31 января в информагентстве ТАСС прошла пресс-конференция с участием Председателя ЦК КПРФ Геннадия Зюганова и кандидата на должность президента России Николая Харитонова. Она была посвящена широкому кругу актуальных для граждан страны вопросов, и прежде всего предложениям Компартии в сфере науки и образования.
В общении с журналистами также приняли участие первый зампредседателя ЦК КПРФ Юрий Афонин, заместитель председателя ЦК Дмитрий Новиков, депутат Госдумы Олег Смолин и педагоги-коммунисты – директор Нововоронежского дома детского творчества Галина Пегусова и учитель географии общеобразовательной школы №3 города Оренбурга Нурлан Мунжасаров.
Геннадий ЗЮГАНОВ, Председатель ЦК КПРФ, руководитель фракции КПРФ в Госдуме:
– Мы представляем наш законопроект «Образование – для всех». Его главный разработчик – Олег Николаевич Смолин. В разработке документа участвовали в свое время и Жорес Иванович Алферов, и другие профессионалы высочайшего класса.
Хочу особо отметить, что без качественного образования ни у одной страны не может быть будущего. Я был в Китае на родине Конфуция. Конфуций первым в мире сказал, что детей надо учить бесплатно. Он принимал всех, кто приходил к нему за знаниями, и учил их бесплатно. Советская власть не только учила бесплатно всех, но и сделала все для того, чтобы превратить малограмотную страну в ведущую державу мира. Когда после войны допрашивали пленных фашистских генералов, некоторые из них вынуждены были признать: мы проиграли войну не только мужественному советскому солдату, но и советскому учителю, врачу, инженеру и ученому.
Наша команда давно настаивала на принятии этого закона, ибо «болонка» и «баба Егэ» давно уже угробили классическое русско-советское образование, которое являлось образцом для всей планеты. К нам приезжали учиться все. Я в свое время выступал с лекциями в Сорбонне, Оксфорде и Гарварде. Там все удивлялись: какое классное образование дала советская школа. В Высшей школе управления в Пекине наша советская педагогика, наши учебники и методики преподавания получили очень высокую оценку. К сожалению, в России власть поддалась американцам – тем «соросятам», которые расползлись по всем учебным заведениям и чуть было не угробили наше школьное и высшее образование.
Мы несколько раз вносили наш законопроект. В нем были поправки, но принципиальных изменений там нет. Мы подпишем обращение к Государственной думе и Совету федерации и внесем его на рассмотрение.
Олег СМОЛИН, первый заместитель председателя Комитета Госдумы по науке и высшему образованию:
– Это уже третья попытка руководства народно-патриотических сил представить новую стратегию образовательной политики. Причем не на уровне лозунгов, а на уровне базового законопроекта.
Напомню, геополитическая ситуация, которую мы переживаем, во многом похожа на ту, что была в 1930-е годы. Именно тогда прозвучало известное заявление И.В. Сталина о том, что если мы не совершим ускоренной индустриализации, то нас сомнут. Нам сейчас так же, как и тогда, нужна новая индустриализация. А для нее необходимы кадры. Лозунг «Кадры решают все!» остается актуальным.
С разрушением СССР количество школ в стране сократилось на 30 тыс., детских садов – на 54 тыс. Нашим законопроектом мы предлагаем запретить ликвидацию и реорганизацию школ и детских садов – особенно на селе! – без согласия схода граждан.
Сегодня девятиклассники не хотят идти в старшую школу из-за того, что там надо сдавать ЕГЭ. К реальным знаниям этот так называемый экзамен никакого отношения не имеет. И понятно почему. Даже Пушкин, если бы он сегодня сдавал ЕГЭ, обязательно его бы провалил. Мы требуем перевести ЕГЭ в добровольный режим и обязательно ввести устную часть по истории, литературе и другим гуманитарным предметам, чтобы ребята учились говорить и, конечно же, думать.
Сейчас 52% всех российских студентов учатся за деньги. Мы требуем увеличения количества бюджетных мест и более быстрого перехода от «болонской системы» к классической российско-советской. Бакалавр – будущий инженер – получает в полтора раза меньше фундаментальной подготовки, чем инженер-специалист. Бакалавры годятся лишь для того, чтобы пользоваться чужими конструкторскими разработками. А нам нужны собственные конструкторы.
Сегодня учителя работают в среднем на 1,8 ставки. При этом 40% из них вынуждены экономить на всем, кроме еды. У 80% педагогов базовые оклады ниже прожиточного минимума. Необходимо в корне изменить эту ситуацию.
Кроме того, наш законопроект содержит блок предложений, касающихся студенческих стипендий и защиты сельских учителей.
Знания, как и небеса, принадлежат всем. Это гуманистическое требование. Но мы сейчас ведем речь не просто о гуманизме, а об обеспечении национальной безопасности, технологического и социокультурного суверенитета нашей страны.
Николай ХАРИТОНОВ, член Президиума ЦК КПРФ, кандидат на должность президента Российской Федерации:
– Я принадлежу к послевоенному поколению. В 1956 году пошел в первый класс. Помню ленинские слова на плакате в учебном кабинете: «Учиться, учиться и еще раз учиться». А что сейчас? Многие молодые люди не знают даже, что в 1917 году у нас революция была. Не знают, кто кого победил в войне и кто за что боролся. Горизонты познания максимально сузились. А какие зарплаты у учителей? Они вынуждены брать большую нагрузку, чтобы получать хоть какую-то зарплату. А что с кадрами? За предыдущие годы полностью развалили систему профтехобразования. Короче говоря, ситуация сложнейшая. Наш закон не терпит уже никаких отлагательств. Если сейчас не примем, то будет поздно!