Как сенсация преподнесено в СМИ решение правительства Российской Федерации от 17 января 2024 года о денонсации Соглашения между правительством СССР и правительством Великобритании и Северной Ирландии о рыболовстве от 25 мая 1956 года (далее по тексту Соглашение 1956 года. – Автор).
По этому Соглашению 1956 года рыболовным судам Великобритании и Северной Ирландии предоставлялись права на ведение рыболовства и отстоя судов в обусловленных советской стороной определенных морских районах Баренцева моря, прилегающих к советскому побережью, включая и территориальные воды.
Соглашение в соответствии с его статьей 3 подлежало ратификации, поскольку затрагивало наши территориальные воды, следовательно и безопасность СССР. Сделано, однако, этого не было. Да и само Соглашение 1956 года не имело в то время какого либо существенного практического рыболовного значения для обеих сторон. Оно больше отвечало духу союзничества в прошлой Второй мировой войне, хотя уже и шла холодная война. Напомню, что это был период, когда еще и не существовали 200-мильные рыболовные или экономические зоны.
С введением в 1977 году СССР 200-мильной, вначале рыболовной, а затем и исключительной экономической зоны в Баренцевом море, все действующие на тот период межправительственные договоренности в области рыболовства подлежали пересмотру или их полному прекращению. Последнее относилось и к Соглашению 1956 года. Оно автоматически прекратило свое действие с 1978 года при молчаливом согласии сторон. Что это действительно произошло в то время, свидетельствует и отсутствие его упоминания во всех нормативных документа Минрыбхоза СССР после 1977 года, а в последующем – и в Сборниках по межправительственным соглашениям в области рыболовства, изданным Росрыболовством в современной России.
Так что же денонсирует российская сторона? Недействующее Соглашение 1956 года – или расстается с прошлым, существующим только на бумажном носителе, документом времен советской эпохи?
И почему, близкое по содержанию и действительно не отвечающее российским национальным интересам, включая и рыболовные, продолжает действовать другое соглашение. Имеется в виду Соглашение между правительством России и Правительством Японии о некоторых вопросах сотрудничества в области промысла морских живых ресурсов от 21 февраля 1998 года (далее по тексту – Соглашение 1998 года. – Автор).
По этому соглашению японским рыболовным судам предоставляется в одностороннем порядке право вести промысел морских живых ресурсов в российских территориальных водах у островов Итуруп, Кунашир, Шикотан и Малой Курильской гряды (Хабомаи – японское наименование. – Автор) – островов, на которые Япония заявила еще и свои «территориальные притязания». О несостоятельности таких территориальных претензий к нашей стране было убедительно сказано на круглом столе, проведенном РУССО 3 сентября 2021 года.
Необходимо также подчеркнуть, что по Соглашению 1998 года российским рыболовным судам не представлены взаимные права вести промысел морских живых ресурсов в территориальных водах островов Японии.
Соглашение 1998 года по российскому регламенту должно было пройти ратификацию, поскольку касается территориальных вод и безопасности России в этом районе. Однако этого в ельцинский период сделано не было, его ввели в действие постановлением правительства Российской Федерации и рядом ведомственных актов, что нарушало ряд положений Конституции РФ.
Соглашение 1998 года, к сожалению, продолжает действовать и по настоящее время, хотя его практическое осуществление, как заявлял ранее МИД России, приостановлено со второй половины 2022-го и на весь период 2023 года как ответ Японии на ее санкции по отношению к России в связи с СВО. Однако такой шаг с нашей стороны явно недостаточен и только обнадеживает японскую сторону, что все вскоре вернется «на круги своя», и вновь японские суда станут хозяевами в российских территориальных водах Южных Курил и Малой Курильской гряды.
Этого ждут и «радетели» такого японского промысла в наших территориальных водах, и некоторые лоббисты, выступающие за сохранение Соглашения 1998 года с нашей стороны. Ими даже выдвигается надуманное обоснование, что-де не к лицу российской стороне выступать с инициативой прекращение действия Соглашения 1998 года и что, дескать, в ответ японская сторона выйдет и из других рыболовных отношений. Да и за японский промысел мы получаем кое-какую плату и некоторое оборудование. Вновь «халява» привлекает кое-кого, и за нее готовы и собственными национальными интересами пренебречь. Да и МИД занимает страусиную позицию. С одной стороны, приостанавливает действие Соглашения 1998 года, а с другой стороны – его нахваливает как полезное. Аналогичную позицию занимают Минсельхоз и Росрыболовство, которые по факту, да и как хозяйствующие органы должны быть инициаторами прекращения такого соглашения и преимущественного использования морских живых ресурсов в своих территориальных водах отечественными рыбаками.
Пора российским властям расстаться, как это предлагали не раз депутаты Сахалинской областной думы, депутаты от фракции КПРФ Государственной думы Федерального собрания России с ущербным для нас Соглашением 1998 годом. Раз и навсегда надо запретить промысел судов любого государства в российских территориальных водах, включая и воды у островов Южных Курил, Малой Курильской гряды. Сырьевые водные биологические ресурсы этих районов должны использоваться только рыбаками России.
Свое отношение к этому выразили и участники конференции «Мы и Япония: к нормализации отношений на основе исторической правды и национальных интересов России», состоявшейся в Москве в Доме Союзов 27 июня 2022 года при участии сенаторов, депутатов Федерального собрания, органов власти всех уровней и широкой общественности.
В ее резолюции в пункте III прямо рекомендуется федеральным органам власти: «Денонсировать «Соглашение между Россией и Японией о некоторых вопросах сотрудничества в области промысла морских живых ресурсов» от 21 февраля 1998 года как не отвечающее национальным интересам России».
Именно такое решение правительства Российской Федерации не только будет отвечать как эффективное действие на санкции Японии по отношению к России, но восстановит справедливость в отношениях в области рыболовства с этой страной, что будет, несомненно, встречено положительно рыбацкой общественностью Дальнего Востока, да и населением всей страны. Российские территориальные воды и их сырьевые запасы – это достояние всего российского народа, и их использование впредь, как и в советское время, должны оставаться национальным достоянием и использоваться на пользу Отечества.
В. ЗИЛАНОВ
20.01.2024