первую очередь… [недостаточное внимание] к постели ГТС и силе штормовых ветров». Результатом этого невнимания стало полное разрушение железобетонных ограждений подпорных стенок в Хосте и в Пицунде.
В 1938 году А.Н. Комаровскому было присвоено звание инженера первого ранга, а затем – бригадного инженера.
В 1939 году он назначен руководителем Главспецгидростроя. Главная задача нового главка – строительство военно-морских баз (ВМБ), гидротехнических сооружений и т.д. Историей был отведен слишком короткий промежуток мирного времени, но и за это время Главспецгидрострой и его руководители сделали много: была создана крупная проектная организация (на базе ленинградского отделения Гидроэнергопроекта), началось строительство крупных ВМБ, прежде всего, на Балтике и Черном море. Александр Николаевич пишет: «…из нашего коллектива вышли такие замечательные строители и организаторы государственного масштаба, как заместитель председателя Совета министров СССР В.Э. Дымшиц, министры Е.Ф. Кожевников, Н.В. Голдин, Г.А. Караваев, П.А. Юдин, М.А. Дыгай, Д.Я. Райзер.
Великая Отечественная война внесла коренные изменения в планы СССР. Страна превратилась в единый военный лагерь, жизнь перестраивалась на военный лад.
5 августа 1941 года бригадный инженер А.Н. Комаровский был назначен начальником Пятого управления оборонительных работ, на которое было возложено строительство оборонительных путей для Южного и Юго-Западных фронтов. После выполнения боевой задачи – создания оборонительных рубежей под Харьковом Пятое управление было направлено на строительство сталинградских рубежей и переоформлено в Пятую саперную армию. Ее командующим был назначен бригадный инженер А.Н. Комаровский.
Одной из главных задач армии стало строительство дотов, командных пунктов и других оборонительных сооружений. По проекту многие сооружения должны были изготавливаться из монолитного железобетона. В условиях жестоких морозов 1941 г., не имея леса на опалубку, а также средств для обогрева тепляков, решение задачи было нереально. Командование Пятой армии нашло выход – на Сталинградских заводах организовали массовое изготовление транспортабельных железобетонных деталей. По собственному проекту из этих деталей сооружались оборонительные сооружения. Спроектированные и изготовленные конструкции прошли испытания на прочность и надежность артиллерийским огнем. Однако из Москвы поступило категорическое требование: прекратить «самовольство» и строить только из монолитного железобетона. Возник крупный технический конфликт с руководством главного управления оборонительного строительства НКО. В дальнейшем жизнь показала правоту инженеров-конструкторов и командования Пятой армии. Строительство сборных железобетонных элементов, в том числе и крупноразмерных, продолжалось.
В докладной записке начальнику инженерных войск Красной армии генерал-майору Л.З. Котляру отмечалось, что изготовление усовершенствованных конструкций сборных железобетонных и металлических элементов сократило сроки строительства оборонительных рубежей, упростило транспортировку и сборку железобетонных деталей на месте. Конструкция сборных дотов была усовершенствована: число отдельных элементов сокращено с 202 до 152. Объем железобетона сокращен с 15,2 до 11,5 куб. м. Все это вместе уменьшило стоимость всех сборных дотов на 1,5 млн рублей и позволило за счет экономии бетона дополнительно сделать около 200 новых дотов.
В середине января 1942 года строительство сталинградских и донских рубежей было завершено, и 22 января 1942 года Государственный комитет обороны (ГКО) вынес решение: «Поручить бригинженеру Комаровскому – ком. 5-й СА людей, освободившихся на оборонительном рубеже Сталинградской области в составе: инженеров и техников – 400 чел., мастеров и квалифицированных рабочих – 6 тыс. чел. вместе с автотранспортом и строймеханизмами направить на Байкалстрой».
Создание завода качественных сталей в районе Челябинска на базе руд Байкальского месторождения было задумано еще в начале 1930-х годов. Были проведены изыскательские работы, построено несколько бараков для строителей, но затем строительство было законсервировано.
В августе 1940 года правительство принимает решение о строительстве с 1941 года Байкальского металлургического завода для производства качественного проката на базе байкальских руд, кузнецких и карагандинских углей. Создается строительное управление Байкалстроя, но по ряду причин в начале 1941 года стройка опять замирает. Однако фронт требует танков и, соответственно, большое количество качественной стали. В марте–апреле 1942 года, в соответствии с решением ГКО, из Сталинграда прибывает основная часть Пятой саперной армии с квалифицированными инженерами, техниками, строителями и монтажниками.
Этот момент, по существу, и следует считать началом строительства Челябинского металлургического завода. В августе 1942 года, в соответствии с решением правительства СССР, строительство получает наименование – Челябметаллургстрой. Как всегда в первый организационный период, да еще в условиях военной зимы, встало множество проблем, и в первую очередь – жилищная. За короткий срок на строительство прибыли около 30 тыс. человек. Лес для строительства казарм поступал с перерывами и далеко не в достаточном количестве. Все это отягощалось необычайно суровой зимой. Александр Николаевич пишет: «Вспоминая сейчас все стройки, в которых мне до или после этого приходилось участвовать, не могу назвать более сложной обстановки, если не считать, конечно, строительство оборонительных рубежей в прифронтовой полосе… Выход был найден совершенно необычайный для строительной практики. Трудно сейчас сказать, кто предложил для этой цели ивняк. Буквально через несколько дней после этого предложения сотни людей день и ночь уже плели из приобретенного ивняка щиты, которые устанавливались на деревянном каркасе с плотной забивкой пространства между щитами талой глиной, добываемой из-под почти двухметрового слоя мерзлого грунта. Таким образом создавалась верхняя половина стены. Остальная часть «дома» заглублялась в землю с закреплением стенок одним слоем пленки» (рис. 4). Следующими по важности задачами были строительство подъездных путей, дорог и создание минимальной строительной базы. Дороги строились ускоренными темпами. Строительство бетонного хозяйства возглавил крупнейший специалист по бетону С.В. Шестоперов и Г.Д. Петров. В результате чрезвычайно энергичной работы к июлю 1942 года был построен центральный растворно-бетонный узел производительностью 1200 куб. м в сутки. К этому же времени была организована мастерская и полигон по изготовлению сборных железобетонных элементов. Всего за первые два года строительства было изготовлено свыше 2000 куб. м сборного железобетона. На Челябметаллургстрое впервые было освоено массовое изготовление железобетонных труб с применением виброформ и немедленной распалубки после бетонирования. В течение нескольких месяцев был построен цех металлоконструкций производительностью 16 тыс. тонн в год, достроен Потанинский кирпичный завод и многое-многое другое. На стройке возникла проблема с бензином, что грозило остановкой транспорта и из-за этого – всей стройки. Было принято решение срочно в массовом порядке изготовить газогенераторы и переоборудовать автомашины на другое горючее – дрова.
На стройке изготавливались сборные железобетонные конструкции под наличное крановое оборудование: колонны, подкрановые и фундаментальные балки. Одновременно с основными успехами строилась плотина на реке Мсте, жилой городок и т. д. В результате крайне напряженного труда коллектив стройки под руководством А.Н. Комаровского 7 февраля 1943 года – ровно через девять месяцев после разгрузки первого эшелона строителей – докладывал ГКО о завершении и сдаче в эксплуатацию первой очереди строительства Челябинского металлургического завода, а 19 апреля 1943 года выдал первую эксплуатационную плавку.
С осени 1942 года развернулись работы второй очереди строительства металлургического завода. В тяжелейших условиях суровой зимы было организовано непрерывное бетонирование фундаментов домны №2. Тогда за 64 часа было уложено 1630 куб. м бетона и 320 куб. м камня в виде «изюма». Первая домна была закончена и дала чугун ранее запланированного срока. Большой коллектив строителей во главе с Комаровским был награжден правительственными наградами.
В мае 1944 года Александр Николаевич – начальник Закавказметаллургстроя. Комаровский пишет: «Располагая опытом скоростного строительства Челябинского завода, мы в короткие сроки разработали мероприятия, технически грамотную и экономически целесообразную организацию подготовительных работ… были подобраны руководящие кадры и отряды из рабочих, которые стали основой будущего многотысячного коллектива в г. Рустава». В 1945 году Комаровский назначается начальником Главного управления промышленного строительства. Главпромстрой создавал большое количество крупных предприятий, призванных удовлетворить нужды фронта и оборонной промышленности. Вскоре главк подключился к восстановлению разрушенных во время войны Беломоро-Балтийского канала, торговых портов на Балтике. Под руководством Комаровского главк успешно выполнял все правительственные задания. Однако было бы ошибкой считать, что все шло гладко. Строительство – это сложная область народного хозяйства, и было бы странно, если бы все шло как по накатанной дороге.
Александр Николаевич пишет: «Зимой, в начале 1951 года, обрушилась конструкция ремонтно-механического завода, смонтированная из привозных металлических элементов. Для расследования причин аварии выехал крупнейший металлург нашей страны академик И.П. Бардин, не говоря уже о начальнике главка, отвечавшего за эту стройку. Первые итоги расследования ничего не дали, потребовались химические анализы металла. В конце концов было установлено, что для металлоконструкций использовали хладноломкий металл». Пришлось демонтировать все конструкции. А это десятки тысяч тонн металлоконструкций, которые были заменены на металл, выдерживающий морозы –40…–50 °С. Необходимо отметить, что в начале 1950-х годов при строительстве в Ангарске главком впервые широко была применена тепловая обработка газозолобетона электропрогревом. Предварительно была проведена большая исследовательская работа по установлению лучших приемов и режимов электропроизводства. Кроме панелей из безавтоклавного газозолобетона в Ангарске было освоено производство теплоизоляционных плит из особо легкого известково-зольного газозолобетона.
В 1950-х годах Александр Николаевич руководит строительством Московского государственного университета. Должность была ответственной и почетной. В исключительных темпах шли проектные работы и, одновременно, осуществлялось строительство здания МГУ. Большой и многообразный комплекс зданий и сооружений МГУ был закончен летом 1953 года и сдан государственной комиссии с отличной оценкой. 1 сентября 1953 года состоялся торжественный митинг по случаю окончания работ и начала занятий на всех факультетах МГУ.
После завершения строительства МГУ Александр Николаевич настойчиво просит об освобождении его от руководства управлением строительства Дворца Советов. Его просьба удовлетворена, и он направлен на совершенно новое строительство, как говорится, на передний край науки и техники.
28 июня 1954 года в печати появилось сообщение о пуске в СССР первой атомной электростанции. Строительство АЭС поставило перед учеными, инженерами и строителями совершенно новые задачи. Самое непосредственное участие в проектировании, строительстве объектов атомной энергетики принимал строительный коллектив, которым руководил Комаровский. Еще в 1946 году состоялось решение о строительстве исследовательского комплекса для нужд атомной энергетики. Выбор выпал на район у села Петякино вблизи станции Обнинская Киевской железной дорогои (примерно в 110 км от Москвы).
В районе строительной площадки находилось единственное, полуразрушенное здание, где в октябре 1941 года размещался штаб командующего Западным фронтом генерала Г.К. Жукова. Это здание было восстановлено коллективом строителей, достроено и стало главным корпусом физико-энергетического института.
Одновременно с научно-исследовательскими объектами строился город, которому было дано имя Обнинск. После ряда экспериментов под непосредственным руководством академиков И.В. Курчатова и Н.А. Доллежаля к 1950 году был разработан проект первой в мире атомной электростанции с энергетической мощностью 5 тыс. кВт (рис. 7).
Некоторые данные о стройке. В качестве биологической защиты был принят тяжелый бетон плотностью 3,6 тонны на куб. м, заполнитель – криворожская железная руда. Кроме бетонной защиты реактор имел противонейтронную внешнюю защиту в виде кольцевых баков толщиной 1 м, заполняемых обычной водой.
Одновременно с Обнинском рос и другой город науки – Дубна. История его началась в 1947 году в связи с решением о строительстве первого в СССР крупного ускорителя элементарных частиц – синхроциклотрона мощностью 600–700 мегаэлектронвольт (МэВ). Строительство и монтаж самого синхроциклотрона были завершены в 1949 году. За два года строительства было уложено 20 тыс. куб. м бетона. Одно только верхнее защитное перекрытие толщиной 2 м весило 10 тыс. тонн. На обмотку системы питания и управления было уложено 500 км кабеля.
После большой исследовательской работы, проведенной академиком В.И. Векслером на построенной действующей модели, в Физическом институте АН СССР в г. Дубна был построен синхрофазотрон мощностью 10 ГэВ. Некоторое представление об этом уникальном сооружении дают следующие цифры. Сооружение представляло собой громадное здание в виде цирка диаметром 83,5 м и высотой более 30 м, в котором размещалось магнитное кольцо весом 36 тыс. тонн и основное оборудование ускорителя. Александр Николаевич пишет: «Весьма сложным было сооружение крупнейшего в мире кольцевого ускорителя протонов – синхрофазотрона на энергию в 50–60 ГэВ. В январе 1960 года был вынут первый кубометр земли под котлован основного комплекса ускорителя. Кольцевой магнитный зал был построен из сборных железобетонных элементов, длина окружности составила около 1500 м, и располагался в среднем на 8 м ниже поверхности земли. Кольцевой туннель ускорителя сооружался открытым способом в котловане, при разработке которого выбрано 384 тыс. куб. м грунта. Объем сборных железобетонных конструкций кольцевого зала составил 15 560 куб. м. Верхней биологической защитой магнитного кольца служила пятиметровая обваловка из грунта, общий объем которой, с учетом засыпки пазух, – 381 861 куб. м.
В 1960-х годах А.Н. Комаровский одновременно участвует в строительстве г. Навои, а также многочисленных институтов городка сибирского отделения Академии наук СССР. Проектирование и строительство многих «ядерных» объектов, развитие в целом атомной промышленности и атомной энергетики в нашей стране поставили ряд новых задач перед строительной наукой, в частности материаловедением.
В 1958 году для подготовки квалифицированных кадров инженеров-строителей и проектировщиков ядерных установок в одном из старейших вузов страны была создана кафедра строительства ядерных и специальных сооружений. Руководить кафедрой было поручено д. т. н., профессору А.Н. Комаровскому.
На кафедре под руководством Комаровского производились важные исследовательские работы, прежде всего по следующим направлениям: радиационная стойкость бетона, водород и защитные свойства бетона, засыпная биологическая защита, бетонная защита от гамма-излучений. Результаты исследований по защите ускорителей нашли практическое применение. В частности, защита экспериментального зала ускорителя в Серпухове выполнена в соответствии с рекомендациями ученых кафедры. Результаты работы кафедры также были учтены в проекте реконструкции синхроциклотрона и в ряде других проектов.
В 1964 году в работе Александра Николаевича наступает новый этап. Генерал-полковник Комаровский назначен заместителем министра обороны СССР по строительству и расквартированию. В это сложное время Комаровскому пришлось руководить строительством военных, оборонительных, ракетно-ядерных и других сооружений уже в масштабах всей страны. На этом этапе его деятельности авторам статьи пришлось работать под его руководством, а иногда и встречаться.
Сейчас, когда прошло более 55 лет со дня его смерти, эти встречи вспоминаешь с большим волнением и думаешь, какой это был замечательный человек и выдающийся строитель, и как мало все-таки мы от него переняли. За выдающиеся достижения в строительстве А.Н. Комаровский в 1949 году был удостоен звания Героя социалистического труда, и в 1951 году получил государственную премию. В 1968-м он получил Ленинскую премию, а также был награжден многими орденами и медалями. За умелое руководство и достигнутые успехи в 1972 году А.Н. Комаровскому присваивают воинское звание генерала армии, самое высшее в то время среди военных строителей.
В 1973 году после продолжительной болезни, в расцвете сил Александр Николаевич ушел из жизни.