Но счастью не знает
торгаш настоящую цену
Г. Сафиева
В воскресный день один из главных каналов ТВ с утра и днем, как и обычно», вел передачи о героических буднях наших воинов в сражении с укронацистами, повествуя о каждом их подвиге, создании благотворительных фондов для их поддержки. А вечером нас одарили фильмом о другой «благотворительности», когда некая предприимчивая дама, мать семейства, создает «школу счастья» для женщин всех возрастов, в которой она маниакально обучает их приемам обольщения мужчин. Но в итоге наказывает сама себя, вдруг узнав, что одна из учениц, следуя урокам, соблазняет мужа наставницы.
Несколько часов нас завораживают подобным сюжетом, обучая приемам ловли счастья, умению хватать его любой ценой, презрев всякие нравственно-моральные нормы, ставя им препоны. Собственно, к этому нас приучали все годы «благодетельных» реформ, начиная с 1990-х годов, когда в качестве эталона для подражания появились фильмы «Маленькая Вера» и «Интердевочка», проповедующие свободу сексуальных отношений независимо от возраста и положения, то бишь «блага» хлынувшей к нам из буржуазного Запада сексуальной революции, какие и должны покончить с аскетизмом, советскими нормами морали, якобы, мешающими развитию свободной личности.
И пошла-поехала кинопродукция о свободе секса и интима, создаваемая скоростным методом дельцами искусства, о чем много уже сказано.
Но она и теперь не сошла со сцены, а финалом ее служит непотопляемый «Дом-2» – детище так называемой светской элиты, в котором бушевание личных мелодрам и страстей доведено до кипения и выставлено напоказ.
Уходу в свое личное «я», ловле счастья и удач нас учит и давно прописавшаяся в черном ящике передача «Давай поженимся!»
Но это же счастье может и порваться, обернуться обломом, о чем говорится в другой передаче «Давай разведемся!», наставляющей, как через это пройти.
А обломы вместо счастья часто случаются и через знакомства в интернете, какие мы тоже от буржуйского Запада переняли.
Вот и приходится нередко платить охотникам за счастье не только душевным трансом, надломами психики, но и последними денежными сбережениями.
Играя на нашей доверчивости, в наши карманы то и дело залезают жулики всяких мастей, ловя на удочку простаков, нередко лишая их даже жилья, о чем без конца вещают нам криминальные новости, только не говоря о том, что вся эта уголовщина является порождением разбойного рынка.
Ну а куда же за защитой бежать, к кому надежнее обращаться?
Разумеется, к колдунам, вещунам, черным магам, гадалкам и экстрасенсам рода всякого. Их методом защиты стали долгоиграющие фильмы – «Анна медиум», например; передачи «Знахарка», «Гадалка», «Верну любимого» и прочие.
И фильмы, замешанные на криминале, как мы уже писали, продолжают править бал. И им несть числа. Такое впечатление, что перед тобой не фильм, а бесконечная сводка уголовных новостей.
А сколько лет нас окучивали оргиями «звезд», демонстрацией их шикарных нарядов, голыми тусовками, всякой мишурой как эталоном «свободного» искусства! Низкопробные шлягеры и попса лезли в уши и в души.
Они и теперь продолжают нередко звучать с пошловатой припевкой: «Я живу в Сочи, у меня есть королева, и я хожу налево, налево… Пусть услышит и простит меня королева за то, что я хожу налево…»
Разве таких песен ждет сейчас страна, наши героические воины, люди многострадального Донбасса и других сел и поселков, непрерывно обстреливаемых укрофашистами, находящиеся в опасной ситуации – между жизнью и смертью?! И у каждого просто по-другому настроены душа и сознание. Им нужна помощь, нужны песни, способные взять за душу, напомнить о доме, вдохновить и укрепить в нужную минуту, обрести и поддержать крепость духа.
Такие песни не переставая звучали по радио в годы Великой Отечественной войны. Их исполняли не только известные певцы, но и знаменитые хоры Пятницкого, Александрова и многие другие. И даже в блокадном Ленинграде не переставала литься, поддерживая дух людей, героическая музыка.
Летом 1942 года, несмотря на грохот разрывающихся снарядов, в зале радиокомитета под управлением дирижера Элиасберга исполнялась Седьмая симфония Д.Д. Шостаковича, посвященная борьбе с фашистами, нашей грядущей Победе над врагом – и родному Ленинграду. И ни один слушатель не покинул зал.
В 1990-е годы обнулили советские ценности – вспоминаются ухмылки Ельцина, который в открытую заявлял, что все эти ценности: коллективизм, гражданский долг, которые нам внушали, – чепуха, пустая говорильня. А вот ныне, то бишь в рыночный век, важны другие: главное – думать о себе, своей семье, своей наживе, карьерных делах и личном успехе.
Так, под диктовку Запада и рыночных главарей Россия стала лабораторией либеральных экспериментов, а шоковая терапия лишила людей того, что было у них из достойной жизни. И горизонты человеческого счастья, понятия о нем сузились до размеров шагреневой кожи – его стали представлять в основном как удачу в наживе больших денег, лично устроенной карьере. И ценности семьи замыкались на погоне за всем этим.
Конечно, могут возразить, что понятие счастья у каждого свое. Да масштабы его разные.
А если говорить о большом и самом важном, то многие люди моего поколения, например, испытывали это от того, что жили в советское время, в Советской стране. И тогда нам прививали не только коллективизм и братские чувства ко всем народам, понятия о целях и смысле жизни, но и широко приобщали нас к великой культуре человечества – к своей, русской, советской.
Сколько ценных мыслей черпали мы из книг, из русской, советской классики:
«Настоящий патриотизм выше всех личных отношений и интересов и находится в тесной связи с любовью к человечеству», – это Н. Добролюбов.
«Частная жизнь не знающего ничего за порогом своего дома, как бы она ни устроилась, бедна и настоящего счастья не обретет», – А. Герцен.
«Что может быть счастливее, чем творить во имя истины, во имя самых благородных идей. Ради этого люди не щадили своих жизней», – С. Коненков.
«Русский человек таит в себе огромные запасы душевных сил, которые он отдает в минуту опасности… Любовь к Отечеству, могущество народного духа действительно сильное орудие», – В. Белинский.
«О! Сколько есть душой свободных сынов у Родины моей, великодушных, благородных и неподкупно верных ей» – Н. Некрасов.
«Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле, не было таких товарищей», – Н. Гоголь.
«Есть чувство, именуемое – любовь к Родине, это когда счастье родного народа – твое счастье и радость» – М. Горький.
«Необходимый аксессуар счастья – это уверенность, что живешь верно, что за спиной не стоит ни подлость, ни жульничанье, ни хитрость, ни подсиживание, ни какая-нибудь другая скверна», – А. Макаренко.
«Воспитание не только должно развивать разум человека и дать ему известный объем знаний, но должно зажечь в нем жажду серьезного труда, без которой жизнь не может быть ни доброй, ни счастливой», – Н. Ушинский.
«Стоит жить, чтоб в землю врезать след поглубже, позаметней, чтоб твое осталось дело, словно дуб тысячелетний», – М. Джалиль.
«Для меня нет большей радости, чем радость борьбы за счастье человечества», – Н. Островский.
Вот так представляли себе смысл счастья человеческого наши великие и мудрые умы. И коль мы объявили себя наследниками лучших традиций прошлого, наш долг не в речах, а на деле приобщать к этой духовности молодежь, которой и строить свое лучшее будущее.
В советские годы со школьной скамьи мы знали, что счастье человека в чувстве исполненного долга по отношению к своим землякам, вообще к людям, к Родине, к человечеству, то есть человек может быть счастлив, когда посвятил свою жизнь и труд служению великой цели. И сейчас наши воины, отважно бьющиеся с укронацистами, также осознают эту свою цель.
В.И. Ленин не случайно называл гордостью великороссов такие качества русского характера, как героизм в борьбе, в быту и труде, широту и отзывчивость характера, готовность прийти другому на помощь, стойкость, упорство и мужество.
В Великую Отечественную войну наши воины, дошедшие до Берлина, были счастливы, оставляя свои надписи на стенах рейхстага.
Годы смертельной борьбы с фашизмом, нанесшим тяжелейшие раны стране и народу, держали они в сознании и памяти. И в те минуты, конечно, были особенно счастливы, что кончилась война – и победило правое дело.
А в мирные дни люди были счастливы от того, что их судьба устраивалась, когда они участвовали в делах своей страны: осваивали целину, строили БАМ, возводили города в пустыне и на Севере, прокладывали новые пути и дороги.
И сегодня, вопреки все еще царящим законам рынка, приходит осознание, что ценность человеческой жизни не в балаганных увеселениях, стрижке денег – на что так падка всем намозолившая глаза светская тусовка, которая эти деньги и личный комфорт ставит превыше всего, как лучшее, что у нее есть, а в способности человека идти на жертвы ради веры в справедливость, ради отчей земли и ближнего своего.
Эта вера, высота духа есть в сердцах наших воинов, проливающих свою кровь и идущих на большие жертвы в сражении с наследниками фашизма за нашу страну и ее лучшее будущее.
И народ наш в массе своей, который так горячо откликнулся на беду тех, кто пострадал от рук озверевших бандитов-террористов в Красногорске, и пошел сдавать свою кровь для их спасения, несомненно, тоже ждет перемен к лучшему: смены рыночно-буржуазного курса, что даст уверенность в завтрашнем дне.
Перемены нужны и на культурном фронте – другая масс-культура, не копирующая западные образцы, буржуйские ценности, а новая культурная политика – и на киностудии, на телевидении, в театре, в галерее, основанная на лучших традициях русской, Советской цивилизации. Она должна строиться с учетом тех необратимых перемен, которые происходят сейчас в душах и в сознании народа.
А. ЗАСИМОВА
г. Пушкино,
Московская обл.