С ЕГЭ связано немало скандалов. Страна поражается, узнавая об абсурдных, порой отвратительных случаях. Школьники, их родители испытывают стресс… Официально ЕГЭ называется проверкой знаний и получением заветных баллов для поступления в вуз.
На этой неделе скандал разразился в Воронежской школе №62, где в день ЕГЭ по русскому языку охранники устроили одиннадцатиклассникам досмотр с раздеванием при прохождении через рамки металлодетекторов в пункт сдачи экзамена.
В соцсетях, на интернет-каналах, в частности, на канале «Мой и твой Воронеж» появилась информация о том, что «…девочек при осмотре в поисках телефонов заставляли снимать бюстгальтеры, поднимать футболки, рубашки, почти всех щупали. Некоторые девочки плакали. Это нарушение личного пространства».
Тут же учителя, охранники стали опровергать сообщения: мол, проверяли перед ЕГЭ, как требует инструкция, но не раздевали… В региональном минобразования засомневались, что «школьницу просили приподнять кофту». Хотя на видео слышно, что такая просьба была.
А выпускники, между тем, продолжали делиться подробностями того злосчастного дня. Две школьницы рассказали в Telegram-канале Baza, что им пришлось снимать нижнее белье, потому что металлодетектор пищал из-за металлических косточек бюстгальтеров. В соцсетях появилось видео момента, как девушка в белом свитере проходит через «рамку», та начинает пищать, девушка возвращается, приподнимает кофту до бюстгальтера, показывая охраннику, что у нее нет запрещенных предметов.
История скандального досмотра «с пристрастием» стала шириться через СМИ, наполняясь подробностями. Пикантные версии инцидента в школе №62 опубликовали воронежские СМИ. «…28 мая перед входом в школу на ЕГЭ по русскому языку школьниц заставили снимать бюстгальтеры и трусы из-за того, что металлоискатель, установленный в школьном здании, реагировал на металлические детали в белье». Некоторым девочкам пришлось срезать металлические детали на одежде, чтобы пройти на экзамен».
Выпускница Настя написала, что она сняла украшения, ремень, обувь, но металлодетектор всё равно пищал. «Проверяющий сказал, что пищит в районе груди, после этого классный руководитель сказала, что если я хочу сдавать экзамен, то придется снять белье».
Аналогичный «совет» получила выпускница Яна. Она вынуждена была снимать нижнее белье на улице, при других учениках, только после этого ей удалось пройти… Но из-за нервного напряжения с Яной случилась истерика.
Примеров становилось больше. Последовали отклики из высоких ведомств. Сообщалось, что в правительстве Воронежской области и в региональном министерстве образования изучены записи с камер видеонаблюдения. Умалчивая о правомочности действий охранников и педагогов школы №62, чиновники напомнили, что в текущем году уделяется особое внимание мерам безопасности при проведении ЕГЭ. «Ситуация взята на контроль, ведется служебное расследование», – рапортовали ведомства.
В минобразования, однако, настаивали, что «нарушения этических норм не наблюдается», «камеры не зафиксировали случаев прикосновения к ученицам», «апелляций на нарушение порядка не подавалось».
Скандал докатился до Москвы. Возмутилась Госдума.
«Задумайтесь, – негодовал спикер В. Володин, – мы все родители, и как отреагирует каждый из вас, если ребенка будут раздевать? Кто это придумал? Кто разрешил? Приглашайте уполномоченного по правам человека…
Ждем от комитета по просвещению: в дни проведения экзаменов в круглосуточном режиме мониторить ситуацию и спрашивать с тех, кто такие перегибы допускает».
В ответ на поручение спикера председатель думского комитета по просвещению Ольга Казакова объявила о проведении открытого заседания комитета с участием руководителей Рособрнадзора и Минпроса РФ для обсуждения ситуации с ЕГЭ в стране.
Только напрасно журналисты спешили попасть на комитет. Его «закрыли». Депутаты с министром шептались кулуарно. О чем? Осталось тайной. Даже обещанного О. Казаковой совместного выхода с министром С. Кравцовым не произошло. К микрофонам вышла одна Казакова.
А что же министр? До сих пор неизвестно его отношение к воронежскому скандалу, а также к вопросу о дресс-коде для старшеклассников при сдаче ЕГЭ. Может, ввести форму «НЮ»? Никого уже ничем не удивишь, зато не потребуется досмотров.
«Это удар по достоинству человека, – заявила Элина Жгутова, руководитель Общественного центра по защите традиционных семейных ценностей «Иван Чай». – И всё это породило само ЕГЭ. Пусть бы у нас была обычная форма, как в Советском Союзе, я в такой школе училась. Нас контролировали, следили, чтобы учебник не пронесли, шпаргалок не было… Но залезать в нижнее белье – это уже перебор. И если бы это не вышло в СМИ, то всё продолжалось бы?.. Даже могло бы стать нормой? Ну как же, это же ЕГЭ, нужно же баллы получить, они такие ответственные. Да с какой стати? Это всего на всего средство для получения образования, поступления…»
И знания у выпускников с введением ЕГЭ, реформирования по-болонски значительно упали, отмечают специалисты.
Вообще с этим ЕГЭ чего только не напридумывали. В той же воронежской школе №62 в день ЕГЭ в туалетах снимают двери с кабинок, чтобы «за закрытыми дверями» школьники не заглянули в шпаргалки.
«Есть русская пословица: «Заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибет», – прокомментировал «ситуацию пошлую и омерзительную» Евгений Ямбург, заслуженный учитель России, доктор педагогических наук, академик Российской академии образования. – Родителям надо подавать заявление в прокуратуру, уполномоченному по правам ребенка и наказывать всех, кто совершил злодеяние против девочек».
«Подобное недопустимо и оскорбительно, – уверен Александр Снегуров, заслуженный учитель России, кандидат психологических наук. – Правила не предполагают раздевание до трусов. Если кто не усмотрел нарушений, значит, этому человеку нужно самому раздеться публично, чтобы на себе испытать то, что испытали эти девчонки. Вон из профессии тех, кто попирает честь, достоинство и психику детей…»
КПРФ, не принявшая с первых дней Болонскую реформу, многократно вносила в Госдуму проекты об отказе от ЕГЭ, как наносящему вред и образованию, и воспитанию школьников. Олег Смолин предлагал ЕГЭ сделать добровольным для выпускников, пусть кто хочет, сдает ЕГЭ, а кто не хочет – идет советским путем, экзаменуясь по старинке. И этот вариант не был принят.
И вот школьному юношеству до сих пор приходится расхлебывать «реформирование», проглатывая обиды, боль и позор. ЕГЭ разрушает в наших детях личность. А России нужны люди с достоинством, твердые в своих знаниях и убеждениях.
Галина ПЛАТОВА