Не так давно мы встретили печальную, но в то же время торжественную дату – 100 лет со дня смерти Владимира Ильича Ленина. Миллиарды людей во всем мире пришли к памятникам с надписью «Ленин» – понятной, пожалуй, каждому и на любом языке, – чтобы вместе вспомнить того, чье имя по сей день объединяет прогрессивные силы всего человечества, чье имя спустя даже 100 лет наводит ужас на эксплуататоров и угнетателей всех мастей.
Что для меня значит имя Ленина? Что для меня значат его идеи? Не уверен, что мои размышления можно назвать хоть сколько-нибудь репрезентативными для всего поколения, к которому я принадлежу. Но вот отношение к Ленину наиболее прогрессивной части молодежи в них точно отражено.
Позволю себе начать с несколько несерьезного отступления. Я родился в начале нулевых, в самой обычной семье, в самом обычном городе средней полосы России. Вот мое самое первое воспоминание, связанное с Владимиром Ильичом. Автор – тогда мальчик лет четырех – идет среди хорошо знакомых домов и вдруг, подняв голову, замечает надпись: «улица Ленина». Понял ли он, кто такой Ленин? Определенно, нет. По крайней мере, тогда он посчитал, что улицу эту назвали в честь его мамы.
Конечно, совсем скоро этот мальчик узнает, кто такой Ленин. Узнает из учебников, СМИ, от некоторых представителей старшего поколения, откровенно одураченных неолиберальной антисоветской кампанией 1990-х годов. Ему расскажут о Ленине – «неумелом руководителе», о Ленине – «сказочнике» и, разумеется, о Ленине – «палаче». Но к чему привели эти потоки сплошной лжи и грязи о Владимире Ильиче, излитые на неокрепший детский ум? Напор оголтелой пропаганды, призванной очернить советское прошлое и Ленина как его важную и неотъемлемую часть, вызвал обратный эффект.
Эффект этот выразился в том, что период взросления прошел для меня в отрицании всяких авторитетов. Каждое утверждение, хоть сколь-нибудь претендующее на значимость, подвергалось мною сомнению и самостоятельному анализу на противоречивость. Довольно быстро распространенные мифы о Ленине, накрученные вокруг довольно малого числа ложных посылок, перестали иметь для меня вес.
Зато для меня, тогда еще подростка, обрели значение концептуальные аспекты трудов Владимира Ильича. Довольно скоро я вступил в комсомол, а через несколько лет подал заявление о вступлении в партию. Конечно, в полной мере осознать логические построения, приводящие к известным всем нам выводам марксистко-ленинской теории, например о неизбежной победе социализма, я смог только во время учебы в университете. Но все же большую подготовительную роль здесь сыграло многолетнее самообразование. Самое первое, что я вынес для себя из Ленина, – это осознание того, что не существует никакой «общечеловеческой морали»: существуют лишь нравственные ценности, отвечающие интересам того или иного класса.
Это и другие заключения непрерывно находили подтверждение в капиталистической действительности, в которой мы взрослели и продолжаем пребывать по сей день. Представители молодежи, даже, казалось бы, далекие от политики, вступив во взрослую жизнь и неизбежно испытав на себе все «прелести» противоречий капиталистического строя, все чаще обращаются как раз таки к ленинскому теоретическому наследию и именно там находят ответы на вопросы о причинах происходящего.
Наиболее остро актуальность ленинских идей мне пришлось ощутить во время учебы в Санкт-Петербургском академическом университете им. Ж.И. Алферова – одном из ведущих научных центров нашей страны. Дело в том, что в апреле 2020-го, всего через два года, после безвременного ухода Жореса Ивановича, возглавлявшего учебное заведение на протяжении без малого двадцати лет, над университетом нависла самая настоящая угроза уничтожения. Руководство вуза в данной ситуации не просто самоустранилось, новый и.о. ректора был непосредственным выгодоприобретателем поглощения нашего университета более крупным.
На борьбу за сохранение Алферовского университета поднялись мы, студенты. Возглавляя студенческий протест, я отдавал себе отчет в том, что борьба наша должна быть грамотной, продуманной, организованной, что каждое наше действие может иметь негативные последствия: отчисление и выселение из общежития – самые безобидные из них. Было ли страшно? Могу ответить только за себя: нет, страшно не было. Возможно, потому, что передо мной были примеры юного Ленина, активного участника студенческого движения, да и самого Алферова – коммуниста и борца за отечественную науку.
Также важно было понимать, какие шаги предпринимать, какие требования выдвигать и в чей адрес. А это невозможно представить без знания причин, по которым уникальный научный центр вдруг решили уничтожить. Для начала стоит отметить, что тенденция к ликвидации одних учебных заведений путем слияния с другими стала носить систематический характер уже пару десятилетий назад. Объединение учебных заведений происходит в первую очередь в силу тотальной нехватки финансирования, в силу стремления к захвату материально-технической базы и монополизации среди руководства ряда крупнейших вузов и даже в силу политических мотивов. В стране, где образование и наука превратились в бизнес, вузы уже практически выступают как самостоятельные экономические игроки: кто не растет, тот будет съеден другими.
Давайте посмотрим на первопричину, которая проявляется проблемами в сфере образования в столь разнообразных формах. Этой причиной является экономика. Наука и образование не востребованы экономикой, а ведь именно она есть базис, основа. Да, это далеко не первый и, по всей видимости, не последний вуз, который попытались «оптимизировать», но ситуация довольно показательная. Насколько реальная ситуация в отечественной экономике плачевна, если рука власть имущих поднимается на вузы подобной величины?
Те, кто затеял всю эту историю, наивно полагали: после смерти Алферова у университета не найдется достаточно сильных и политически грамотных защитников. Как же сильно они ошибались… Ленинский комсомол, КПРФ и студенческий профсоюз «Дискурс» активно включились в борьбу с первых же дней. Вскоре география акций в поддержку Алферовского университета приобрела всероссийский масштаб.
После серьезной продолжительной борьбы, длившейся более двух лет, мы одержали победу. Сегодня университет Алферова продолжает жить, развиваться и брать новые научные высоты. История эта, должно быть, хорошо знакома постоянным читателям «Советской России», но я хотел бы еще раз обратиться к ней, чтобы показать, что невозможно без прочных знаний марксистско-ленинской теории рассчитывать на хоть сколько-нибудь успешное сопротивление.
Сегодня мы, молодые коммунисты, продолжаем борьбу за права и интересы рабочей и учащейся молодежи. И несмотря ни на что, мы смело идем вперед. С именем Ленина.
Илья КУИМОВ,
член бюро СПб ГК ЛКСМ РФ