После долгих размышлений руководство Госдумы наконец-то отреагировало на тот коммунально-аварийный коллапс, которым была охвачена Россия в морозные дни начала 2024 года.
Народ напряженно ждал, когда ж парламентарии жестко, как было обещано, спросят с виновных за те страдания, которые пришлось испытать тысячам жителям многоэтажек, лишенным в новогодние дни тепла, воды, бытовых удобств, гревшимся на улице у костров.
У думцев, однако, жестко не получилось. Вылилось все в поручение Счетной палате проанализировать концессии в ЖКХ. Решение, конечно, не лишнее, но, где задержались остальные, более масштабные?
Помнится, на первом пленарном заседании Госдумы 18 января, после возвращения с зимних каникул, во время которых половину Подмосковья и ряд других регионов РФ накрыли аварийные разрывы ржавых, давно не ремонтированных труб, заморозив жилые кварталы, что чуть было не вылилось в народные бунты, – депутаты были настроены более радикально. Речь пошла даже о том, что частная собственность, в том числе концессионные соглашения в ЖКХ, себя не оправдали, и пора вернуть эту чувствительную сферу под крыло государства с его контролем и ответственностью перед гражданами.
В частности, спикер Володин заявлял: «Мы столкнулись с ситуацией, когда в регионах работают концессионеры, много нареканий со стороны жителей, большое количество аварий. Это неэффективная система управления». Говорили и о необходимости анализа выполнения концессионерами соглашений. Но главный настрой был на незамедлительное проведение парламентских слушаний с привлечением широкой общественности. Звучали обещания разобраться с теми, кто завладел коммуналкой, но не для того, чтобы привести ее в порядок, а чтобы обогащаться на тарифах, подняв их до грабительского уровня. Причем те же концессионеры получали и льготные кредиты, якобы на ремонты и восстановление объектов ЖКХ. Много чего закулисного стало вскрываться, когда законодатели копнули концессионную тему. Потому и планировался депутатами уже в феврале объективный, неформальный «правительственный час» с отчетом вице-премьера Хуснуллина о состоянии коммуналки в стране.
Но потекли неделя за неделей, эмоции стали притупляться, а концессионеры, как ни в чем не бывало, продолжили свое бездействие на теплых побережьях.
Известно, что сейчас по стране заключено около 2,5 тыс. концессионных соглашений. Согласно рыночной теории, они рассматриваются, как форма государственно-частного партнерства – вовлечение частников в эффективное управление государственной собственностью или в оказание услуг на взаимовыгодных условиях с государством. Заключается, например, такой договор с частным инвестором, который обязуется вложиться в объект, в случае с ЖКХ – это обязательства отремонтировать трубы, обновить котельные, построить очистные сооружения, а потом государство передает такому эффективному концессионеру в управление соответствующие объекты недвижимости.
Но правящие рыночники, охваченные жаждой приватизации, стремясь поскорее сформировать в РФ крупный класс капиталистов, на скорую руку заключали соглашения, отдавая в управление коммуналку безответственному концессионеру, по сути, частнику. Вылилось все в заоблачные тарифы, отсутствие ремонтов и жуткие аварии.
Это предсказывали коммунисты в ходе принятия закона о концессиях. КПРФ против него голосовала. Но кто прислушивается к оппозиционной фракции? «ЕдРо» было «за».
Начало января показало, кто был прав. Госдуме, в том числе ее неугомонному спикеру пришлось заговорить о возврате государству ЖКХ. Но недремлющие рыночники встрепенулись. Начались подковерные споры. Пока договорились ограничиться поручением Счетной палате.
В постановлении, единогласно принятом палатой, сказано, что Госдума поручает Счетной палате РФ совместно с контрольно-счетными органами субъектов РФ провести анализ реализации концессионных соглашений в отношении объектов по производству, передаче и распределению электрической энергии, объектов энергоснабжения, объектов, предназначенных для освещения территорий городских и сельских поселений, объектов благоустройства территорий, объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
Рекомендовано:
– законодательным органам субъектов представить в Счетную палату материалы по результатам проверок не позднее 15 июля 2024 года;
Счетной палате – проинформировать Госдуму в первом квартале 2025 года о результатах контрольных и (или) экспертно-аналитических мероприятий;
не позднее 20 сентября 2024 года доложить депутатам о промежуточных результатах контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.
Непростым получилось обсуждение постановления, были выявлены «пробелы» в тексте.
«Почему из перечня систем ЖКХ выпало газоснабжение? – удивился коммунист Михаил Матвеев. – Возможно, случаи газовых концессий не столь распространены, но они есть. У нас, допустим, в Самарской области на газовой трубе «сидит» концессионер, и совсем недавно произошло повышение тарифов на обслуживание газового оборудования от трех до пяти раз. В постановление надо добавить газоснабжение».
«Я понимал так, что газоснабжение погружено в энергоснабжение, теплоснабжение…» – оправдывался единоросс Олег Морозов, председатель комитета по контролю, готовившего документ.
Позицию Матвеева поддержали справороссы. И Морозов пообещал подкорректировать текст.
Но что стоит за одобренным постановлением?
Прежде всего, то, что проблема становится долгосрочной, даже вялотекущей, ее решение – неопределенным. Проведение больших слушаний перенесено на год, только в конце весенней сессии должен состояться правительственный час с отчетом Хуснуллина.
Сколько еще ЧП произойдет за это время на изношенных трубопроводах, теплосетях и в газоснабжении? А тарифы растут, хотя уже и так неподъемные для народа.
Концессионеры целый год могут спать совершенно спокойно. А там, кто знает, может и вовсе все утрясется в их пользу? При капитализме всегда прав собственник, он же концессионер, толстосум и правящие лжецы.
Галина ПЛАТОВА