К 120-летию народного артиста СССР В.В. Меркурьева
Среди хвойных и лиственных лесов, заливных лугов и густых перелесков Псковщины раскинулся по обоим берегам реки Великой древний – в летописи упоминаемый с середины XIII века – город Остров, не раз сжигавшийся врагами дотла почти, однако вновь возрождаемый едва ли не из пепла. В этом-то историческом месте и родился 6 апреля (24 марта по старому стилю) 1904 года будущий выдающийся советский актер, лауреат трех Сталинских премий, лауреат Государственной премии РСФСР им. К.С. Станиславского, награжденный орденом Ленина и двумя орденами Трудового Красного Знамени Василий Васильевич Меркурьев. Население Острова в подавляющем большинстве составляли русские, но были и семьи «иные», смешанные. К ним относилась и семья Меркурьевых, где помимо Василия родились: Леонид (погиб в Первую мировую войну), Александр (погиб в блокаду Ленинграда от голода, будучи директором хлебозавода), Евгений, Петр (поддержал троцкистскую оппозицию, был арестован и умер в тюрьме), Владимир (умер в девять лет), сестра…
Отец – Василий Ильич Меркурьев, пишут краеведы, занимался торговлей дегтем, снетком; мать – Анна Ивановна Гроссен родилась в Швейцарии: юной девушкой привез ее в Россию местный помещик Неклюдов, у кого она служила экономкой. В семье Меркурьевых было семь сыновей и дочь. Как вспоминал Василий Васильевич, отец хорошо пел, и вот эту его способность унаследовали все дети, а сам актер в детстве пел в церковном хоре. С 1912 по 1916 год Василий Меркурьев учился в церковно-приходском училище, в 1917–1920 годах в школе «второй ступени», то есть в средней школе. Увлечение пением привело его к увлечению театром: он работает артистом в театре Острова, затем управляющим – в Новоржеве, городе недалеко от Пскова; в 1923 году Меркурьев был направлен по комсомольской путевке на учебу в Ленинград – в техникум сценических искусств, преобразованный впоследствии в Театральный институт им. А.Н. Островского, в Институт театра, музыки и кинематографии, где он будет преподавать, станет профессором, воспитав многих учеников, ставших потом известными артистами и режиссерами.
В Ленинграде Меркурьев познакомился с Леонидом Сергеевичем Вивьеном, вступает в его театральную труппу, а когда тот возглавит Театр драмы им. А.С. Пушкина, станет в 1937 году артистом этого театра и прослужит здесь до конца жизни, играя на его сцене вместе с другими выдающимися артистами – К.В. Скоробогатовым, Н.К. Симоновым, Н.К. Черкасовым, А.Ф. Борисовым, В.И. Честноковым, Б.А. Фрейндлихом, И.О. Горбачевым, М.К. Екатерининским, Г.И. Мичуриным, К.И. Адашевским, А.В. Соколовым, В.И. Вороновым, А.А. Яном, О.Я. Лебзак, Т.И. Алешиной-Толубеевой. Когда началась Великая Отечественная война, театр эвакуировали в Новосибирск, предоставив сцену театра «Красный факел». Василий Васильевич выступал перед ранеными красноармейцами в госпиталях, а также на тыловых предприятиях, хотя его возможности были отчасти ограничены из-за находившегося в тюрьме брата Петра. Тогда он написал письмо И.В. Сталину. Письмо дошло до Иосифа Виссарионовича – и брата реабилитировали, но пока оформляли документы, тот умер…
Тонко сочетая в актерских работах драматизм и юмор, Василий Васильевич проникновенно создавал образы и современников, и людей из прошлого. Именно это качество обеспечило ему удачу в спектакле по пьесе Б. Лавренева «За тех, кто в море» (режиссер А.А. Музиль) в роли капитана первого ранга Максимова, показанного артистом как пример беззаветного, но в то же время скромного служения советской Родине, за что его любят в боевом коллективе. Сродни ему уже на ином жизненном материале Василий Бортников из спектакля «Высокая волна», поставленного по роману «Жатва» Галины Николаевой Б.М. Дмоховским. Чудом оставшийся в живых герой возвращается в родное село, где его давно оплакали, и начинает работу по восстановлению хозяйства – Меркурьев чутко рисует сценический портрет, устраняя некоторый схематизм литературного источника. Яркий образ начальника строительства в Сибири Прокофьева создает актер в героической комедии «Сын века» Ивана Куприянова в постановке Л.С. Вивьена к XXII съезду партии.
Из произведений русской и советской классики, над которыми работал Василий Васильевич, критики выделяли Меншикова («Петр I» А.Н. Толстого), Мальволио («Двенадцатая ночь» Шекспира), но, пожалуй, больше удавались актеру персонажи А.Н. Островского – в этом могут убедиться сегодняшние театралы, посмотрев в интернете пьесы – благо они были сняты на пленку и восстановлены: «Правда – хорошо, а счастье лучше» (Сила Ерофеевич Грознов), «Поздняя любовь» (Николай), «Горячее сердце» (Курослепов), «Последняя жертва» (Прибытков). Роль Прибыткова станет последней работой Меркурьева в классическом репертуаре и предпоследней вообще. Не могу не вспомнить, с какой трепетностью относился он к этой пьесе, которую ставила его супруга – Ирина Всеволодовна Мейерхольд: я тогда работал заведующим отделом культуры Ленинградского горкома партии, так вот, Василий Васильевич, будучи членом КПСС с 1948 года, пришел ко мне, видимо, поскольку мы были знакомы не только по службе, пригласил меня на премьеру, принес еще пригласительные билеты и попросил передать их кому я считаю нужным. Была тут, мне кажется, и присущая ему деликатность, ненавязчивость, но одновременно гордое отношение к профессии своей, и уважение к профессии других.
Большое место занимает работа Меркурьева в кино. Впервые он снялся в картине «Девятое января» (1924) в роли молодого рабочего. За ней последовали «Подруги» (почтальон), «Инженер Гоф» (Стась), «История одного машиниста» (машинист), «Леночка и виноград» (учитель), «Федька» (Лука), «Возвращение Максима» (студент-меньшевик), «Тайга золотая» (старый золотоискатель), «Волочаевские дни» (пьяный), «Член правительства» (Сташков), «Танкер «Дербент» (боцман Догайло) и другие фильмы, где Василий Васильевич сыграет большие и малые роли, неизменно запоминающиеся своим колоритным исполнением. Однако широчайшая известность пришла к актеру после роли старшего лейтенанта Тучи в фильме Семена Тимошенко «Небесный тихоход» (1945). Талантливое исполнение друзей-летчиков Н.А. Крючковым (майор Булочкин) и В.Д. Нещипленко (капитан Кайсаров), мелодичная музыка В.П. Соловьева-Седого обусловили огромный успех у зрителей. Потом будут десятки картин с участием Меркурьева, среди которых следует отметить прежде всего «Золушку» (режиссеры Н.Н. Кошеверова, М.Г. Шапиро) где он сыграет Лесничего, «Верные друзья» (режиссер М.К. Калатозов) – академика Нистратова, «Летят журавли» (М.К. Калатозов) – Федора Ивановича.
Интересен фильм «Люди на мосту» – его снял в 1959 году А.Г. Зархи по сценарию Сергея Антонова. Главную роль исполняет Василий Васильевич, показывая развитие характера Ивана Денисовича Бусыгина в его диалектической последовательности и психологической обоснованности. Сначала мы видим Бусыгина как привыкшего к комфорту человека, добившегося жизненных успехов благодаря своему таланту и трудолюбию. Однако мостостроительный главк, которым он руководит, ликвидируют, привычной за долгое время весьма спокойной работе приходит конец. Его направляют в Сибирь строить мост через реку Северную, но он, отвыкнув от конкретного дела, не находит общего языка с рабочими, нервничает, совершает ошибки. И все же он находит силы, чтобы преодолеть деловой и душевный кризис, обретая уверенность в работе, уважение в коллективе. В этом фильме Меркурьев ясно показал, что изображать трудовой процесс на экране возможно и необходимо, если это представляется во всем многообразии связей этого процесса с общественной и личной жизнью.
Такому многообразию учил своих учеников и профессор Института театра, музыки и кинематографии Василий Васильевич Меркурьев. Один из его лучших учеников, народный артист СССР, многолетний главный режиссер Театра имени Ленсовета Игорь Петрович Владимиров, вспоминал: «Меркурьев творил, опираясь на свою могучую индивидуальность, щедро развивал те огромные художественные задатки, которые были отпущены ему природой. Роли его, как правило, несли в себе блистательное знание жизни, заключенное в острую форму. И красота, ясность, гармония… Мне никогда не забыть его блистательного Грознова в комедии Островского «Правда – хорошо, а счастье лучше», в частности той его знаменитой паузы, когда старый вояка неловким движением негнущихся пальцев разрубал на множество частей яблоко, делая из него нечто вроде форшмака, и потом с удовлетворением начинал жевать беззубым ртом». И еще: «Игра Меркурьева всегда захватывала и покоряла. Я думаю, что всенародная любовь к Василию Васильевичу покоилась не просто на сугубо национально-русском характере его таланта, но на его умении воплотить это народное начало в осязаемой, плотной конкретности».
Скончался Василий Васильевич Меркурьев 12 мая 1978 года на 75-м году жизни. Похоронен на Литераторских мостках Волковского кладбища. Память о великом актере живет и в учениках его, и в названиях улиц в Острове, и в Ленинграде-Петербурге. На доме по улице Чайковского, 33–37, установлена в 1984 году мемориальная доска с надписью: «В этом доме с 1944 по 1978 год жил лауреат Государственных премий СССР и РСФСР народный артист СССР Василий Васильевич Меркурьев».
Эдуард ШЕВЕЛЁВ
Петербург – Ленинград