Полемические заметки.
После заявлений президента Владимира Путина о важности патриотизма, традиционных ценностей, умеренного консерватизма притихли было на время поборники западнического гражданского общества, насаждавшегося либералами в России со времен Бориса Ельцина. Но недолго они отмалчивались, кажется, найдя-таки, как усовершенствовать это «общество».
Теперь, надо понимать, в устах ряда политологов закрепляется выражение «патриотическое гражданское общество». Именно оно неоднократно прозвучало 25 января с.г. в популярной вечерней передаче Артема Шейнина «Время покажет». Особый упор делался на то, что «ценности» «патриотического гражданского общества», собственно, и есть идеология современной России. Таким образом, после того, как развеялись чудесные сказки о таких «общечеловеческих ценностях», как «толерантность», «свобода слова», «права человека», «демократия», главная сказка остается жить, являясь идеологическим обоснованием для растворения нашей традиционной цивилизации в кислотной среде чуждых Русскому миру, но угодных мировому глобализму «ценностей».
Для пущей ясности придется вкратце напомнить, как оценивали западническое гражданское общество просвещенные умы, занимавшиеся его исследованием.
Гегель в своем философском наследии изображал гражданское общество как «войну всех против всех». В этом обществе, по его мнению, каждый свободный человек – для себя цель, а другие для него – ничто. Он особо подчеркивал, что даже при своем богатстве такое общество не в состоянии одолеть чрезмерную бедность. Сделать это способно лишь государство. То самое государство, роль которого либерализм всячески преуменьшает, утверждая доминирующую роль рынка – «рынок сам все расставит». Как он «все расставил», видно, например, по углубляющейся демографической яме, а также по катастрофическому положению в ЖКХ и в местной энергетике, особо проявившемуся нынешней суровой зимой. Впрочем, и других убедительных свидетельств предостаточно: деградация, вследствие перехода на коммерческие рельсы западнического гражданского общества, русской культуры, средств массовой информации, образования, медицины, варваризация нравов, массовая коррупция и т.д.
По Карлу Марксу, в гражданском обществе человек имеет для себя и для других значение индивида. Маркс подчеркивал, что это общество постоянно рождает торгаша-потребителя, и реальной властью в нем обладает «ревнивый Бог Израиля» – деньги, «перед лицом которого не должно быть никакого другого Бога». Отсюда вопрос к рьяным пропагандистам «патриотического гражданского общества: «Где вы, господа, видели, чтобы потребитель-индивид выражал коллективную волю и был бескорыстным патриотом Отечества?» Да объяви его хоть тысячу раз таковым, сущность его ничуть не изменится.
Гражданское общество консервирует вопиющую российскую социальную несправедливость, не давая гражданам надежды на то, что положение изменится в лучшую сторону. Я уж не говорю о баснословных выплатах в банках, «золотых парашютах» в корпорациях. Но когда, скажем, региональные министры и их заместители по итогам года получают премии по миллиону рублей и более, да еще при зарплате, в 10–15 раз превышающей зарплату сельского учителя, это что? По-моему, это не просто аморально, но и вызов рядовым гражданам. Вы там живите как хотите, ибо денег для вас нет, а мы продолжим жить всласть. И ведь при этом региональными «парашютистами», ряды которых наводнены странными пришельцами из столицы, произносятся речи о патриотизме, сохранении традиций, социальном государстве.
Исследователь гражданского и российского традиционного обществ, философ, социолог, доктор химических наук, профессор Сергей Георгиевич Кара-Мурза справедливо отмечал, что традиционное общество всегда опиралось, в том числе на выборах, на коллективное (общинное, артельное) мнение. С другой стороны, в западническом гражданском обществе политические выборы есть некая игра, шоу, торги на бирже, где партии «продают свои программы» и получают «плату» в виде голосов граждан (выборного электората). При этом явка граждан на избирательные участки не имеет особого значения (поэтому ее порог российские либералы и отменили).
Однако вовсе не является секретом за семью печатями, что существует и не афишируемый потаенный механизм продажи депутатских мандатов, должностей без «торгов», можно сказать, напрямую. Естественно, без учета интересов и пожеланий граждан, а ради партийно-политической целесообразности или в денежных интересах коррупционных кланов, вышестоящих начальников (губернаторов, министров и т.д.). Внедрение, по американскому образцу, электронного голосования лишь усугубляет ситуацию, усиливая недоверие народа к «честным и прозрачным выборам».
Кроме того, в праве русского (российского) традиционного общества первостепенную роль традиционно играла опора на общую этику. В отличие от гражданского общества, где на первый план выходит «этика» информационной манипуляции сознанием, чем, на мой взгляд, и занимаются под прикрытием патриотических лозунгов пропагандисты непонятного народу гражданского общества.
В самом деле, народ путается в догадках. Президент говорит о важности сохранения традиций, то есть традиционного образа жизни, который возможен лишь в традиционном обществе, а с телеэкрана нам назойливо жужжат в уши: «гражданское общество», «наше гражданское общество». Чье «наше», господа? Уж вы народ по себе-то не меряйте.
Ну никак не хотят они и стоящий за ними космополитический олигархат, чтобы русские и представители других коренных народов России жили по коллективистской этике, в социально справедливом государстве, в соответствии с исконными традициями. Но, подчеркнем, именно советское традиционное общество, унаследовав народный коллективизм предыдущих поколений, особенность русского человека сплачиваться перед лицом угрожающих стране опасностей, разгромило Гитлера и его сателлитов.
Вполне разделяю мысли Михаила Енотова (статья в газете «Завтра» «Эсхатология русского слова»): «…либерализм – фактически не политическое, но антиполитическое учение: идеальная терминальная для либерализма форма существования – гражданское общество, где уже не существует ни государства, ни наций, а экономика полностью заменяет политику, то есть наступает тотальный триумф рынка, «глобальная Уолл-стрит». Искусству в таком мире места нет: мифы, символы и образы, которыми оно дышит, умирают в изотропном вакууме либерализма, затвердевая в казуальности «атомарных фактов». Действительно, что может быть более чуждым творчеству, нежели всеохватная диктатура рынка и торгашества?
Гражданское общество потребления, частного рыночного интереса, в отличие от традиционного общества, ослабляет государственные скрепы, духовно обезоруживает Россию перед лицом нарастающих со стороны Запада опасностей. Зараженное бациллами растления, цинизма, оно отучает нас страдать, приучая воспринимать жестокость, обман, подлость, корысть, социальную пропасть между «элитой» и народом как естественное, нормальное состояние российской жизни.
Причем, что характерно, пропагандисты гражданского общества пытаются привязать его не только к патриотизму, но и к… православию. Вспоминается, как в одной из передач «До самой сути» на «Спасе» ведущая призвала к объединению усилий «светского гражданского общества» и «церковного гражданского общества». Поинтересовался я у знакомого богослова, что такое «церковное гражданское общество». «Абсурд, – вынес он заключение. – Неужели дама не понимает, что гражданское общество предназначено для разрушения традиционного общества и православия изнутри?»
Не удивлюсь, если скоро появится выражение «умеренный консерватизм гражданского общества» или еще что-то в этом роде. Ведь чужое, разрушительное для русского традиционного образа жизни искусно прячется в оболочку полезного, здорового. Например, с чего бы это отдельные представители пара-масонского клуба «Ротари», штаб-квартира которого находится в США, становятся участниками патриотических мероприятий, где речь идет о сохранении русских традиций? Команда им поступила, что ли? Не забылось, как в начале 2000-х годов в центре Твери появился транспарант «100 лет клубу «Ротари». Спрашиваю у знакомого чиновника из городской администрации: «А ты знаешь, что в этой организации состоял директор ЦРУ США Ален Даллес?» В ответ удивленно-испуганные глаза: «Нет».
Сегодня мы отчетливо видим и понимаем, как «цивилизованная» Европа, с ее мультикультурализмом, гендерной идеологией, феминизмом, идеей нового мальтузианства, неконтролируемой миграцией опасно сползает к фашизации. Фашизм, по сути, легализован. И, складывается мнение, именно его силы мирового зла хотят и пытаются использовать как средство для разрешения кризиса западнического гражданского общества. И оно не противится фашизации!
Тем самым подтверждается предсказание В.В. Розанова: «Механизм гибели европейской цивилизации будет заключаться в параличе защитной реакции от всякого зла, всякого негодяйства, всякого злодеяния». Те страны, что окажутся волей обстоятельств в фарватере этого процесса, постигнет та же участь. Следовательно, напрашивается еще пара вопросов к российским манипуляторам общественным сознанием. Первый: «Вы, господа, желаете этого же и для России?» И второй: «Чей заказ вы выполняете?»
Как отмечалось вначале, Владимир Путин немало сделал для реабилитации в России таких понятий, как патриотизм, Русский мир, традиционные ценности, русский традиционализм, умеренный консерватизм. Можно только представить, каких усилий это ему стоило. Однако процесс суверенизации России, возврата страны к защите национальных интересов пугает «пятую колонну», которая в России еще сильна, Она ищет изощренные пути для того, чтобы «отыграть» начавшую было самоутверждаться, крепнуть патриотическим духом страну назад, в либеральное прошлое. Гражданское общество (под любым соусом) для нее, представляется, есть своего рода спасательный круг. Пока он на плаву, можно за него ухватиться, а там, глядишь, явятся во власть «свои люди», типа улыбчивого Бори Надеждина.
Вопрос будущего России не просто стоит ребром, он обостряется. Отмолчаться, отсидеться в стороне, украдкой выглядывая из зауголья (авось пронесет) не удастся никому. Конечно, нужно всенародно поддержать президента Владимира Путина в его стремлении не допустить возврата в прошлое. В свою очередь, народ ждет, что в условиях ужесточающейся прокси-войны Запада против России президент будет действовать по отношению к «пятой колонне» внутри России гораздо жестче и последовательнее, нежели это происходит сейчас.
Валерий КИРИЛЛОВ,
лауреат премии «Слово к народу»
г. Тверь