Прокуратура Самары помогает чиновникам и руководителям предприятий услышать жалобы жителей на работу общественного транспорта в городе. Как сообщили в ведомстве, в ходе проверки обращений жителей возбуждено 45 дел об административных правонарушениях.
«В связи с многочисленными обращениями граждан, – отмечает прокуратура, – проводится проверка транспортной доступности. Объектами проверки стали органы местного самоуправления, органы контроля и все перевозчики городского округа Самара. В целях предупреждения развития негативных тенденций, ограничения транспортной доступности прокуратурой города незамедлительно дана оценка бездействию руководства МП г. о. Самара «Трамвайно-троллейбусное управление» и ООО «Самара Авто Газ». По фактам срыва исполнения муниципальных контрактов по перевозке пассажиров заместителем прокурора города Самары в отношении директоров перевозчиков возбуждено 45 административных дел по ч. 7 ст. 7.32 КоАП РФ, внесены представления об устранении нарушений требований законодательства в сфере транспортной доступности. Штрафные санкции в отношении директора муниципального предприятия предусмотрены в сумме свыше 5 млн рублей, в отношении директора ООО «Самара Авто Газ» в сумме свыше 2,5 млн рублей или применение меры ответственности в виде дисквалификации сроком до двух лет».
Прокурор взял под личный контроль рассмотрение этих материалов, и в Самаре дополнительно на линию выпущено 23 автобуса и 19 трамваев.
Ранее о проблемах с транспортом говорил губернатор Дмитрий Азаров. Он провел совещание, где указал «на существующие в Самаре проблемы в сфере общественных перевозок» и потребовал улучшения ситуации в ближайшее время.
«Вам необходимо в сжатые сроки добиться заметного улучшения в транспортном обслуживании по вверенным вам маршрутам, – отметил Дмитрий Азаров. – А индикатором того, насколько вы преуспели, станет обратная связь от жителей Самары. Пока жалоб на транспортное обслуживание от жителей поступает много».
Да, жалобами на общественный транспорт города заполнены все социальные сети. И вмешательство прокуратуры, надеемся, ситуацию улучшит. Но есть вопросы. Проблема образовалась далеко «не вчера». Наверное, и решать ее нужно было, не дожидаясь, когда вал жалоб обрушится на чиновников.
Если попытаться найти первопричины этих многочисленных обращений, то нужно вернуться на несколько лет назад. Именно тогда чиновники «позаботились о безопасности» жителей. Только сделали это с «медвежьим» размахом. Убрали с маршрутов «капсулы смерти» (45 минут страха – и ты на месте), порой разбитые, скрипящие и усталые от непомерной работы старенькие «газельки» и им подобные «тазики». Было сказано, что нужно их менять на более вместительные и безопасные автобусы. Маршрутки постепенно исчезли, причем «уходили» они порой вместе с весьма популярными у горожан маршрутами. Это исчезновение и добавило «треша» в пассажирские перевозки, денег в карманы владельцев «больших» автобусов, но оптимизма пассажирам оно точно не прибавило.
Разбитые и видавшие виды «газельки» перевозили огромное количество горожан, спасая их от ожидания на остановках и опозданий на работу. Их водители могли объехать многочасовую пробку, просто спросив у пассажиров, выходит ли кто на следующей, или нет. Не по правилам? Да. Не знаю, честно, насколько безопаснее эти «капсулы смерти» сегодняшних «горящих» трамваев и «дымящихся» автобусов. Аварий с ними в черте города как-то не замечал.
Убрали маршрутки, приняли «безопасное» решение, но тогда выпускайте на линию достаточное количество безопасных автобусов. Заменяйте маршрутки на такое же количество автобусов, а не просто убирайте их. Ремонтируйте дороги, делайте так, чтобы общественный транспорт не торчал в пробках. Это называется планированием… А иначе люди будут жаловаться. Причем во все инстанции. Потому что стоять на морозе, идти по льду и лужам несколько остановок не нравится никому.
Кстати, о безопасности. Так и хочется уточнить у чиновников: а вы не пробовали в час пик проехать в переполненном «большом» автобусе, скажем, на Безымянке? Почувствовать «единение» пассажиров, ощутить каждую яму и кочку на дорогах своим телом? Уверены, что это безопасно?
А как вам нововведения, когда кондуктора нет, а вход только через переднюю дверь? В Самаре ведь валидаторов нет. Водитель на остановке обилечивает всех входящих. Час пик, очередь в переднюю дверь человек 15–20. Еще столько же ждут открытия средней двери, которую водитель не открывает, пока все не оплатили проезд. Ощутили? Подсчитайте еще, как автобус с такой «нагрузкой» соблюдает интервалы движения? Такая вот экономия – на чем? На терпении и нервах пассажиров?
Да, и еще можно прочитать в соцсетях и на остановках услышать жалобы пассажиров: водители одного и того же маршрута скопились на конечной остановке и стоят в одно и то же время. Это, судя по всему, у них называется обед. Одновременно у всех! А пассажиры тем временем терпеливо ждут, внимательно изучая графики движения…
Маршрутки отличались не только своей скоростью, но и неприхотливостью. Купить подержанный автобус могло не только транспортное предприятие, но и обычный водитель – дайте только лицензию и маршрут. Сравните цену с электробусом, трамваем или троллейбусом. Ремонт – своими руками в любом гараже. Да, ночевали они под открытым небом, и не было единого парка, медконтроля, проверки техсостояния и прочего. Но владельцы этого транспорта вполне могли обеспечить мобильность жителей и давали им возможность добраться в любую часть города. А остальное (тех- и медосмотр) вполне можно было решить, не запрещая их.
Но маршрутки убрали с улиц города. Кстати, убрали их не только в Самаре, но и во многих городах нашей страны, но только не везде почувствовали этот процесс замены. Ведь маршрутки мало запретить, еще нужно как минимум обеспечить жителей города другим транспортом с учетом количества маршрутов и пассажиров.
И 45 административных дел этому хорошее напоминание. Ситуация с транспортом в Самаре сложилась не вчера, а именно после начала борьбы с «опасными маршрутками». И для того, чтобы эту борьбу закончить, нужно просто обеспечить нормальное передвижение горожан по Самаре. С чем, судя по всему, власти города пока не справляются.
Евгений ФЕДОРИНОВ