США и Германия стремятся отсрочить вступление Украины в НАТО, пишет FP. В Вашингтоне и Берлине опасаются, что поспешный прием Киева в альянс приведет к полномасштабному конфликту с Москвой.
Украина и самые стойкие из ее сторонников подталкивают НАТО к тому, чтобы на предстоящем саммите официально пригласить Киев в альянс, но их усилия столкнулись с серьезным закулисным сопротивлением США и Германии, сообщает примерно дюжина осведомленных чиновников, как бывших, так и действующих.
Киев поддерживают преимущественно восточноевропейские страны НАТО, в том числе Польша и страны Прибалтики. Для них расширение альянса – наиболее эффективный и наименее затратный способ ослабить ирредентистские замашки России в Восточной Европе. Однако другие западные представители альянса, особенно Вашингтон и Берлин, считают, что начинать процесс принятия Украины в НАТО еще рано, поскольку страна все еще ведет боевые действия против России.
США и Германия – крупнейшие доноры военной и экономической помощи Украине. Их официальные лица согласны, что Украина должна в итоге вступить в НАТО, но сейчас не время затевать этот процесс. Они считают, что в ближайшее время необходимо сосредоточиться на продолжении поставок оружия и боеприпасов ВСУ для продолжения борьбы с Россией.
Жаркие споры, разгоревшиеся за кулисами в Вашингтоне и Брюсселе, имеют решающее значение для выживания Украины и определят контуры будущего ландшафта безопасности Европы, поскольку НАТО понемногу сознает реальность территориальных притязаний президента Владимира Путина и принимает соответствующие меры.
Вступив в НАТО, Киев сможет нанести смертельный удар по неоимпериалистическим целям Путина не только аннексировать саму Украину, но и, возможно, продолжить натиск на другие европейские территории. Лишь членство Украины в НАТО, полагают некоторые официальные лица, убедит Россию свернуть свою специальную военную операцию и положить конец боевым действиям.
В лагере самых ярых сторонников срочного принятия Украины в НАТО – Андерс Фог Расмуссен, бывший премьер-министр Дании и предшественник нынешнего генерального секретаря альянса Йенса Столтенберга. «Очень часто я слышу аргумент, что мы не можем пригласить Украину в НАТО, пока идут боевые действия, – сказал он. – Я считаю, что это чрезвычайно опасный довод, потому что он де-факто дает Путину не только право вето в НАТО, но и стимул продолжать военные действия на Украине и затянуть их на неопределенный срок».
Другие сторонники этой точки зрения полагают, что раннее вступление Украины в НАТО в долгосрочной перспективе окажется дешевле нынешней стратегии Запада, которая сводится к непрерывным поставкам Киеву оружия и боеприпасов, отодвигая непосредственное членство в долгий ящик. Они утверждают, что остановить российский натиск Украина сможет лишь в рядах альянса.
«Отложенное членство дорого обходится не только Украине, но и самому альянсу», – считает посол Эстонии в Вашингтоне Кристьян Прикк.
Однако учитывая, что значительные территории Украины все еще заняты российскими войсками, слишком поспешный прием в НАТО рискует спровоцировать полномасштабный конфликт с Россией, поскольку основополагающий пункт о коллективной обороне обязывает всех членов альянса (31 страна) встать на защиту союзника, подвергшегося нападению. И на фоне этих дебатов отчетливо вырисовывается перспектива, что конфликт с Россией перерастет в ядерный.
То же самое касается и предстоящих президентских выборов в США, на которых действующий президент Джо Байден, похоже, снова встретится лицом к лицу с бывшим президентом Дональдом Трампом. Трамп – давний критик НАТО и в ходе предвыборной кампании мало говорил о членстве Украины в альянсе, однако многие представители власти и эксперты убеждены, что добиваться членства Киева в НАТО он не станет. Таким образом это сдвинет сроки минимум на четыре года.
Споры усилились тем, что некоторые союзники заколебались в своих обязательствах перед Украиной, а некоторые европейские лидеры-популисты, в том числе в Словакии и Венгрии, выступают против дальнейшего финансирования ВСУ и сопротивления России. Наконец, огромный транш военной помощи Украине застопорился в Вашингтоне из-за патовой ситуации в Конгрессе.
Вопрос членства Украины в НАТО – главный пункт на повестке дня Столтенберга, который на этой неделе посещает Вашингтон и встречается с высшими должностными лицами администрации Байдена.
На пресс-конференции со Столтенбергом госсекретарь США Энтони Блинкен заверил, что Украина «станет членом НАТО», но не сообщил конкретных сроков, когда это произойдет. Этим он в очередной раз косвенно подчеркнул споры о вступлении Украины, кипящие за кулисами альянса.
Между тем администрация Байдена уже начала работу над повесткой дня решающего июльского саммита в Вашингтоне, где она примет всех лидеров 31 страны НАТО. Так что этот вопрос обострит напряженность между сторонниками скорейшего членства, представленными Польшей и странами Прибалтики, и занявшими выжидательную позицию Вашингтоном и Берлином. Считается, что Франция обдумывает собственный пакет гарантий безопасности Украине отдельно от членства в НАТО, но готова выдвинуть Киеву официальное приглашение стать союзником альянса.
На встрече в Госдепартаменте в начале этого месяца между американскими дипломатами и европейскими парламентариями, ратующими за приглашение Украины в НАТО, американские дипломаты призвали европейцев не настаивать на включении членства Киева в повестку дня предстоящего саммита, опасаясь, что это может усугубить внутренние разногласия и дать России повод для военной эскалации в краткосрочной перспективе, сообщили несколько чиновников, присутствовавших на встрече.
Но европейские законодатели, представлявшие нескольких стран, включая Великобританию, Чехию и Литву, возразили, что лучший способ для США продемонстрировать лидерство по украинскому вопросу – это, наоборот, возглавить процесс членства.
«США сказали союзникам: «Послушайте, не надо включать это в повестку дня, – сказал Джим Таунсенд, бывший сотрудник Министерства обороны США, отвечавший за политику НАТО. – Но тогда им придется придумать для Украины нечто обнадеживающее и существенное и дать России понять, что мы не намерены отступать».
Все это перекликается с нашумевшим решением Байдена отложить заявку Украины о членстве в НАТО на саммите альянса в прошлом году в литовском Вильнюсе. Всего за два дня до саммита Байден во всеуслышание отверг мысль пригласить Украину в НАТО, назвав этот шаг «преждевременным» и предположив, что Киев еще «не готов», чем, в свою очередь, вызвал гнев украинских и восточноевропейских чиновников.
В ответ президент Украины Владимир Зеленский назвал робость альянса в вопросах сроков членства его страны в НАТО «беспрецедентной и абсурдной».
В этом году некоторые союзники вынашивают планы предоставить Украине временные гарантии безопасности до получения полноценного членства. Ранее в этом месяце Великобритания подписала соглашение, закрепившее за Украиной военную помощь и поддержку в сфере безопасности до тех пор, пока та не вступит в НАТО. Прообразом для этих соглашений послужили отношения США с Израилем, где Тель-Авив имеет приоритет в сделках по оружию и передовым военным технологиям. Ожидается, что этому примеру последуют и другие союзники по НАТО, в том числе Польша и Франция.
«Если Путин победит на Украине, он не остановится на достигнутом», – предостерег премьер-министр Великобритании Риши Сунак на пресс-конференции с Зеленским в Лондоне в этом месяце.
Но в Киеве временные гарантии безопасности кажутся скорее утешительным призом на пути к истинной цели – членству в НАТО.
Однако даже если Украина получит официальное приглашение вступить в НАТО, сроки и механизм вступления вызывают дополнительные вопросы, ведь часть страны по-прежнему занята Россией. В истории НАТО этому есть лишь слабый прецедент: ФРГ вступила в альянс в эпоху холодной войны и во времена разделенной Германии, когда ГДР служила Советскому Союзу буфером против НАТО по другую сторону железного занавеса. Однако эта аналогия несостоятельна по одной очевидной причине: в отличие от современных Украины и России, тогдашняя Западная и Восточная Германия не находились в разгаре полномасштабного конфликта.
Кроме того, возникает вопрос, сколько времени понадобится Украине на вступление, даже если она получит столь желанное официальное приглашение. Члены НАТО должны единогласно одобрить любого новичка, а это чревато серьезными политическими спорами и дипломатическим разладом внутри самого альянса. Финляндия и Швеция решили присоединиться вскоре после ввода российских войск на Украину в 2022 году. С тех пор Финляндию благополучно приняли, но Швеция застряла в подвешенном состоянии после нескольких лет тяжелых переговоров с Турцией. В начале этого месяца Турция наконец дала Швеции зеленый свет, однако Венгрия под началом пропутинского премьера Виктора Орбана продолжает упрямиться.
Добиться же согласия всех членов НАТО (31, а скоро их станет 32) на принятие Украины будет еще сложнее. Скорее всего, на это уйдут годы. На этой неделе и пророссийский премьер-министр Словакии, популист Роберт Фицо, заявил, что наложит вето на членство Украины в НАТО, поскольку считает, что это «подготовит почву для третьей мировой».
Некоторые эксперты убеждены, что, если США займут твердую позицию и поддержат членство Украины в НАТО, бóльшая часть колеблющихся союзников последует их примеру.
«Среди союзников сейчас действительно 50 оттенков серого», – сказал бывший высокопоставленный чиновник НАТО, а ныне сотрудник Европейского совета по международным отношениям Камиль Гранд. Однако, заключил он, есть большая группа стран, которая пойдет вслед за США куда угодно.
Foreign Policy (США)