Не случайно большие разговоры в Госдуме о проблемах страны называются слушаниями. Собираются на них, как правило, и высокие чины, и люди попроще со многих российских регионов, озвучивают, какие у них трудности, и надеются, что их глас дойдёт до самого верха, а там – услышат, поймут, примут меры…
До сих пор, к сожалению, остаются не услышанными сельские территории. За их развитие, модернизацию, престижность бьются многие годы коммунисты. В КПРФ разработана программа «Комплексное развитие сельских территорий» (КРСТ), где учтено всё, что необходимо для современного обустройства сёл. Но чтобы осуществить эти проекты, нужны средства. И кроме государства никто не займётся этими просторами.
Многие годы ходит по высоким кабинетам академик В.И. Кашин, доказывая, как ждут помощи и внимания сёла, посёлки – та прекрасная русская глубинка, которая и хлеб вырастит, и человека, преданного Родине, воспитает, и песни душевные сложит. Но от территорий отмахиваются. Зачем заморачиваться, если и так миллионы тонн прекрасного зерна выращивают хлеборобы? И торгануть есть чем, и посредники довольны. А главное, всё идёт по-рыночному, по-капиталистически, когда выживает сильнейший. Сельские территории не вписались в теорию джунглей. После развала колхозов и совхозов сёла стали умирать.
В 2021 году, по итогам проведённой переписи, Росстат зафиксировал: в России 153 157 сельских населенных пунктов, но в 24 751 никто не проживает, а это около 16,2%. Еще 23,5 тысячи сёл и деревень имеют численность населения по 6 и менее жителей, в основном это люди преклонного возраста. В более чем 43% сельских населенных пунктах проживает по 50 и менее жителей, а вот крупных сел и деревень, а также приравненных к ним поселений не так много: с населением более 5 тысяч жителей – 0,7%, более 3 тысяч человек – 1,4%, более тысячи жителей – 5% сел и деревень.
Из 24,75 тысячи заброшенных сельских населённых пунктов около 12 тысяч располагаются в Центральном федеральном округе, более 7,5 тысячи – в Северо-Западном. В Южном и Уральском федеральных округах их не более 300. В Сибирском ФО без населения числятся 500 сельских населенных пунктов из 10 тысяч.
Подсчитано, что среди регионов на первом месте по числу заброшенных деревень стоит Тверская область с 2234 обезлюдевшими населенными пунктами. На втором месте Вологодская область с 2106 пустующими деревнями, третья в этом «первенстве» Псковская область, где 1923 брошенных деревни.
Очередная дискуссия о реализации Госпрограммы «Комплексное развитие сельских территорий» состоялась на этой неделе 22 мая под председательством главы комитета Госдумы по аграрным вопросам В.И. Кашина. Среди участников – депутаты, министры и их заместители, хозяйственники, ученые.
Важнейшей была названа задача – создание условий для сохранения людей на сельских территориях. Для этого, отмечали выступающие, необходимо системное развитие социальной инфраструктуры, жилищного строительства, подготовка кадров, создание рабочих мест с достойной оплатой труда, восстановление порушенных ФАПов, школ, почтовых отделений. Для этого всеми дружными усилиями надо добиться достаточного финансирования.
Недавно утверждённая в должности министра сельского хозяйства Оксана Лут в курсе этих проблем. Считает, что надо активнее привлекать бизнес к восстановлению сёл.
Директор лучшего в РФ хозяйства – Совхоза им. В.И. Ленина – Павел Грудинин поделился своим опытом, как развивать сельхозпроизводство, обеспечивать коллектив и развивать территорию.
Наш корр.