При работе над книгой «Кому ты так обязан» по истории партизанского движения в Калининской области мне пришлось неоднократно общаться с родственниками бывших партизан. Затем наступила долгая пауза. И вот раздался звонок:
– Это Мигров Александр.
– Мигров… Не родственник ли вы командира разведгруппы 2-й Особой партизанской бригады?
Я не ошибся в предположении. Звонил из Санкт-Петербурга преподаватель Университета путей сообщения, сын бывшего главы Великих Лук, почетного гражданина этого города Алексея Андреевича Мигрова, внук бывшего командира разведгруппы 2-й Особой партизанской бригады (впоследствии командира одного из отрядов 3-й Ленинградской бригады) Андрея Ивановича Мигрова.
Через несколько дней мы беседовали с Александром Алексеевичем у меня дома, в Андреаполе. Нам было о чем поговорить. Дело в том, что в оперативном подчинении 2-й Особой бригады находились Ленинский (Андреапольский) партизанский отряд (в нем воевал мой отец Яков Кириллович Кириллов), а также Сережинский, Пеновский, Осташковский и Молвотицкий отряды.
Ранее о деятельности 2-й Особой бригады в наших краях я своей книге упоминал. В частности, в очерке «Дело особой важности». Альбом же «Голоса незабытых героев» (Санкт-Петербург, 2023 год), изданный группой детей и внуков воинов бригады (его подарил мне Александр Мигров), содержал в биографические сведения о части личного состава бригады. Жаль, тираж скромен – всего 100 экземпляров, что не умаляет ценности подвижнического труда.
Важно отметить тех, кто, кроме Александра Мигрова, занимался подготовкой альбома: Елена Меньшикова (пос. Арти Свердловской области), Анжелика Скрипова, д. Ильчигулово, Артинского района Свердловской области), Юлия Фоминых и Марианна Милюкова (г. Екатеринбург), Елена Калинина и Юлия Шулятьева (г. Санкт-Петербург), Наталья Иванова (пос. Вырица Ленинградской области), Лариса Иванова (г. Дзержинск Нижегородской области), Василий Елфимов (г. Онега Архангельской области), Виктор Зайдентрегер (г. Берлин, Германия).
После общения с Александром Алексеевичем, изучения альбома и получения дополнительных архивных сведений у меня появилась возможность более подробно представить легендарную бригаду.
2-я Особая была сформирована по решению Военного совета Северо-Западного фронта в Осташкове, в августе 1941 года. Ядро составили красноармейцы и командиры, вышедшие из вражеского окружения, а также раненые, прошедших излечение в осташковских госпиталях, и бойцы строительных батальонов. Численность к концу формирования достигла 386 человек (в альбоме приведены их фамилии).
Командиром бригады был назначен майор А.М. Литвиненко из разведуправления Генерального штаба Красной армии, комиссаром – имевший опыт диверсионной работы старший политрук В.И. Терехов, начальником штаба – старший лейтенант А.П. Белаш, начальником разведки – старший лейтенант А.В. Герман (будущий командир 3-й Ленинградской бригады). Места первоначального базирования основных сил бригады – деревни Поляны и Малая Переволока Пеновского района Калининской области.
В хронологии основных действий бригады стоит выделить событие, вызвавшее международный резонанс и, возможно, изменившее ход войны. В конце ноября бригадная разведка обнаружила склад немецких боеприпасов в районе г. Холм (ныне Новгородская область). Это были химические снаряды. Следовательно, гитлеровцы готовились к их применению. Заявление Советского правительства об этом факте сопровождалось протестами мировой общественности и остановило Гитлера в осуществлении зловещих планов.
Тем временем штаб Северо-Западного фронта требует усилить разведку. В очерке комиссара штаба бригады П.А. Кумриди «Из Второй особой…» (книга «Память грозовых лет») подчеркивается: «Не ошибусь, если скажу, что ни одно партизанское формирование не имело в первые месяцы войны таких средств связи, как наши. Почти ежедневно по радиостанции мы передавали в штаб Северо-Западного фронта разведывательную информацию, а оттуда получали указания, приказы: «Разведайте наличие и характер укреплений противника на рубеже реки Западная Двина». «Уделите особое внимание непрерывной разведке и действиям на дорогах, идущих на северо-восток из районов Себежа и Опочки»…»
В ответ летели сообщения: 14 декабря: «Данные отходе противника Осташков–Андреаполь подтверждаем. Андреаполе сосредоточение до двух батальонов». 21 декабря: «Большаку Осташков, Молвотицы, Старая Русса–Демянск большое движение автотранспорта. Молвотицы тыловые органы и два войсковых штаба». 25 декабря: «Волго-Верховье штаб, Еськино противник расквартирован на отдых»…»
Кумриди привел любопытный документ – письмо «кумы» к «куму». Это оно предшествовало взрыву склада в Андреаполе: «Дорогой кум. Вчера я была в нашем районном центре. Там большой базар. Продается много гусей, уток и кур. Своими глазами видела больше полусотни гусей, около сотни уток, а курам и счета нет. Но цены сердитые. Гуси стоят от 75 рублей до 155 рублей. Много спекулянтов. Так что, кум, на этот базар надо ехать с большими деньгами. Остаюсь, любящая твоя кума Василиса Прохоровна». Заместитель комбрига А.В. Герман разъяснял эту записку так: «Кум – это я. Базар – штаб. Гуси – пушки. Утки – минометы. Куры – пулеметы. Цены – калибр орудий. Спекулянты – полевые войска. Ну а любящая кума – наша разведчица». Речь шла об уроженке Лихославля Екатерине Даниловой. Перед войной, окончив в Калинине медицинскую школу, она работала зубным техником в Свищевской больнице Лесного района. В результате ее тщательной разведки удалось уничтожить в Андреаполе головной склад снарядов, готовых к отправке на фронт. Диверсию совершили (группы Г.Ф. Быкова и И.И. Сергунина (отряд М.Ф. Ганева).
Из дневника М.Ф. Ганева: «…11 декабря. 2-мя командами в Андреаполе взорвали склад с боеприпасами, в результате поднялся сильный огненный столб, осколки летели на противоположную сторону, на снегу лежала черная полоса на целый километр. В д. Курово, в 3 км от Андреаполя, посыпались со стен фотографии, в одном доме завалилась печь». А вот как описывает те дни в своем дневнике начальник политотдела 2-й ОПБ М.Л. Воскресенский: «Группой №3 отряда №1 были проведены налеты на шоссе, взорван склад с боеприпасами в Андреаполе, уничтожено свыше 20 автомашин, подорвано ж-д полотно на линии Торопец–Пено, без выстрела захвачено полицейское управление с 19 полицейскими и 7 немцами, где были захвачены трофеи. В этих операциях особенно отличились Паршенков Владимир Григорьевич, Быков Георгий Фомич».
Враг не на шутку встревожился. Были разгромлены его гарнизоны в населенных пунктах Даньково, Морозово, Моисеево, штаб полка кавалерийской бригады СС в Молвотицах. Это создавало благоприятные предпосылки для наступления наших войск, начавшегося 9 января 1942 года.
После встречи с воинами 4-й ударной армии 17 января из деревни Бели бригада устремилась на запад Калининской области впереди наступающих войск, ведя разведку, устраивая новые диверсии. Читаю справку о дальнейших действиях бригады, составленную бывшим командиром одного из отрядов Н.А. Бурьяновым:
«28 января – разгром объединенными отрядами бригады под командованием А.В. Германа ж.д. станции Насва. Геройски прогиб боец – коммунист Кислов.
30.1.42 г. – разгром гарнизонов ж.д. станций Маево и Выдумка.
4–5 февраля – д. Большое Маковейцево. Разведка нового района боевых действий бригады (Кудеверь и Пустошка).
16 февраля – ликвидация фермы крупного рогатого скота гитлеровцев. Скот и фураж розданы населению, часть – партизанам.
20 февраля. В связи с ростом численности бригады за счет бойцов и командиров, выходящих из окружения, командование бригады решило создать новые отряды. Отряд №7 под командованием Ганева М.Ф., комиссара Чистова. Отряду лейтенанта Тарасюка В.О. поручается охрана штаба. Командиром отряда №6 назначается воентехник I ранга Паутов В.А. Для борьбы с вражеской агентурой создается Особый отдел, начальником которого назначается политрук Пенкин С.Д.
23 февраля в д. Чурилово состоялся парад частей 2-й ОПБ в честь 24-й годовщины Красной армии, первый парад в тылу врага в истории ВОВ.
5–18/III 42 г., д. Каменка Пустошкинского района. Разведка второй линии обороны гитлеровцев в районе старой границы и бои с карателями.
27 марта. Разоблачена и обезврежена Особым отделом группа Старчака, заброшенная фашистами в бригаду под видом окруженцев…»
Не эта ли история с псевдопартизанским отрядом нашла отражение в фильме «Фронт за линией фронта», части знаменитой кинотрилогии, снятой по роману Семена Цвигуна «Мы вернемся»?
Невозможно без волнения знакомиться с краткими биографиями бойцов бригады, их объяснительными записками:
«Сержант Блинов Алексей Григорьевич. Родился 27.12.1918 в г. Богородск Горьковской области. Призван в РККА 03.09.1938 г. За бои на Халхин-Голе указом от 17.11.1939 г. был награжден медалью «За отвагу». Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 г. В составе 2-й Особой партизанской бригады Северо-Западного фронта с 28 декабря 1941 г. С июня 1943 г. в составе 3-й ЛПБ. Разведчик отряда Тебенькова 3-го полка сержант Блинов А.Г. расстрелян немцами 7.07.1943 г. Место захоронения неизвестно».
«Младший сержант Волков Михаил Александрович. Родился 22.12.1917 г. в пос. Кусья Чусовского района Молотовской области. Призван в РККА в 1938 году. Служил в 524 СП 112 СД. Был в окружении в районе г. Невель. С 4 февраля 1942 г. в составе 2-й Особой партизанской бригады Северо-Западного фронта. С июня 1942 г. в составе 3-й ЛПП. С октября 1942 г. в составе 13-й Калининской партизанской бригады. Командир отделения бригады был убит в бою 15.03.1943 г. в районе д. Алексино Локнянского района Калининской области».
«Евстигнеев Андрей Сергеевич. Родился в 1917 г. в г. Рузаевка Мордовской АССР. В РККА призван в марте 1939 г. Иссинским РВК. Служил в 91 ОСБ. Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 г. С 28 января 1942 г. в составе 2-й Особой партизанской бригады Северо-Западного фронта. С июня 1943 г. в составе 3-й ЛПБ. Разведчик 51-го отряда Евстигнеев А.С. убит в бою 17 сентября 1942 г. в районе оз. Тресно Карамышевского района Ленинградской области (ныне Псковской) области. Место захоронения неизвестно. Награжден медалью «За отвагу».
«Копылов Аркадий Георгиевич. Родился 29.01.1918 г. в с. Таналык Новоорского района Оренбургской области. Окончил педагогическое училище и работал учителем. Призван в РККА 18.11.1939 г. Новоорским РВК. Служил в 415 СП. Участник Великой Отечественной войны с 25 июня 1941 г. Воевал в Латвии в 46 МСП 46 ТД 21 МК, у г. Двинск. Был в бою с 26 июня по 3 июля. 10 июля попал в плен, 28 июля из плена бежал. 14 сентября примкнул к группе политрука Костарева. С 6 февраля 1942 г. в составе 2-й Особой партизанской бригады Северо-Западного фронта в отряде №7. С группой бойцов участвовал в диверсии на ж.д. С июня 1942 г. в составе 3-й ЛПБ. Сержант Копылов Аркадий Георгиевич героически погиб в бою за Партизанский край осенью 1942 г. Место захоронения неизвестно».
«Родичев Иван Владимирович. Родился в 1908 г. Колхозник, д. Княжево Кубиноозерского района Вологодской области. Красноармеец, ездовой 286 ЛАП 111 СД 40 СК. С декабря 1941 г. в составе 2-й Особой партизанской бригады Северо-Западного фронта. С 1.12.42 г. в отряде Харченко. С 10.2.1943 г. подрывник отряда Выскубова 1-го отдельного партизанского полка. Убит в бою 24.08.1943 г. Похоронен в д. Жарки».
«Севостьянов Иван Сергеевич. Родился в 1922 г. Адрес семьи: д. Максимово Борисовского с/с Крапивинского района Новосибирской области. В РККА призван 5 мая 1941 г. Костромским РВК. Красноармеец 398 СП 118 СД. Воевал под г. Остров. 17.07.1941 г. попал в плен. Из плена два раза бежал. С 31 января 1942 г. в составе 2-й Особой партизанской бригады Северо-Западного фронта. С 9.02.1942 г. в глубоком рейде с отрядом №7. Отличился в бою у д. Рудня БССР. С июня 1942 г. в составе 3-й ЛПБ. Отличился в боях за Партизанский край. При отражении атаки 18.08.1942 г. ранен и направлен на излечение в госпиталь в Советский тыл. С сентября 1943 г. в отряде №39 4 полка 3-й ЛПБ В житницком бою 6 сентября 1943 г. ранен и 24.09.43 г. вывезен в госпиталь №3028».
Во 2-й Особой бригаде начинал боевой путь (позже был передан в бригаду им. Дениса Давыдова) отряд Калининского управления НКВД «Земляки», созданный преимущественно из старшеклассников Кувшиновского района. Деятельности отряда посвящнав книга одного из командиров отряда В.И. Терещатова «900 дней в тылу врага». Воевали в составе бригады и представители других районов нынешней Тверской области. Среди них старшина Михаил Васильевич Чугунов (родился в 1919 году в д. Бурцевы Горы Рамешковского района), погибший в бою 30 августа 1942 года (место захоронения неизвестно). Лейтенант Василий Михайлович Бойков (родился в 1919 году в д. Сидорково Максатихинского района), погибший в ночном бою у д. Житница 6 сентября 1943 года. Красноармеец Николай Иванович Иванов (родился в 1920 г. в д. Жары Фировского района). Работал шофером. Призван в РККА 9 ноября 1940 года. Воевал под г. Ковель. 16 сентября 1941 года попал в окружение. К концу декабря вышел из окружения в район г. Торопца. С 30 декабря в составе 2-й Особой партизанской бригады. Судьба Николая Ивановича неизвестна.
Екатерине Яковлевне Даниловой посчастливилось прожить долгую жизнь. После героической гибели в ночь с 5 на 6 сентября 1943 года командира 3-й Ленинградской бригады, Героя Советского Союза, майора Александра Викторовича комбригом был назначен Иван Васильевич Крылов. Трудно было не влюбиться комбригу Крылову в симпатичную медсестру и храбрую разведчицу с русой косой. С 1943 года, поженившись, они всегда были вместе. Вместе встретили Победу, вместе в 1952 году по направлению обкома КПСС уехали на Дальний Восток, на строительство Райчихинской ТЭЦ. Екатерина Яковлевна родила и вырастила вместе с мужем шестерых детей. Умерла в поселке Прогресс 19 февраля 2010 года.
Отрадно, что дети и внуки партизан 2-й Особой бригады хранят память о своих героических предках. Как, например, Лариса Геннадьевна Иванова – внучка младшего политрука Григория Алексеевича Деева, погибшего17 марта 1942 года в бою у д. Бол. Нижняя Идрицкого района Калининской области. Он родился в 1911 году в селе Благовещенский Завод Башкирской АССР. Окончил исторический факультет Свердловского инженерно-педагогического института. В РККА был призван в феврале 1940 года. Войну встретил на западной границе в составе 166-го стрелкового полка 98-й стрелковой дивизии. Воевал под Невелем и Идрицей, попал в окружение. С этого времени числился без вести пропавшим.
Лариса Геннадьевна в своем рассказе приводит такой факт: « У нас в семье хранятся его дневники – три старые исписанные мелким почерком тетради. Это были его личные дневники, которые он вел, когда учился в Свердловском инженерно-педагогическом институте. После окончания института он стал учителем истории, но всю жизнь мечтал стать литератором-писателем или поэтом. Григорий очень любил жизнь, природу своего края. А свои впечатления пытался выразить в стихах:
Светило солнце в ясном небе,
Прохладой веял ветерок,
Шумела ива на том бреге,
И волны бились о песок.
И мысли, ясные как солнце,
Бродили в юной голове:
Нет счастья большего на свете,
Чем посвятить свой труд земле!
Окончив институт, он уехал по распределению в небольшой башкирский городок Зилаир преподавать историю в педучилище. Он был учителем «от Бога». Ставил со студентами спектакли, замечательно играл на многих музыкальных инструментах, пел под гитару, сотрудничал с газетами, продолжал писать стихи. Там он повстречал свою любовь, мою бабушку Григорьеву Зинаиду Павловну. Мечта стать литератором сопровождала его всю жизнь, даже имя для своей дочки он придумал особенное – Лира. Так мою маму и зовут: Лира Григорьевна…
Бабушка получила официальное письмо: «Деев Григорий Алексеевич пропал без вести в июле 1941 г.» Только недавно благодаря неравнодушным людям я узнала, что дед примкнул к партизанам. Воевал в составе седьмого отряда Второй Особой партизанской бригады. Героически погиб в бою 17 марта 1942 г. Место захоронения установлено неточно. Поиск продолжается в районе Себеж–Пустошка Псковской области…»
О судьбе уроженца села Воргол Путивльского района Сумской области УССР командира 2-й Особой партизанской бригады А.М. Литвиненко мне впервые рассказал Виктор Ильич Терещатов. В марте 1942 года, после выхода в советский тыл, 2-ю Особую бригаду передали в распоряжение Ленинградского штаба партизанского движения. Литвиненко и ряд других офицеры были направлены в штаб фронта, после чего Алексей Михайлович, в звании подполковника, служил заместителем командира 20-й Гвардейской механизированной бригады и 22-й механизированной дивизии.
С боями дошел до Берлина. После капитуляции фашистской Германии был назначен комендантом одного из немецких городов. Скоропостижно скончался от сердечного приступа 28 января 1946 года. Похоронен в г. Потсдам. Награжден орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны I степени, медалями. Его именем названы улицы в Осташкове и Пустошке. «Я не помню, чтобы какого-либо другого командира так любили и уважали, как Леонида Михайловича Литвиненко (в официальных источниках Леонида Михайловича называют Алексеем Михайловичем. – В.К.)», – вспоминал Герой Советского Союза, в послевоенные годы председатель Новгородского облисполкома И.И. Сергунин.
Удалось отыскать и свидетельства о судьбе комиссара бригады Владимира Ильича Терехова. После излечения в госпитале он стал заместителем по политчасти командира 294-го полка 17-й стрелковой дивизии. Воевал до полного разгрома гитлеровцев. В сентябре 1946 года, в звании подполковника, уволился в запас. Проживал в г. Истра Московской области. Его заслуги перед Родиной были отмечены двумя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны I степени, медалями. Владимир Ильич неоднократно бывал в местах, где ему выпало воевать, переписывался с местными жителями.
Вот строки из его письма (1967 год) жительнице д. Поляны Е.Ф. Соловьевой: «…Вас я хорошо помню. И без труда и без посторонней помощи найду приземистый дом, во второй передней которого я жил. С приходом нас к Вам в деревне Поляны не было гитлеровцев. Вы жили полнокровной советской жизнью, избавленной от ужасов фашистской оккупации…»
Экземпляр альбома «Голоса незабытых героев» я отвез в село Ворошилово, директору тамошней средней школы, краеведу Геннадию Николаевичу Потапову, для Ворошиловского краеведческого музея.
– Какие захватывающие, часто – трагические судьбы! Сделаем в школе стенд по истории бригады, – сказал Потапов.
Обрадовал меня Геннадий Николаевич и еще одним известием:
– Ваша книга «Кому ты так обязан» зачитана ребятами до дыр…
Для меня, сына партизана, родившегося через год после великой Победы, знавшего многих друзей отца, слушавшего их воспоминания, большинство из партизан и подпольщиков, в том числе бойцов 2-й Особой бригады, все равно что святые. У скольких из них безвременно прервались «мысли, ясные как солнце»!
Несмотря на то, что альбом называется «Голоса незабытых героев», в предисловии подчеркивается, что деятельность 2-й Особой партизанской бригады, как и многих других партизанских соединений начального периода войны, незаслуженно забыта. Трудно с этим не согласиться. В истории бригады остается немало белых пятен. Так, неизвестны места захоронений значительной части павших героев. Авторы альбома подчеркивают, что их труд «будет полезен и для тех, кто до сих пор ищет своих пропавших без вести родственников. Они увидят, что их пропавшие бойцы могли не погибнуть в 1941 году, а попасть в партизаны». Было бы неплохо, если бы поисковики постарались найти дополнительные сведения о бригаде (к примеру, мало сведений об Александре Павловиче Белаше, начальнике штаба бригады, не обнаружилось даже его фото).
Поскольку сохранившиеся деревни Поляны и Малая Переволока, где в конце 1941 года дислоцировалась 2-я Особая партизанская бригада, находятся рядом с селом Ворошилово, в будущем году дети и внуки бойцов легендарной бригады, хранящие память о них, намерены побывать в этих местах. И – естественно, в Осташкове, где формировалась бригада и установлен в ее честь памятник.
Валерий КИРИЛЛОВ,
Андреаполь–Пено–Тверь