Как показывают соцопросы, в стране неуклонно растет число тех, кто выступает за возвращение городу-колыбели Революции, городу-герою Великой Отечественной славного имени Владимира Ильича Ленина. Об актуальности данной темы свидетельствует, в частности, и непрекращающийся поток писем в адрес редакции «Советской России», посвященных этой теме.
27 января в стране отметили 80-летие снятия блокады Ленинграда. В этот день граждане России вновь отдали дань памяти защитникам Родины и мирным жителям – жертвам тех трагических событий. Город-колыбель Революции не склонил свою голову перед фашистами. Он стал символом сопротивления гитлеровской агрессии. Символом борьбы за свободу и независимость в смертельной схватке с коллективным Западом. Бесчеловечная блокада, организованная «носителями высшей цивилизации», оказалась самой масштабной попыткой геноцида гражданского населения за все годы Второй мировой войны.
Член Президиума Центрального Совета РУСО, кандидат исторических наук, контр-адмирал В.А. Попович, отдавший службе в ВМФ СССР более тридцати лет своей жизни, направил в редакцию газеты очень интересный материал на эту тему. Ввиду очевидной ограниченности газетной площади приведем лишь наиболее важные отрывки из статьи Василия Андреевича.
Она называется «Отцы и деды отстояли Ленинград, а ельцинисты предали». В подзаголовке автор ставит вопрос: кому не по душе город-герой Ленинград? Несмотря на несгибаемую стойкость ленинградцев и мировую славу города Ленинграда, такого названия на карте России больше нет, пишет В.А. Попович. «Даже царь Николай II, несмотря на родственные связи с немцами, из-за их агрессии против славян и России переименовал Санкт-Петербург в Петроград, а ельцинисты сделали наоборот… Ныне Германия ведет себя агрессивно по отношению к России, порой даже больше, чем США. Не пора ли одуматься и восстановить – вернуть! – городу имя Ленина, а Волгограду – Сталина?» – ставит вопрос автор.
Он напоминает, что с разрушением Советского Союза ельцинским руководством был взят откровенно капитулянтский, прозападный курс, предполагавший полный отказ от суверенитета и превращение нашей страны в поставщика дешевых природных ресурсов для Запада. «После 1991 года ельцинисты воскресили многих душителей и предателей нашего народа, кто так или иначе пытался осуществить задумки Гитлера уничтожить нашу страну и захватить Ленинград…» – пишет Василий Андреевич.
В планы нацистских преступников входил не только захват города, но и изменение его названия. Его планировалось избавить от коммунистического названия «Ленинград» и дать ему более европейское, немецкое название – Petersburg. Одновременно с этим предполагалось осуществить геноцид 3-миллионного населения, уничтожить или вывезти в Германию сокровища мировой культуры, отмечает автор материала.
«В плане «Барбаросса» Ленинград рассматривался как важный, первоочередной город – колыбель Революции, носившей имя Ленина, подлежащий уничтожению. Этим гитлеровцы преследовали несколько целей, а именно: захват главной базы Балтийского флота; уничтожение военно-промышленного потенциала; ликвидация опасности контрудара фашистским войскам в тыл в ходе контрнаступления на Москву. Наступление на Ленинград носило и политический характер, – акцентирует внимание автор. – Город был главным символом Революции и «большевизма». Гитлеровцы планировали овладеть городом в конце июля 1941 года. Однако вермахт встретил яростное сопротивление сухопутных войск и моряков-балтийцев, поэтому достичь пригорода Ленинграда фашисты сумели только в сентябре».
Наступление группы армий «Север» поддерживал 1-й воздушный флот люфтваффе, а части сил 5-го воздушного флота и финские ВВС наносили удары со стороны Финляндии. «Начиная вторжение на территорию Советского Союза, Гитлер был уверен, что ленинградцы город сдадут, и хвастливо заявил: «Через три недели мы будем в Петербурге». Немцы наступали стремительно, и к 1 июля фашистские войска захватили Каунас, Вильнюс, Ригу. Финская армия под командованием К.Г. Маннергейма готовилась нанести удар по Петрозаводску и Ленинграду… Теперь палачу и душителю ленинградцев в городе создали музей, куда возят жителей и гостей, дурят молодежь города-героя заслугами предателя и палача!» – справедливо возмущается Василий Андреевич.
Наступление фашистов непосредственно на Ленинград началось 10 июля 1941 года. Удары наносились с нескольких направлений. Немецкие войска наступали на город с юго-запада, а финская Карельская армия атаковала севернее озера Янисъярви. Она прорвалась к побережью Ладожского озера, расчленив 7-ю советскую армию на две части. Обстановка была очень тяжелой. 10 июля ГКО принял решение образовать Главное командование северо-западного направления во главе с маршалом Советского Союза К.Е. Ворошиловым и членом Военного совета А.А. Ждановым.
В июле–августе 1941 года 500 тысяч ленинградцев ежедневно трудились на строительстве оборонительных сооружений. Общая протяженность линий обороны достигла 900 километров. По инициативе трудящихся, партийных и комсомольских организаций в городе создавалось народное ополчение. Было сформировано 10 дивизий общей численностью около 160 тысяч человек. 8–10 августа боевые действия велись уже на ближних подступах к городу. К концу августа финские войска прорвали нашу оборону и вышли к Карельскому перешейку – старой государственной границе, которая проходила там до советско-финской войны 1939–1940 годов.
На немецкую группу армий «Север», которой командовал фон Лееб, Гитлер возлагал большие задачи и надежды. Захват Ленинграда, пишет В.А. Попович, облегчал Германии достижение ряда важных стратегических целей. Его предполагалось осуществить путем организации блокады, которая превратилась в долгосрочную и длилась 872 дня – с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года. По сути, нацистские преступники сделали ставку на то, чтобы уморить 3-миллионное население Ленинграда голодом, то есть на масштабный, невиданный в истории геноцид.
Но именно Ленинград стал первым советским городом, который фашисты не смогли захватить – хотя они уже заблаговременно назначили его военного коменданта и даже заготовили и раздали офицерам спецпропуска на автомобили для прогулок по набережной Невы. 4 сентября 1941 года фашисты произвели первые обстрелы города из 240-мм орудий. Этот день стал началом тяжелых испытаний для ленинградцев. 8 ноября враг перерезал последнюю железную дорогу, по которой в город доставлялись жизненно важные грузы. Артобстрелы и авианалеты не давали покоя ни днем, ни ночью. Самым страшным испытанием оказался голод, унесший в могилу сотни тысяч жителей.
С началом блокады руководством страны были приняты решительные меры по организации обороны города, эвакуации детей, стариков, больных и раненых, пишет Василий Андреевич. «Ладога стала связующим звеном города с Большой землей. По ледовой Дороге жизни было переправлено в тыловые районы СССР более 500 тысяч ленинградцев, свыше 15 тысяч станков, 7 тысяч тонн цветных металлов. Ленинградцы мужественно и стойко переносили голод, холод, постоянные бомбардировки, гибель родных и близких. Во время блокады умерло 641 803 человека… Однако точные цифры погибших сказать никто не сможет. Рука об руку с сухопутными войсками в районе Волхова, Ораниенбаума, на реке Свирь, на «Невском пятачке» мужественно сражались моряки и морские пехотинцы. Они переносили все тяготы и лишения осажденного города. В городе пять раз снижался продовольственный паек, рабочие получали 250 г хлеба в сутки, а остальное население – 125 г. Недоедание привело к росту смертности. Некоторые историки считают, что речь должна идти об одном миллионе ленинградцев». Но несмотря на трудности и голод, жители продолжали сопротивляться. На подступах к городу они рыли рвы, возводили проволочные заграждения, сооружали огневые точки. Эти работы велись под постоянными артобстрелами со стороны противника.
12 января 1943 года свыше четырех с половиной тысяч артиллерийских орудий Ленинградского и Волховского фронтов и Балтийского флота обрушили на головы гитлеровцев смертельный металл. Началась операция по прорыву блокады Ленинграда. В течение нескольких дней, преодолевая сопротивление противника, войска 67-й и 2-й ударной армий громили врага. 18 января части Ленинградского и Волховского фронтов встретились, освободив все южное побережье Ладожского озера. В течение года город все еще оставался прифронтовым и подвергался артобстрелам. И только 27 января 1944 года блокада была снята. В.А. Попович приводит слова М.И. Калинина, сказанные им в январе 1945 года: «Другого такого патриотизма, как тот, который проявило население великого города Ленина в борьбе с самым отъявленным врагом прогрессивного человечества, с врагом, который вызывал дерзкую мысль – подчинить человечество банде закоренелых реакционеров, мир еще не видел…»
К тому, что сказал наш читатель, остается добавить еще несколько слов. Проведение специальной военной операции воскресило в памяти народа многие героические страницы Великой Отечественной. Боевые действия на фронте вновь сопровождаются войной символов и смыслов. И нельзя не признать, что на протяжении всей своей истории город на Неве сумел побывать в двух ипостасях: и в качестве политического центра ориентированной на Европу периферийной империи, и в совершенно ином качестве – как одного из наиболее мощных символов противостояния коллективному Западу. Долгое время Санкт-Петербург – духовно и материально – олицетворял собой петровское «окно в Европу», стремление войти на равноправных началах в «европейскую семью народов». Ленинград же был и останется в истории нашей страны символом национального сопротивления и нашей Великой Победы.
Сегодня европейская форточка окончательно захлопнулась. Высокомерные англосаксы указали нам на дверь. Для Запада мы теперь даже не клиенты, а цель, которую он рассматривает через прицел. А значит, настало время сверить часы и определить новую траекторию движения, ярким символом которой является город-герой Ленинград.
Дмитрий ГОРБУНОВ
Ленинградки
Что тяжелее тех минут,
Когда под вьюгой одичалой
Они на кладбище везут
Детей, зашитых в одеяла?
Когда ночами снится сон,
Что муж – навстречу, по перрону…
А на пороге – почтальон
И не с письмом, а с похоронной.
Когда не можешь есть и спать
И кажется, что жить не надо…
Но ты жива. И ты опять
Идешь на помощь Ленинграду.
Идешь, сжимая кулаки,
Сухие губы стиснув плотно.
Идешь. И через грудь – платки:
Крест-накрест, лентой пулеметной.
Юрий ВОРОНОВ