Тайна экипажа капитана Степанова

С краеведом, полковником авиации в отставке Владимиром Ивановичем Горбачевым меня связал в начале 2000-х годов поиск материалов по истории 22-й армии. В ту пору Владимир Иванович жил в Андреаполе, в новом военном городке, и очень помог мне документами о трагической судьбе героя обороны Великих Лук командира 48-й танковой дивизии Д.Я. Яковлева.

Позднее Владимир Иванович переехал на жительство в г. Пензу, где у него семейные корни. Мы поддерживаем дружеские отношения, я в курсе поисковых работ, которые В.И. Горбачев осуществляет с созданным им поисковым отрядом на местах гибели советских самолетов (в том числе на территориях Тверской и Псковской обл.).

Недавно получил от Владимира Ивановича письмо с результатами очередного поиска. Возможно, публикация поможет установить ныне живущих родственников погибших летчиков. Остается добавить, что именно на таких бескорыстных подвижниках, как Горбачев (а не на грантоедах), держится наше краеведение.

Валерий КИРИЛЛОВ

Тайна экипажа капитана Степанова раскрыта

В начале июля 2024 г. в Польше, южнее г. Колобжег, найдено место падения самолета. «…Два года назад, местные жители рассказали нам о сбитом советском самолете. По словам пожилых людей, хвост самолета со звездами торчал из земли. Нам потребовалось два года, чтобы найти место падения самолета».

По поднятым из болота польскими поисковиками обломкам наши специалисты на форуме «Авиация» сайта «Тризна», установили тип погибшего самолета как советский дальний бомбардировщик Ер-2.

При дальнейшем изучении обломков были найдены номера обоих моторов самолета: 045-641 и 045-617. По номерам моторов установлены принадлежность самолета Ер-2 к 420-му дбап (дальний бомбардировочный авиационный полк) 81-й дбад (дальняя бомбардировочная авиационная дивизия) и имя его летчика. «Ер-2 №507; моторы: №045-641 и №045-617, 10.08.41, Степанов».

Безвозвратные потери 420-го дбап 81-й дбад на 10.08.1941:

«… Из боевого вылета из р-на г. Берлина не вернулся самолет Ер-2, экипаж:

– летчик, зам. командира 420-го дбап капитан Степанов Алексей Григорьевич, 1908 г.р.;

– штурман, нач. воздуш. арт. службы капитан Сагдиев Джумабай Сагдиевич, 1907 г.р.;

– стрелок радист, мл. сержант Шаев Иван Георгиевич, 1918 г.р.;

– воздушный стрелок, мл. сержант Потапов Иван Михайлович, 1918 г.р.

Судьба экипажа и самолета неизвестны, полагать пропавшими без вести.

Адреса проживания родственников:

– жена Степанова Анна Васильевна, Пензенская обл., п/о Фабричная, Засурская, 24;

– жена Сагдиева Анна Яковлевна, Чкаловская обл., с. Ивановка;

– отец Шаев Георгий, Воронежская обл., Гремяченский р-н, с. Александровка;

– мать Потапова Д.В., Мордовский округ, Козловский р-н, с. Веденцы…»

     

Летчик капитан Степанов Алексей                     Штурман капитан Сагдиев

Григорьевич, 1908 г.р.                                    Джумабай Сагдиевич, 1907 г.р.

Стрелок-радист мл. сержант Шаев Иван Георгиевич родился в 1918 году в селе Александровка, ныне – хутор Криниченского сельского поселения Острогожского района Воронежской области Российской Федерации. Ближайший родственник – отец Шаев Георгий, проживал там же. Призван в 1939 году Гремяченским районным военным комиссариатом Воронежской области РСФСР. Окончил 38-ю (Воронежскую) окружную дивизионную школу младших авиационных специалистов – воздушных стрелков-радистов. 10.08.1941 не вернулся с боевого задания (пропал без вести).

Воздушный стрелок мл. сержант  Потапов Иван Михайлович, родился в 1918 году в селе Ведянцы, ныне – Берегово-Сыресевского сельского поселения Ичалковского района Республики Мордовия Российской Федерации. Мать – Потапова Д.В. – проживала там же. Призван в 1939 году Микояновским районным военным комиссариатом города Астрахани Сталинградской области РСФСР. Окончил 35-ю (Чкаловскую) дивизионную школу младших авиационных специалистов – воздушных стрелков-радистов. 10.08.1941 не вернулся с боевого задания (пропал без вести). Увековечен в печатной Книге Памяти Мордовии (том 5, страницы 245–246).

Дальний бомбардировщик Ер-2 выполняет бомбометание в горизонтальном полете. Выпускался на 18-м заводе в Воронеже. Конструктор Ермолаев Владимир Григорьевич. Крейсерская скорость 335 км/ч, дальность полета – 4000 км, высота-потолок – 7700 м.

Такой же самолет Ер-2 потерпел катастрофу 25 июля 1941 г. в р-не 60 км южнее Пензы при перелете из Ростова в Казань из-за  пожара правого мотора.

Вместе с горящим самолетом погиб стрелок-радист младший сержант Сысоев Алексей  Иванович, которого похоронили на деревенском кладбище ныне нежилой д. Сердобинка. Остальные члены экипажа спаслись на парашютах.

История о катастрофе стала известна благодаря неравнодушным жителям окрестных мест, которые попросили меня помочь установить имена всего экипажа. Пришлось обратиться в военный архив (ЦАМО), находящийся в Подольске, где удалось разыскать сведения, которые помогли установить имена экипажа самолета Ер-2, найденного нашими польскими поисковиками. И которым огромная благодарность.

Судьба экипажа капитана А.Г. Степанова долго оставалась тайной. Впервые я узнал о ней из книги «Самолет уходит в ночь» А.И. Молодчего, первого ГСС 420-го дбап. И вот эта тайна раскрыта. Самолет и его экипаж не пропали без вести, а погибли. На обратном маршруте полета в 240 км от Берлина самолет был сбит и упал в р-не южнее аэродрома Колобжег.

Теперь наша общая задача – постараться разыскать родственников погибшего экипажа. Жена Степанова проживала в Пензенской области. Жена Сагдиева и мать Потапова проживали в Мордовии.

Возможно, откликнется кто-то из родных погибших за Родину Героев.

Статья написана по материалам форума «Авиация» сайта «Тризна».

Большая благодарность нашим польским друзьям и экспертам форума, Давыдову Борису Владимировичу и Стрельбицкому Константину Борисовичу.

Владимир Иванович ГОРБАЧЕВ,

командир ПО «Авиапоиск-Надежда» СОШ №77

г. Пенза

Другие статьи автора

Другие статьи автора

Другие материалы номера