Зачем Си Цзиньпин ездил в Европу
Китай – страна, которая тысячелетиями живет и управляется догмами. Полезно знать как минимум две из них. Первая – догма о мудрой обезьяне. Она сидит на дереве и смотрит, как внизу два тигра бьются за банан. И когда они перегрызут друг другу глотки, обезьяна спустится с дерева и заберет банан. Вторая – если вы владеете регионом экономически, рано или поздно, сколько бы времени ни утекло, Поднебесная будет владеть им географически.
Почему для визита в Европу выбраны Франция, Сербия и Венгрия? Понятно, в Пекине не пальцем в крутящийся глобус тыкали. Эти государства могут себе позволить плыть против течения и спорить не только с устоявшимися канонами Евросоюза, но и огрызаться на США. Достаточно вспомнить, что во время войны в Ираке была создана ось Франция–Германия–Россия, которая «дружила» против президента Буша, а в 2021-м Макрон вообще пошел на невиданный шаг и отозвал посла в Вашингтоне после скандала со строительством австралийских подводных лодок на верфях во французском Сен-Лазере.
Главный соперник Китая сейчас – как раз США, и чтобы противопоставить им какую-то европейскую альтернативную силу, и по возможности вбить клин между ними, Пекин выбрал как раз эти страны, хотя Сербия и не является членом ЕС. Китай тоже выступает за разносторонний подход к решению мировых проблем, и здесь он солидарен с Россией. В понимании китайского руководства односторонний подход – это безусловное принятие всего, что предлагают США.
Визит председателя в Париж совпал с 60-летием установления дипотношений между Францией и Китаем. Тогда, после войны, генерал де Голль первым признал коммунистический Китай, а через несколько лет, присмотревшись, его примеру последовали и Штаты. Но в любом случае, что тогда, что сейчас Франция, как политический мировой и европейский тяжеловес, нужна Китаю только для поддержки его же собственных интересов. Чем глубже будут становиться отношения между КНР и США, тем более непонятной и двойственной будет становиться позиция ЕС. И тут без Франции и ее понимания собственной значимости в Евросоюзе и в мире китайцам будет сложнее. Проще иметь такого друга.
А без Пекина сейчас уже никуда. Просто участие китайцев в любом международном форуме поднимает уровень мероприятия. Так случилось с мирной конференцией в Женеве, которая должна состоятся в июне. Никто бы и не заметил, или тут же забыл очередную «говорильню». Но Пекин дал согласие, а он теперь, что называется, в числе «славных, всехвальных и правоверховных».
На первую встречу в Елисейском дворце Макрон пригласил председателя Еврокомиссии Урсулу фон дер Ляйен, хотя все знают, что Си ее недолюбливает. Там в основном говорили об экономике, но высшая чиновница ЕС пыталась довести до председателя идею не помогать России, не поддерживать боевых действий на Украине или как минимум не помогать обходить западные санкции и не поставлять продукцию двойного назначения. Но Си как обычно пропустил это мимо ушей и даже попросил «не пачкать» Китай. См. первую догму.
Но в любом случае французская дипломатия рассматривает переговоры в Париже как успешные, поскольку Пекин, как они считают, в будущем может стать «дипломатическим каналом» для общения с Москвой, а в то время, когда каналов этих практически не осталось, связь через Китай может оказаться очень полезной.
Китайские предприятия работают во Франции много лет, но играют они, естественно, по французским и европейским правилам. В этот раз никаких громких объявлений о многомиллиардных контрактах не последовало. В принципе, в Европе в последние десятилетия рассчитывали, на то, что Китай вот-вот вырастет из догоняющего в богатенького развитого, накопит валюту и начнет покупать западные товары. Но так не произошло.
Экономика Китая стала расти в основном за счет внутреннего потребления, а от Европы и Франции им нужно что? Без особых комплексов – предметы роскоши, духи, приехать поглазеть на башню, и в особенности коньяк, который сами французы потребляют довольно скромно, а китайцы прямо радостно. Но даже тут не удалось договориться, хотя Макрон повез председателя прямо на знаменитые виноградники с привлечением местных фольклорных групп. Таможенные пошлины пока остаются нетронутыми.
Большая незадача, приводящая к разбалансировке экономических отношений с Китаем, это импорт в Европу их электромобилей. Это колоссальный рынок, и уже никто практически не сомневается, что за ним – будущее автомобилестроения. Но электрокары производят и в Германии, и во Франции. При этом компоненты для аккумуляторов приходится импортировать, что удорожает конечную стоимость. А китайские машины могут стать для европейцев намного дешевле и помочь в решении другой проблемы, – экологической. Но засада в том, что в Китае производство электрокаров дотируется государством, а значит, по европейской логике, ставит Поднебесную в положение недобросовестного конкурента. А поэтому китайские электромобили Европа вынуждена обкладывать ввозными пошлинами, чтобы они стоили столько же, сколько немецкие, и не обрушили им тут рынок.
Но как ни старалась фон дер Ляйен вывести Си Цзиньпина на признание того, что Пекин должен признать ЕС своим стратегическим партнером, китайский лидер не стал менять позицию ни по электромобилям, ни по связанным с ними вопросам экологии. А то Европа понастроила себе планов выйти к 2050 году на нулевые выбросы СО2, а мы тут причем? У нас свои задачи.
Любопытно, что среди договоренностей в экономике, в частности в сельском хозяйстве, выделяются два пункта – экспорт в Китай французской свинины и птицы. То есть что, получится, что «утка по-пекински» когда-то бегала в Гаскони? А свиные ребра наращивали жирок в Бургундии? Все проще. Франция будет поставлять гранулированные свиные протеины, которые в Китае пока не производят, во всяком случае, такого качества. А что касается птицы, то китайцы, у которых каждый год бушует очередная эпидемия «птичьего гриппа», хотят закупать именно тех курочек, которые не тронуты новым штаммом, а добросовестные французские ветеринарные службы это все проверили. Такая птица, скорее всего, тоже перейдет в Китае в категорию люкс.
То есть получается, что визит Си в Париж ничем особенным не завершился, кроме соглашений о, допустим, упрощении визового режима для китайских туристов. Просто в переговорной папке скопилось слишком много противоречивых досье, по существу которых председатель остался непоколебим.
У Франции, как бы далеко она ни находилась, слишком много интересов повсюду, и они пересекаются с китайскими. К примеру, рыболовство в Индийском океане, тут тоже не удалось продвинуться. Как и продать в Поднебесную «Эрбасы».
Надо сказать, что в Африке, особенно в Сахеле, то есть в западной и северной частях континента, где Франция традиционно стояла на доминирующих позициях, с китайцами идет просто штыковой бой. Все больше африканских стран, у которых французы прочно ассоциируются с колониальным прошлым, разворачиваются в сторону Китая. А тем только этого и надо. В Сенегале, к примеру, они строят автострады, административные кварталы, раскапывают повсюду шахты – добывают кобальт, кадмий и никель, которые опять же нужны для производства аккумуляторных батарей для тех же электромобилей.
Но это все так даром у африканцев не получится. Вспомните «греческий кризис» в ЕС, когда их казна просто опустела за счет и плохого менеджмента, и коррупции, и подделки еэсовских документов. Дешевле было отправлять людей на такси, чем по железной дороге, поскольку там зарплаты сотрудников были в районе 5 тыс. евро. Даже для Западной Европы неплохо. Тогда появились китайцы: «Вам нужны деньги? У вас долги? Мы погасим. Только взамен мы возьмем порты, главное Пирей, и что-нибудь еще хорошее и вкусное». См. вторую догму.
После довольно смутных итогов парижской части европейского вояжа председатель Си отправился в Белград. В аэропорт его приехал встречать Александр Вучич, что на дипломатическом языке означает оказание высшей степени уважения.
Этот визит «совпал» с 25-летием бомбардировки китайского посольства в Белграде – 7 мая 1999 года на него упали американские бомбы, и в Пекине это восприняли очень драматично, как бы американцы потом ни извинялись.
Президент Сербии буквально на первом же массовом мероприятии завил: «Наша позиция относительно территориальной целостности Китая проста и понятна. Да, Тайвань – это Китай». Надо сказать, что никто из европейских государственных деятелей даже близко не может позволить себе произнести подобные мысли, во всяком случае так прямо. (Литва вообще признала Тайвань, чем спровоцировала громы из Поднебесной.) Председатель КНР тоже в долгу не остался: «Китай поддерживает усилия Сербии по сохранению национального суверенитета в вопросе о статусе Косово».
Китай инвестирует миллиарды не только в Сербию, но и во все балканские страны. Массово раздает кредиты (вспоминаем Грецию) и строит там и тут объекты инфраструктуры (вспоминаем вторую догму). В Сербии еще в 2016 году Китай построил, точнее, возродил увядавший металлургический комбинат в Смедерево – тогда его купила китайская компания HBIS, хотя им интересовались и Уралвагонзавод и «Красный Октябрь», но россияне не смогли договориться об остановке нескольких домен и сокращении персонала. Китайцы вот взяли и успешно работают, даже при том, что местное население жалуется на жутко грязный воздух.
Главное направление приложения китайского капитала в Сербии – горнодобывающая промышленность и мануфактуры. Интересно, это что же – китайская рабочая сила становится дороже сербской? Скорее всего, нет. Так сокращаются транспортные издержки для сбыта товаров в Европе.
Кроме того, Китай успешно финансирует строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали Белград – Будапешт, куда, собственно, отправился и сам председатель.
Виктор Орбан считается «анфан террибль» Евросоюза. Он не раз и не два блокировал решения ЕС по всем вопросам, которые не устраивали Венгрию, а значит, это очень удобный собеседник и соратник для Пекина.
Венгрия – давний партнер Китая, здесь вовсю работают и торгуют люди из Поднебесной, не особо обращая внимания на окрики Еврокомиссии о нарушении торгового баланса.
В Будапеште подписано аж 16 крупных контрактов, главные направления – железные дороги, ядерная энергетика и… конечно, производство электромобилей. Хитрый Орбан предлагает Си строить заводы прямо в Венгрии, и это поможет обойти те самые европейские пошлины, ведь электрокары будут произведены уже в ЕС – и вопрос решен. Но и про вторую догму не забываем.
Пока до этого еще далеко, поскольку вопрос все равно будет решаться на уровне Брюсселя. Европейские чиновники сразу предположили, что эта история, во-первых, перетащит за собой китайские коррупционные схемы, а во-вторых – пойдет на пользу так называемому в ЕС кругу Орбана. Напомним, что у Евросоюза – масса вопросов к распределению контрактов и кредитов, которые поступают в Венгрию, и многие из них до сих пор заморожены.
В Пекине понимают, что это непростой путь, хотя сама идея их очень даже устраивает. К тому же, посетив центральноевропейские страны, Китай пытается продемонстрировать всем соседям, не самым, надо сказать, зажиточным новым европейцам, что можно сотрудничать с ним, не оглядываясь всякий раз на Брюссель.
Максим ЧИКИН