Исполнение Минфином бюджета за 2023 год думская оппозиция раскритиковала в пух и прах.
«Бюджет за 2023 год превращен Минфином в бюджет стагнации и разрушения, именуемый «перегревом экономики».
«Всего 77 процентов – исполнение программы «Развитие авиационной промышленности». Где авиационные двигатели, где дальнемагистральные и среднемагистральные самолеты? Только на 80 процентов оплачена защита населения во время чрезвычайных ситуаций. У нас, что, меньше пожаров стало? Это никуда не годится!»
Такие оценки позвучали от депутатов фракций КПРФ и «СправРоссия», отказавшихся поддержать законопроект об исполнении бюджета за прошлый год. Консолидировано против проголосовали коммунисты. Выручило министра Антона Силуанова с его ведомством послушное думское большинство, одобрив никудышную работу с бюджетом в 2023-м: за – 300, против – 58, воздержались – 17, не голосовали – 75.
Резкостей от думцев, включая оппозицию, Антон Германович точно не ожидал. На отчет в Госдуму он шел с красивыми цифрами: рост экономики – 3,6 процента, рост промышленного производства – 3,5 процента – самый высокий результат за последнее десятилетие, зарплата прибавила 8,2 процента, реальные доходы населения – увеличились на 5,8 процента, общее выполнение всех 367 показателей госпрограмм – 98,5 процента. Неплохие, по меркам министра, были достигнуты и социальные показатели: расселено более 200 тыс. человек из аварийного жилья, льготной ипотекой воспользовались 400 тыс. семей с детьми.
Вызывают, конечно, сомнения данные о росте зарплат и доходов. Но министр, кажется, и этим цифрам верит.
Коснулся Силуанов проблемы обеспечения лекарствами детей с орфанными заболеваниями: заработал в прошлом году «Круг добра», две с половиной тыс. детей получили лекарства. Но не объяснил господин министр, почему продолжаются на ТВ показы тяжелобольных детей, нуждающихся в дорогих препаратах и лечении, с призывами к телезрителям помочь деньгами. Буксует, что ли, «Круг добра»? Олигархи не спешат вносить в него средства?
Серьезные вопросы к Минфину возникли у Счетной палаты. В процессе проверочных мероприятий, по словам председателя Бориса Ковальчука, выявлены нарушения и недостатки при исполнении бюджета-2023 на общую сумму 868 миллиардов рублей. Есть нестыковки: на 1 января 2023 года количество объектов, которые должны были быть введены в эксплуатацию, составляло 145, а введено – всего 86 объектов. Объем госдолга регионов за отчетный год увеличился на 400 миллиардов и составил уже 3,2 триллиона рублей. Весь госдолг увеличился на 2,8 триллиона рублей, или на 12,2 процента, и теперь равен 25,6 триллиона.
Обнаружилось также, что ряд министерств занижали в прошлом году свои обязательства, указанные в госпрограмме: обещали выполнить один объем работ, а потом – Минпросвещения, Минприроды – пошли на попятную и стали втихаря корректировать циферки в сторону понижения. Минфин это видел, но не уведомил о том Госдуму, а согласился с ухудшенными показателями, и теперь рапортует, как все отлично выполнено.
Недовольство коммунистов вызвали выплаты Минфином в прошлом году нефтеперерабатывающим компаниям почти 3 триллиона рублей.
«Это больше, чем все расходы федерального бюджета по госпрограмме «Социальная поддержка граждан», – возмутился коммунист Денис Парфенов. – А расходы по госпрограмме «Управление государственными финансами…» составили более 2 триллионов бюджетных рублей. Какую сопоставимую социальную функцию за эти деньги выполняли нефтеперерабатывающие компании? Насколько эффективно сдерживались цены на ГСМ таким образом? Не лучше ли было бы эти средства направить на погашение госдолга или на дополнительные социальные выплаты?».
Силуанов только и смог объяснить, что средства ушли на сдерживание роста цен на ГСМ: сейчас платим 60 рублей за литр, а платили бы 80 рублей за литр, если бы не заплатили нефтяникам…
Приходится только удивляться тому, как нефтебароны, невзирая ни на СВО, что требует от государства огромных финансовых и человеческих ресурсов, ни на санкции, ни на сложную социально-экономическую ситуацию в стране, не желают поступиться своей прибылью ни на копейку. Да и Минфин, который не находит средств на «детей войны», на зарплаты учителям, врачам, с легкостью отваливает 3 триллиона далеко не бедствующим нефтевладельцам. Можно ли подобное расточительство считать достойным исполнением бюджета?
Да и за общими вполне удовлетворительными показателями использования бюджетных средств – 98,5 процента, как выяснил коммунист Артем Прокофьев, скрываются существенные бюджетные недоработки Минфина: «Например, исполнение бюджета в области электронной и радиоэлектронной промышленности составило только 84,2 процента заложенных в бюджете финансов, на обеспечение химической и биологической безопасности – 85,5 процента, на космическую деятельность – 88 процентов… Это отнюдь не тот уровень финансового обеспечения важнейших госпрограмм, который требуется…».
«Действительно, – согласился Силуанов, – программа электронной и радиоэлектронной промышленности исполнена на 84,2 процента. …Это импортная продукция, и не всегда она была доступна в прошлом году…».
И еще про самолеты. На развитие авиастроения планировалось выделить из госбюджета суммарно 770 миллиардов рублей. Но почему-то в 2023 году построено всего девять самолетов гражданского и двойного назначения, тогда как в 2022-м построено 16 самолетов, а в 2021 году серийное производство пассажирских и транспортных самолетов на российских авиазаводах суммарно составило 19 машин отечественной разработки. Несмотря на то, что каждый год размер выделяемых средств растет, количество выпущенных машин снижается. Минфин, однако, это не смущает, он предлагает Госдуме принимать отчет об освоении средств, а не о полученных результатах…
Силуанов обиделся, когда его бюджетную политику оценили, как стагнирующую. Но это же правда. Столько лет Минфин обещает слезть с нефтегазовой иглы и ничего не делает для выполнения обещания. В бюджете-2023, составляющем 29 триллионов рублей, третья часть – почти 9 триллионов, – деньги от продажи нефти и газа.
«Такое исполнение бюджета КПРФ не поддерживает», – заявил коммунист Евгений Бессонов, выступая от фракции. По его мнению, чтобы стабилизировать цены на ГСМ, «у государства достаточно инструментов прямого воздействия на рынок производства нефтепродуктов, чтобы регулировать цены, не тратя триллионы из бюджета». Это не исполнение бюджета, а его транжирство. В конце концов, «давайте национализируем эту отрасль». Но на это власть не решается…
Бессонов припомнил, как в 2023-м аппетиты нефтяников гасили за счет селян. Им недоплатили за рекордный урожай, никаких компенсаций за высокие цены хлеборобы не получили. Такая несправедливость по отношению к крестьянам оборачивается оттоком жителей из сел. «Как видим, перекосы в исполнении бюджета не способствуют развитию села», – подчеркивал Бессонов.
И продолжал критиковать бюджет-2023.
Идет постоянное снижение расходов на здравоохранение и образование: в 2020 году тратили 4,6 процента ВВП на здравоохранение, в 2023-м – уже только 3,7 процента ВВП. Такая же ситуация с образованием: в 2020-м тратили 4,6 процента ВВП, в 2023-м – всего 3,7 процента ВВП. Сокращающиеся год от года вложения в главные социальные направления не выдерживают никакой критики. Стоит ли удивляться тому, что население РФ сокращается?
Против коммунисты проголосовали и по исполнению в 2023 году бюджетов Социального фонда и Фонда обязательного медицинского страхования. Рост в этих фондах отмечен только в строке о заработной плате сотрудников, она повысилась на 17 процентов. Но снизилось обеспечение пенсионеров санаторно-курортным лечением, бесплатными лекарствами. Остаются те же 1200 рублей в месяц – оплата труда тех, кто ухаживает за лежачими больными.
Счетная палата, проверив эти фонды, заявила о многочисленных провалах в 2023 году по финансированию ряда важнейших статей, в частности, оплаты абсорбирующего белья и других средств ухода за немощными гражданами. Людям предлагалось самим покупать все необходимое, а потом обещали все компенсировать, но возвращали затраты в полтора-два раза меньше. Это, безусловно, провал, по оценке Счетной палаты, и он не единственный в этих фондах. До сих пор многие медики, работающие на «скорой помощи», не получили обещанных доплат, и никто за это не понес ответственности.
В КПРФ считают, что эти фонды исчерпали себя, настало время менять систему социального, медицинского, пенсионного обслуживания, надо вводить государственный контроль и строгую ответственность за исполнение всех социальных обязательств перед гражданами.
Галина ПЛАТОВА