Российские политологи не устают упоминать «глубинное государство», скрытно действующее в США, и вообще на коллективном Западе. Оно ведет против России прокси-войны. Оно же подогревает русофобию, пытается извратить русскую историю, расколоть граждан России по национальному признаку. Однако создается впечатление, что находящееся в руках хозяев денег «глубинное государство», существует непосредственно в России, влияя на все сферы нашей жизни, в том числе на сферу культуры. Одна из главных его целей – захватив сознание человека, создать «новую нормальность» в интересах этого самого «глубинного государства».
Ну, например, общеизвестно: Осип Мандельштам был чужд православному Русскому миру, о защите которого нынче безустанно твердят те чиновники, деятели культуры, политшоумены, журналисты, что еще вчера были проводниками идей западнического либерализма. Напомню, судьба Осипа Эмильевича (как и в случае с Солженицыным) использовалась Западом для демонизации СССР. Видимо, по этой причине в России установлено уже несколько памятников Мандельштаму, в том числе в Воронеже, где он отбывал ссылку.
Там же, в Воронеже, установлен мемориальный знак, на котором воспроизведены строки из оскорбительной эпиграммы Мандельштама о Сталине. Хотя чиновники должны бы знать, что куда более значительный поэт Борис Пастернак отнесся к этой эпиграмме очень неодобрительно: «То, что вы мне прочли, не имеет никакого отношения к литературе, поэзии. Это не литературный факт, а акт самоубийства, который я не одобряю и в котором не хочу принимать участия. Вы мне ничего не читали, я ничего не слышал и прошу вас не читать их никому другому». Правда, назвать улицу именем поэта в Воронеже не удалось: народ запротестовал.
Однако либералы не успокоились – говорят, имя Мандельштама стал носить один из самолетов «Аэрофлота». «Пятая газета» (от 24 октября 2023 года) в статье «Либералы про поэта, унизившего Сталина» задалась справедливыми вопросами: «…а чем Мандельштам заслужил такое поклонение от наших властей? Что хорошего он сделал для родной страны? Ну серьезно? Он был выдающимся хирургом? Талантливым конструктором или ученым? Он отчаянно сражался на фронтах? Или выдал рекордную вагонетку угля отбойным молотком? Какие великие строки посвятил он родной стране?.. Тоже нет. И отчего на новых памятниках пишут всегда одну и ту же фразу? Да-да, из подленькой эпиграммки с обзывалками на Сталина. Страны они под собой не чуют, ишь ты! Или именно за это его так и любят власти – что западные, что вполне отечественные? Страшно подумать…»
По-моему, из этой же одиозной серии установка памятника Жванецкому в Ростове-на-Дону. Причина не ахти какая – первое выступление сатирика-одессита было именно в этом городе. Писатель Юрий Поляков в «Аргументах недели» назвал Жванецкого «латентным русофобом», подчеркнув: «Его иронически-презрительное отношение к стране проходит через все его миниатюры. Скажете, это примета сатиры? Но Задорнов тоже был сатириком и проходился по нашим недостаткам так, что Жванецкому не снилось. Но никому в голову не придет назвать Задорнова русофобом. Я еще тогда удивлялся, что хоронили Жванецкого под залпы воинского салюта, как военачальника, как героя. К слову, Юрий Бондарев, писатель-фронтовик, такой чести не удостоился».
Публицист и общественный деятель Андрей Сошенко в «Русском вестнике» (23.02.2024) в публикации «Жванецкий был русофобом!» пишет: «Как отмечает «Царьград», в русском городе Ростове-на-Дону открыли памятник народному артисту «страны У», отъявленному русофобу Михаилу Жванецкому… Раскритиковали установку памятника Жванецкому замминистра информации ДНР Даниил Безсонов, писатель Захар Прилепин и журналист Руслан Осташко. Последний напомнил, что сатирик был известен проукраинскими взглядами и в 2015 году оказался в «белом списке» за то, что выступал против воссоединения Крыма с Россией, а также говорил: «Моя мечта – разровнять то место, где была Россия, и построить что-то новое». А Прилепин, вдобавок к высказываниям самого «гуру», привел русофобские слова сына Жванецкого Андрея Рывкина, который сбежал в Нью-Йорк, и подчеркнул: в своем Telegram, что открытие памятника Жванецкому – «дурной вкус, взращенный демократией». «Покойный не был большим патриотом России и никогда не войдет в пантеон русской литературной классики».
Юрий Поляков поспешил возрадоваться, выдав желаемое за действительное: мол, по требованию возмущенных жителей Ростова-на-Дону памятник был демонтирован. Очевидцы же утверждают: стоит целехонек бронзовый Михаил Михайлович Жванецкий и, глядя с постамента, словно бы иронично посмеивается над недовольными ростовчанами: «Да кто же вас будет слушать-то?»
А в Твери как обстоит дело? Здесь власть, не советуясь с народом или советуясь формально, тоже создает «новую нормальность». Последовательно и неоднократно, путем огромных бюджетных затрат, чиновники увековечили память Андрея Дементьева, фактически приравняв хорошего поэта-песенника к русскому гению – Александру Сергеевичу Пушкину. Дементьев, дескать, тверское «наше все». Боюсь, уже следующее поколение тверичан будет принимать это несомненное лукавство за чистую монету. Тем более что недавно местная власть, на мой взгляд, принизила духовное значение Пушкина, назвав его именем гостиницу с расположенным в ней питейным заведением. Ну подумаешь: вчера называлась «Оснабрюк», сегодня – «Пушкин», а завтра, глядишь, будет называться как-то иначе. И невдомек кабинетным придумщикам, что имя Александра Сергеевича требует деликатного, бережного отношения.
Сейчас, говорят, новые бренды с памятниками на подходе. Думаю, среди удостоенных памятника не найдется места одному из выдающихся государственных деятелей СССР Андрею Александровичу Жданову. С 1919 по 1915 год он учился в Тверском реальном училище, затем преподавал на первых Тверских артиллерийских курсах РККА. На 8-м Всероссийском съезде Советов был избран членом ВЦИК, работал председателем Тверского губисполкома, а с 1934 по 1945 год возглавлял Ленинградский обком и горком ВКП(б). Это под его началом город выстоял в страшный период блокады. Жданов являлся членом Военного совета Ленинградского фронта. Но даже памятная табличка со здания бывшего реального училища в Твери, где сидел за партой Андрей Жданов, тверскими либералами убрана.
Вряд ли мы увидим в Твери и памятник и Ивану Павловичу Бойцову, первому секретарю Калининского обкома ВКП(б) несколько предвоенных лет и все военные годы, Иван Павлович был членом Военного совета Калининского фронта, организатором партизанского движения и подполья на временно оккупированной части области, внес огромный вклад в восстановление народного хозяйства. Да и Александру Павловичу Староторжскому, руководителю Калининского облисполкома в годы войны, вряд ли увидим. Как и Федору Васильевичу Казнову, председателю Калининского облисполкома с 1956 по 1973 год – в этот период Калининская область усиленно развивалась.
Даже если отбросить в сторону идеологическую составляющую, совершенно очевидно, что фигуры Бойцова, Староторжского, Казнова конечно же, совершенно несопоставимы с фигурами культуролога, историка, краеведа В.М. Воробьева и бывшего председателя Калининского городского совета (1986–1987), и первого секретаря Калининского (Тверского) горкома КПСС (1987–1991) С.Л. Киселева, которых некие силы, контролирующие тверское культурное и информационное пространство, якобы собрались увековечивать памятниками. Что этими силами движет? Незнание тверской истории или какое-то иное качество?
Я уже писал о дорогостоящем альбоме «Моя Родина Россия. Тверская область», выпущенным в Твери издательством Алексея Ушакова. Поскольку никакой реакции со стороны властных лиц не последовало, вынужден снова обратиться к этой теме. В альбоме представлено немало выдающихся наших земляков. Но непонятно, кто составитель альбома, кто автор текстов биографий. Нет указания на состав редакционного совета. Не потому ли в альбоме заметна ангажированность при отборе представленных земляков? Присутствует, например, вознесенный в «классики» Андрей Дементьев (немало потрачено денег на создание тверского бренда из этого просто хорошего поэта-песенника). Но отсутствуют действительные, общепризнанные еще во времена СССР классики. Речь, прежде всего, о Владимире Соколове и Николае Тряпкине.
Это были скромные затворники, не приемлющие порок славолюбия. Владимиру Соколову принадлежат строки: «Я славы не искал, зачем огласка? Зачем толпа вокруг одной любви?» Эти бы слова да в уши тверским чиновникам и брендистам. А Николай Тряпкин прозорливо увидел лицемерие и ложь такой западной «ценности», как «права человека»: «Права человека, права человека. Гнуснейшая песня двадцатого века». Другими словами, Тряпкин увидел то, что в «гражданском обществе», которое нам до недавнего времени усиленно навязывалось, прав тот, у кого деньги и, соответственно, власть. С помощью этих «аргументов» и создается так называемая новая реальность.
По меньшей мере, вызывает недоумение, что в альбоме не нашлось места «всесоюзному старосте», видному государственному деятелю Михаилу Ивановичу Калинину (имя его десятилетия носил областной центр). Не обнаружил я там упоминания о дважды Герое Социалистического Труда гидростроителе Александре Петровиче Александрове, дважды Герое Советского Союза военном летчике Алексее Семеновиче Смирнове. Людях, несомненно, выдающихся, с мировой известностью. Но зато, помимо фигуры А.Д. Дементьева, присутствует и фигура вышеупомянутого В.М. Воробьева. В тексте, характеризующем заслуги Вячеслава Михайловича, привлекают внимание выражения: «первые многотомные сборники биографий наших земляков, удостоенных звания Героя Советского Союза», «одним из самых важных его трудов стало издание школьного учебника «История Тверского края», Насколько справедливы эти утверждения неизвестного автора?
Еще более полувека назад генерал-майор в отставке, участник трех войн, (награжденный орденом Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденом Кутузова второй степени, двумя орденами Отечественной войны первой степени, орденом Красной Звезды) Иван Александрович Долгов собрал материалы о калининцах – Героях Советского Союза. И в 1961 году в Калининском областном книжном издательстве появилась на свет книга «Золотые звезды калининцев». В ней были представлены биографии 254 Героев Советского Союза. В 1969 году в издательстве «Московский рабочий» вышло дополненное переиздание этой книги с биографиями уже 279 Героев. Следом вышло в двух томах третье, еще более дополненное переиздание.
Биографические справки по материалам И.А. Долгова были написаны заслуженным работником культуры РСФСР участником войны, опытным журналистом Аркадием Федоровичем Ростковым. В конце каждой книги содержится в алфавитном порядке указатель фамилий, даты и места рождения Героя. Остальным краеведам оставалось лишь вносить дополнения в этот основополагающий труд.
Теперь о школьном учебнике – как отмечается, «одном из самых важнейших трудов» В.М. Воробьева. В действительности учебник «История Тверского края» – результат коллективного труда. Да, В.М. Воробьев редактировал собранные (при участии кафедры краеведения Тверского областного института усовершенствования учителей, исторического факультета Тверского госуниверситета, Тверского центра документации и новейшей истории) материалы. Однако среди авторов, внесших вклад в создание учебника, не только Вячеслав Михайлович (предисловие, введение, §§ 1–6, 18–28), но и Е.А. Клюева (§§ 29–39), И.Н. Победаш (§§ 7–17, 40–51), А.В. Борисов (§§ 52–58).
Процесс создания ненормальной «новой нормальности» продолжается. 6 марта в тверском выпуске ТВ-24, появляется на телеэкране девочка и неожиданно лепечет: де, несправедливо, что в Твери нет памятника клоуну Юрию Никулину, так как он в нашем городе давал первое и последнее представления. Кто-то же из умных взрослых дядей ей это подсказал. Словно бы имя клоуна Никулина для города и области важнее, чем имя 12 лет жившего в Твери, преподававшего здесь музыку и руководившего церковным хором Александра Васильевича Александрова. Впоследствии – композитора, создателя, руководителя и главного дирижера Ансамбля красноармейской песни Центрального дома Красной армии им. М. Фрунзе (ныне Ансамбль песни и пляски Российской армии им. А.В. Александрова), народного артиста СССР, автора мелодии Гимна СССР (она положена в основу Гимна России) и бессмертной песни «Священная война».
Не менее значим вклад в музыкальную культуру СССР, России и его сына Бориса Александровича (родился на тверской земле, в г. Бологое) композитора, руководителя и главного дирижера Ансамбля Советской армии, Героя Социалистического Труда, народного артиста СССР Бориса Александровича Александрова. У нас в Твери есть Дом музыки Александровых? Нет. А Дом поэзии Дементьева, искусственно вознесенного в «классики», есть.
Особое рвение в создание новых брендов проявляют отдельные бывшие комсомольские и партийные аппаратчики (так бы они выступали в защиту разрушающегося на глазах у власти кувшиновского дома С.И. Ожегова, выдающегося лингвиста, создателя «Толкового словаря русского языка»). Этот, казалось бы, феномен на самом деле не удивителен. В свое время часть из них с легкостью перешла в услужение к олигархам (к тому же Дмитрию Зеленину, ставшему губернатором).
Чем-то они напоминают мне незаслуженно возвеличенного не без их участия поэта. Человек этот получил от советской власти госнаграды, звания, а затем его фамилия оказалась под письмом 42 представителей творческой интеллигенции, где содержался призыв к Ельцину расправиться с защитниками советской Конституции. Это ему посвятил эпиграмму поэт, секретарь Союза писателей России Юрий Лопусов: «Он был певцом Страны советов. Он комсомольский был вожак!.. Да, есть продажные поэты. Но что бы так!.. Но чтобы так…»
Для сравнения: отличавшегося при жизни необыкновенной скромностью поэта-песенника Николая Николаевича Добронравова не увековечили на его родине в Санкт-Петербурге ни в названии улицы, ни в памятнике, ни в Доме поэзии его имени. А свое отношение к советскому периоду нашей истории Николай Николаевич выразил стихотворением «Октябрь семнадцатого года», в котором есть такие строки:
Нам время говорит: пора!
В стране распахнутые своды.
И над страной – твои ветра,
Октябрь семнадцатого года,
И не дано нам забывать
То покушенье на свободу,
Когда пытались расстрелять
Октябрь семнадцатого года…
Можно по-разному относиться к политическим предпочтениям того или иного поэта, писателя, деятеля культуры. Иметь их – право каждого. Но нельзя попирать общественное мнение в угоду так называемому гражданскому обществу, за которым усматривается пресловутое меньшинство, подверженное влиянию глобалистского «глубинного государства». В последние годы мы наблюдаем, как рьяно возводятся на пьедестал люди из этого сплоченного узкого круга, присваиваются им госнаграды, почетные звания, премии.
«Это же несерьезно, даже смешно! – довелось услышать по поводу присуждения одной даме почетного звания. – Кто-то снова подставил губернатора!» На мой взгляд, дело не в случайной «подставе» губернатора, а в приобретшем постоянство процессе подмены сущего, усиливающем в православном человеке эсхатологические ощущения, заставляющие его вспомнить предостережение из «Апокалипсиса»: «Из дыма вышла саранча… Лица же ее как лица человеческие».
Если же обратиться к светской литературе, вспомним роман Дж. Оруэлла «1984», доминантой которого являются мысли: «война – это мир», «свобода – это рабство», «незнание – сила». Написанное в 1948 году произведение явилось предупреждением человечеству: если оно утратит способность мыслить, здраво оценивать картину происходящего, то превратится в бессловесное, легко управляемое стадо, которое будет воспринимать абсурд как норму, деградацию или показуху – как развитие, ложь как правду, предательство как достоинство, цифровой концлагерь как свободу.
Очищение России невозможно без очищения властных кабинетов от лиц, определяющих культурную и информационную политику, приведенных туда в соответствии с колониальным российско-американским меморандумом от 2 сентября 1998 года. Напомню, этот меморандум предусматривал согласование с нашим «партнером» США (центром мирового глубинного государства) российской политики в области культуры, образования, СМИ и гуманитарных наук. Осенью исполнится два года, как министр иностранных дел Сергей Лавров заявил о выходе России из этого соглашения. Но особых перемен не заметно. Нужен отказ от меморандума не на словах, а на деле. Нужно новое, по-настоящему национальное, кино, телевидение, новая литература, новая эстрада. Нужно русское правдивое, смелое слово.
Народу, честно говоря, сейчас не до памятников, да еще в либеральном тренде, не до переименования улиц, не до грандиозных концертов с фейерверками и увеселений в развратных ночных клубах, когда в Донбассе и на Белгородчине гибнут под вражескими ракетами и снарядами дети и старики. Когда свыше ста человек стали жертвой теракта в Подмосковье. Не должно быть такого, с болью высказанного человеком, вернувшимся с передовой: «У нас полстраны воюет, помогает нам, а полстраны развлекается, пляшет и пилит бабло». Ведь, как подчеркнул президент Владимир Путин, то, что происходит на украинском направлении, для России является судьбой, вопросом жизни и смерти. А Россия – это и каждый из нас, кому она дорога и кто чувствует ответственность за ее судьбу и за будущее Русского мира.
Валерий КИРИЛЛОВ
г. Тверь