У каждого поколения свои герои и кумиры. У первого послевоенного поколения в качестве примера для подражания были, прежде всего, фронтовики, прошедшие горнило Великой Отечественной войны, герои Гражданской войны, первых пятилеток, а начиная с 60-х годов ХХ столетия – космонавты. В каждой школе висели портреты героев ВОВ и описание их подвигов. Советская молодежь брала с них пример. Сегодня иное общественное сознание, особенно у молодежи, расхристанное «звездами» кино и шоу, скандальной богемой. Немалая часть молодежи, стремясь походить на этих «звезд», живет теми же «идеалами», в результате которых невооруженным глазом видна деградация в нравственно-политическом отношении российского общества. Проходящая на Украине СВО (специальная военная операция) наглядно высветила важнейшую очевидность: без коренного изменения информационно-воспитательной и социальной политики в стране невозможно реализовать цели СВО. Без укрепления политического, духовного единства нашего общества. В интернете распространен видеоролик со стихами поэта Олега Кашицина, в котором поэт с болью в сердце говорит о некоей шизофрении в обществе, с которой столкнулся защитник Родины, вернувшийся с поля боя.
Я, вернувшись с войны, ничего не пойму.
Кто-то слышит в России еще про войну.
Сплошь концерты, эстрада, фанфары гудят,
Под Донецком – бои, будто громом набат.
Стойки барные – водка, коктейль, вино.
И понять никому здесь совсем не дано.
Вечер томный, над речкою виден салют.
Веселится элита: ведь здесь не убьют…
Время, когда должны во весь голос звучать имена тех подвижников, которые на века должны остаться в памяти народа и истории Российского государства, кто своими делами или поступками явится для новых поколений страны нравственно-политическим ориентиром.
Один из таких героев – Александр Матросов, чье имя навсегда вписано золотыми буквами в летопись Великой Отечественной войны.
Подвиг Матросова совершили многие бойцы, жертвуя своей жизнью во имя светлого будущего Родины, во имя полного разгрома фашистского агрессора на нашей земле и в логове, откуда он пришел.
Александр Матвеевич Матросов родился 5 февраля 1924 года в городе Екатеринославе (Днепропетровск). Согласно имеющимся документам, прошлое у А. Матросова было вовсе не героическим. Еще ребенком он оказался вне семьи (мать у него умерла, когда ему было 7 лет, а с мачехой он не ужился), был замешан в краже и подростком направлен в режимный детский дом в Ульяновской области. В 1939 году его послали в Куйбышев (Самара) учиться на формовщика на вагоноремонтный завод, который он самовольно покинул и ехал в Саратов. Приговором народного суда города Саратова от 8 октября 1940 года А. Матросов был осужден по статье 192 Уголовного кодекса РСФСР на два года лишения свободы «за нарушение паспортного режима» и отправлен в Уфимскую детскую трудовую колонию. Там он стал учеником слесаря, завершил семилетнее образование, а благодаря авторитету среди подростков и образцовому поведению становится помощником воспитателя. Для сверстников Александр был примером: одним из лучших боксеров и лыжников города. Друзья по детской трудовой колонии отзывались о нем как о бойком и веселом парне, который любил играть на гитаре и балалайке, умел отбивать чечетку, писал стихи. Вспоминали с его слов напутствие родной матери, говорившей ему в свое время: из-за своей ловкости и излишней активности он будет либо справным молодцом, либо преступником.
Когда началась Великая Отечественная война, А. Матросов, как и десятки тысяч его сверстников, оббивая пороги военкомата, просился на фронт. В 1942 году, когда ему исполнилось 18 лет, был призван в ряды Рабоче-Крестьянской Красной армии (РККА). В октябре 1942-го его направили на учебу в Краснохолмское пехотное училище возле Оренбурга. Здесь молодые курсанты по полной осваивали на практике военную науку: жили в землянках, совершали длительные марш-броски при 40-градусном морозе. Их готовили по окончании училища стать командирами взводов и рот. Но фронт срочно требовал новых пополнений, и в начале января 1943 года Александр вместе с сослуживцами, недоучившись, отправился простым бойцом на Калининский фронт. 12 февраля 1943 года его зачислили стрелком-автоматчиком во 2-й отдельный стрелковый батальон 91-й отдельной Сибирской добровольческой бригады им. Сталина.
Тогда лишь каждый пятый пехотинец на фронте получал автомат, остальных по-прежнему вооружали винтовками. Согласно требованиям «Боевого устава», «автоматчиком может быть только лучший по деловым качествам боец. Быстрота, смелость, внезапность и самостоятельность в действиях должны всегда сопутствовать автоматчику». Вскоре его избрали групкомсоргом и назначили агитатором взвода в роте автоматчиков 2-го стрелкового батальона.
И вот в феврале, при свете коптилки, перед боевым крещением он пишет письмо своей девушке.
«Вот и сейчас хочется поговорить с тобой обо всем, что чувствую, что переживаю. Да, Лида, и я видел, как умирали мои товарищи. А сегодня комбат рассказал случай, как погиб один генерал, погиб, стоя лицом на запад. Я люблю жизнь, хочу жить, но фронт такая штука, что вот живешь-живешь, и вдруг пуля или осколок ставят точку в конце твоей жизни. Но если мне суждено погибнуть, я хотел бы умереть так, как этот наш генерал: в бою и лицом на запад. Твой Сашок».
Я выделил последние строки не случайно. Хочется подчеркнуть, насколько ответственно и зрело рассуждал молодой советский парень, когда Родина оказалась в беде. Потрясают эти слова о готовности «упасть лицом на Запад», откуда пришли гитлеровские полчища.
Правы те, кто изумляется, как емко сформулированы представления о смысле жизни в 19 лет.
27 февраля 1943-го года командованием бригады перед батальоном была поставлена боевая задача: выбить из опорного пункта немецких фашистов, который располагался рядом с деревней Плетень Локнянского района Калининской области (с октября 1957 года территория Псковской области).
Оказавшись на опушке леса, красноармейцы мгновенно попали под шквальный огонь немцев, окопавшихся в трех дзотах. Из пулеметов изрыгался смертоносный огонь, не позволявший не то что продвинуться к деревне ни на шаг, но даже поднять голову. Двум штурмовым бригадам удалось подавить фланговые ДЗОТы, но немецкий пулеметчик центрального ДЗОТа продолжал обстреливать лощину на подступах к деревне.
Первая штурмовая группа, отправившаяся на подавление огневой точки, не вернулась. Тогда на уничтожение ДЗОТа двинулась группа в составе Петра Огурцова и Александра Матросова. Не дойдя несколько шагов до ДЗОТа, П. Огурцов получил тяжелое ранение. Теперь А. Матросову предстояло выполнить поставленную задачу в одиночку. Он сумел подобраться к амбразуре с фланга и с расстояния примерно 30 метров бросил одну за другой две гранаты. Пулемет смолк, но стоило красноармейцам подняться в атаку, как вновь застрочила оттуда пулеметная очередь. И тогда Саша бросился на амбразуру!.. Секунды и решили исход боя! Немецкий пулеметчик, видимо, испытал сильнейший шок от происшедшего. Ему в силу тевтонского менталитета было неведомо, почему русский солдат, не жалея жизни, бросается на амбразуру. Для него загадка подвиг самопожертвования. К тому же тело погибшего заслонило сектор обзора… Когда пулеметная очередь отбросила безжизненное тело советского бойца, наступающие красноармейцы уже успели прорваться. ДЗОТ смолк! Путь на деревню был открыт.
Старший лейтенант П. Волков, 36-летний командир, уроженец Нижнего Тагила, работник политического отдела, на комсомольском билете № 17251590, залитый кровью А. Матросова, написал: «Лег на боевую точку противника и заглушил
Комсомольский билет А. Матросова
ее. Проявил геройство». Похоронили героя в той же деревне. На вырванном листке из тетради написал донесение в политический отдел о подвиге А. Матросова:
«Начальнику политотдела 91-й бригады добровольцев-сибиряков… Нахожусь во втором батальоне. Наступаем… В бою за д. Чернушки комсомолец Матросов, 1924 года рождения, совершил героический поступок – закрыл амбразуру дзота своим телом, чем и обеспечил продвижение наших стрелков вперед. Чернушки взяты. Наступление продолжается. Подробности доложу по возвращении. Агитатор политотдела ст. л-нт Волков».
Но вернуться старший лейтенант Волков не смог: в тот же день, 27 февраля, он погибает в бою.
Деревня Чернушка войдет в наградной лист Александра Матросова, вместо деревни Плетень, и в историю Великой Отечественной войны. Назначенный в апреле 1943 года командующим Калининским фронтом генерал-полковник А.И. Ерёменко, узнав в штабе фронта о подвиге А. Матросова, изучил документы о героическом поступке, о личности красноармейца, особенно его прошлое, и в колонии, и в пехотном училище, и на фронте, поразился: такие нелегкие годы и такой патриотический поступок! Командующий направил на имя Наркома обороны СССР Сталина ходатайство о присвоении Александру Матросову высокого звания Героя. 19 июня 1943 года Президиум Верховного Совета СССР присвоил А. Матросову звание Героя Советского Союза. Народный комиссар обороны СССР, маршал Сталин подписал Приказ N 269 от 8 сентября 1943 года о зачислении Александра
Матросова (навечно) в 1-ю роту 254-го гвардейского стрелкового полка и присвоении этому полку имени погибшего героя.
А. Матросов стал первым из всех воинов РККА, которых навечно зачислили в списки части.
В Приказе подчеркивалось, что подвиг красноармейца Матросова – это пример мужества и героизма всем воинам Красной Армии. «…Приказ прочесть во всех ротах, батареях и эскадронах».
В 1948-м году прах А. Матросова перезахоронили в Великих Луках (Псковская область). В память о его подвиге сняты художественная картина «Рядовой Александр Матросов» и документальный проект «Александр Матросов. Правда о подвиге». В городах Великие Луки, Ишимбай (Башкирия), Коряжма (Архангельская область), Красноярск, Ленинград, Ульяновск, Уфа воздвигнуты памятники А. Матросову. В январе 2023 года в Днепропетровске в результате осуществляемой бандеровской властью Украины борьбы не только с советской историей, но и со всем, что связано с Россией, снесли памятник Александру Матросову.
НАЧИНАЯ с момента горбачевской перестройки (2-я половина 80-х годов ХХ века) по настоящее время, особенно после распада СССР, когда информационное пространство оказалось в руках либеральных фальсификаторов, наступил период дискредитации советской эпохи. В публицистике и научной печати возникло целое половодье разных интерпретаций и просто клеветы, очерняющих сложившуюся советскую систему, ее историю и героику. Либерального толка ученые, публицисты, писатели, кинорежиссеры при поддержке (а лучше сказать – по научению) секретаря ЦК КПСС по идеологии А.Н. Яковлева начали осуществлять массированное переформатирование к неприятию советских ценностей.
Широким потоком пошли публикации на грани политического и научного жульничества, некомпетентности и даже государственной измены тех лиц, от кого зависела будущая судьба России-СССР (речь идет, прежде всего, о деятельности А.Н. Яковлева). В этот период возникло своеобразное соревнование по «оплевыванию» советских ценностей: кто изощрённее проявит ненависть к СССР. Например, до перестройки песни Б. Окуджавы, прославляя советскую эпоху прямо и косвенно, звучали в известных кинофильмах и на концертах («Нам нужна одна победа», о Лёньке Королёве, про маленького трубача и др.). Пластинки с его записями распространялись огромными тиражами. Началась перестройка, и Окуджава вмиг «переобулся», превратился в яростного ненавистника всего советского. «Патриотизм – чувство несложное, он есть и у кошки», – т.е. он рассматривал «патриотизм» на уровне биологического поведения. В интервью М. Эпельзафту (Израиль, 1995 г.) на его вопросы «Вы читали книгу Суворова «Аквариум»? И как вы к ней относитесь?» Б. Окуджава ответил: «Читал. Очень положительно отношусь, хотя я не специалист в этой области, но я чувствую, что там есть много объективного. СССР, как и Германия. Отличия чисто внешние – у тех свастика, у этих – серп и молот. Там был мерзавец Гитлер, у нас – «гений» Сталин. А суть была одинакова. Две тоталитарные системы схватились выяснять отношения…» По поводу политического предательства Б. Окуджавы известный киноартист и режиссер В. Гостюхин писал: «Я на весь свет прошумел тогда, когда раздолбал пластинку этого кумира либерастической республики Окуджавы. Которого я, кстати, любил и знал все его песни наизусть. Ну потому, что мне казался он фронтовиком, у него есть такие пронзительные фронтовые песни. Но вот это предательство, которое внутри в нем сидело».
Ярославский ученый-публицист либерального толка Е. Ермолин доказывал ярославским студентам до 2022 года (выехал в Европу на постоянное место жительство): «…Советский путь в светлое будущее оказался путем в тупик, в мрачный и кровавый чулан истории, – и в конце концов жить в этом чулане не захотелось уже никому. Но можно согласиться: к этому моменту подошло общество, разрушенное и нравственно опустошенное 70-летним тоталитарным господством».
По мнению ниспровергателей всего русского и советского в России, одним из якобы «лакированных мифов», выдуманных советской пропагандой среди множества других речь идет о подвигах З. Космодемьянской, З. Портновой, Н. Гастелло, М. Казей, В. Дубинин и многие др., является история героической гибели Матросова. Сразу оговорюсь, мы не против уточнений с учетом новых исторических фактов в реконструкции жизненного пути и героического подвига А. Матросова. Недавно рассекреченные документы из Центрального архива Министерства обороны РФ позволили не только впервые подробно осветить тот день, когда А. Матросов совершил подвиг, но и внести ряд немаловажных уточнений в общеизвестную картину боя. Например, д.ф.н. С. Экштут, тщательно проанализировав фронтовые документы, доказал, что гибель А. Матросова произошла не у деревни Чернушки (там он получил первое и предпоследнее боевое крещение), а перед деревней Плетень, не 23 февраля, а 27 февраля. В тоже время считаем, в высшей степени безнравственно выглядят попытки поставить под сомнение сам героический подвиг А. Матросова.
Дискредитация героических подвигов бойцов и офицеров Красной Армии дошла до того, что, по мнению либералов, в годы Великой Отечественной войны, если и было немало случаев самопожертвования, то воины шли-де на подвиги под дулами винтовок и автоматов заградотрядов. Известно, что в боях Красной Армии на территориях восточноевропейских государств, освобождаемых от фашистского рабства, заградительные отряды вообще не использовались. 29 октября 1944 года Приказом № 0349 Наркома обороны, маршала Сталина отдельные внутриармейские заградительные отряды были расформированы, в связи «с существенным изменением обстановки на фронте». Личный состав пополнил стрелковые подразделения НКВД. Тем не менее, «подвиг Матросова» совершили 96 воинов Красной Армии. Стоит отметить, хотя советские бойцы, погибая, бросались на амбразуры дзотов и до 1943-го, то есть до «подвига Матросова», но массово о них начали сообщать и печатать только после его героической гибели. Следовательно, героический поступок Александра нашел отклик в сердцах бойцов Красной Армии. Вот далеко неполный список бойцов Красной Армии, осуществивших бросок Матросова в бессмертие: А. Панкратов, Я. Падерин , И. С. Герасименко, А. С. Красилов , Л. А. Черемнов, А.И. Левин, Чолпонбай Тулебердиев, П.Л. Гутченко, Р.И. Шершнева, одной из трех женщин, совершивших подобный подвиг., Н.Ф. Сердюков, У.М. Аветисян, Г.Г. Гафиатуллин, А.И. Волков., А.Ф. Типанов, М. Х. Губайдуллин ,Т. Эрджигитов, Д. Ушков, М. Белуш, В.П. Газин, Г. Асадов, И.Р. Бумагин, Н. Вилков, П. Ильичёв и др. Как видим, в списке Героев, закрывших своим телом амбразуру в годы Великой Отечественной войны, представители разных национальностей, сражавшиеся за одну общую Родину – СССР.
К сожалению, чем дальше от нас уходит в историю героический период Великой Отечественной войны, тем меньше остается свидетелей того времени. Историю переписывать в научном и мемуарном отношении недругам России становится все легче, если не бороться на государственном и общественном уровнях за сохранение исторической памяти. Кем был А. Матросов на самом деле по национальности – русский или башкир — ряд башкирских исследователей жизненного пути А. Матросова подняли этот вопрос. Думается, стоит ли об этом ломать копья? Он был, в первую очередь, советский человек. С того дня, когда он шагнул в бессмертие, дотоле никому не известный 19-летний красноармеец А. Матросов стал Героем на все времена в истории нашей Родины.
Надгробный памятник Александру Матросову в г. Великие Луки, открыт 25 июля 1954 года (скульптор Е.В. Вучетич, главный архитектор В.А. Артамонов)
В.И. КОРНИЛОВ, к.э.н. доцент, г. Ярославль