Послесловие к празднику
Днем образования военной авиации России является 12 августа 1912 года, когда приказом по военному ведомству вопросы воздухоплавания и авиации были изъяты из ведения Главного инженерного управления и переданы специально созданному органу – Воздухоплавательной части Генерального штаба.
Отечественные ВВС прошли длинный исторический путь – от аэропланов до перспективных авиационных комплексов. Они неоднократно претерпевали изменения, развиваясь по мере совершенствования вооружения и военной техники, форм и способов вооруженной борьбы. Их история богата множеством славных и героических страниц.
За свои более чем 100 лет авиация России стала поистине легендарной. В годы Первой мировой войны и во время тяжелых испытаний Великой Отечественной наши летчики в полной мере проявили мастерство и отвагу в воздушных боях и с честью выполнили возложенные на них задачи. Крылатые защитники Отечества, конструкторы и инженеры, техники и рабочие авиационной промышленности всегда были воплощением мужества и мастерства, таланта и трудолюбия. Имена лучших из них стали национальным и мировым достоянием.
Летом 1941 года, несмотря на значительные потери в вооружении и военной технике, советская авиация и войска ПВО сумели дать достойный отпор врагу. К 10 июля 1941 г. люфтваффе на советско-германском фронте недосчиталось 883 своих боевых машин. За этот период для отражения нападения врага и поддержки своих сухопутных войск советская авиация произвела около 45 тыс. боевых самолетовылетов.
В воздушных боях с превосходящими силами противника советские летчики проявили массовый героизм. Только 22 июня 1941 г. ими было совершено 16 воздушных таранов. Среди первых удостоенных высокого звания Героя Советского Союза стали военные летчики М.П. Жуков, С.И. Здоровцев, П.Т. Харитонов.
На третий день войны южнее Кишинева заместитель командира эскадрильи 146-го истребительного авиаполка старший лейтенант К.П. Оборин совершил первый в истории Великой Отечественной войны ночной таран самолета противника с благополучным исходом для советского летчика.
Этот подвиг нашел своих продолжателей. В их числе старший лейтенант П.В. Еремеев (29.07.1941 г.), младший лейтенант В.В. Талалихин (7.08.1941 г.) и другие советские летчики, навечно вписавшие свои имена в славные страницы Военно-Воздушных сил.
В августе 1941 г., прикрывая небо столицы, совершил первый в истории мировой авиации высотный таран летчик 27-го истребительного авиаполка 6-го авиакорпуса ПВО лейтенант А.Н. Катрич, атаковав немецкий бомбардировщик «Дорнье» Do217. После уничтожения самолета противника он сумел посадить свой поврежденный МиГ-3 на аэродром. Наряду с воздушными был открыт счет «огненным» таранам военной техники и живой силы противника.
26 июня 1941 г. будучи подбитыми зенитным огнем, командиры эскадрилий 207-го авиаполка 42-й бомбардировочной дивизии дальнего действия капитаны А.С. Маслов и Н.Ф. Гастелло (вместе с экипажами) направили свои горящие бомбардировщики ДБ-3ф на вражеские позиции.
На следующий день «огненный» таран совершил экипаж заместителя командира эскадрильи 128-го скоростного бомбардировочного авиаполка старшего лейтенанта И.З. Пресайзена. Его самолет с бомбами и топливом врезался в скопление вражеских танков, автомобилей с пехотой, цистерн с горючим.
Первым среди советских летчиков звания дважды Героя Советского Союза удостоился командир 401-го истребительного авиационного полка особого назначения подполковник С.П. Супрун. 4 июля 1941 г. он погиб в воздушной схватке с превосходящими силами противника.
В короткие сроки командованию Военно-Воздушных сил Красной Армии удалось организовать борьбу за стратегическое господство в воздухе. В начале войны по инициативе командующего ВВС Северного фронта генерал-лейтенанта авиации А.А. Новикова военно-воздушные силы Северного фронта, Краснознаменного Балтийского и Северного флотов нанесли массированные воздушные удары по аэродромам авиачастей 1-го и 5-го воздушных флотов Германии и финской авиации. Это обстоятельство заставило немецкое командование пересмотреть ранее намеченные планы налетов на Ленинград.
Несмотря на большие потери в начальном периоде войны, фронтовая авиация сумела сохранить свою боеспособность и продолжала решать поставленные перед ней задачи. 8 июля 1941 г. воздушной бомбардировке одновременно подверглись 42 аэродрома противника в широкой полосе советско-германского фронта с привлечением сил ВВС пяти фронтов и дальнебомбардировочной авиации Главного Командования. Только авиацией Западного фронта в ходе этих налетов было уничтожено 54 вражеских самолета.
В зоне досягаемости советской авиации также оказались важные военные объекты, расположенные в глубоком тылу противника. В ночь на 8 августа 1941 г. авиация Краснознаменного Балтийского флота совершила первый воздушный налет на столицу нацистской Германии – Берлин и его пригороды. В ночь с 10 на 11 августа в налете на город приняла участие 81-я авиационная дивизия дальнего действия под руководством Героя Советского Союза комбрига М.В. Водопьянова. До 5 сентября 1941 г. дальняя авиация произвела еще 10 налетов на Берлин и другие города третьего рейха: Кёнигсберг, Штеттин, Данциг и Свинемюнде, сбросив на них 21,5 тонны бомб. Эти налеты имели важное военно-политическое значение. Они развеяли миф нацистской пропаганды о полном уничтожении советской авиации.
Одновременно были сорваны планы немецкого командования по нанесению массированных воздушных ударов по крупнейшим городам и военным объектам СССР. Неудачей завершился первый налет люфтваффе (более 200 самолетов) на Москву в ночь с 21 на 22 июля 1941 г. В результате к городу сумела прорваться лишь незначительная часть самолетов противника.
В сентябре 1941 г. согласованными действиями истребительной авиации и зенитной артиллерии ПВО Ленинграда и Балтийского флота был сорван план военного командования Германии по нанесению массированного воздушного удара по укрепленным объектам и кораблям флота СССР в Финском заливе путем проведения трехдневной воздушной операции своих военно-воздушных сил. Попытка уничтожить корабли Балтийского флота в апреле 1942 г. в ходе воздушной операции ВВС Германии под кодовым названием «Айсштосс» также не принесла противнику успеха.
В битве за Москву свое рождение получила гвардия советских Военно-Воздушных сил. 6 декабря 1941 г. за проявленные мужество и героизм, успешное выполнение поставленных задач шесть авиационных полков: 29-й, 129-й, 155-й и 526-й истребительные, 215-й штурмовой и 31-й бомбардировочный, были преобразованы в «гвардейские». Позднее, в марте 1942 г., появились первые гвардейские части и в войсках ПВО, среди них – 44-й и 120-й истребительные авиаполки.
В 1942 г. были приняты меры по ускоренному вводу в строй авиационных заводов, строительство которых в соответствии с планом третьей пятилетки началось еще до войны. В короткие сроки удалось значительно увеличить мощь советских ВВС. На вооружение поступали новые истребители Як-7б, Як-9, Ла-5, двухместные штурмовики Ил-2, в ограниченных количествах – Ту-2. Осенью 1944 г. фронт стал получать новейшие типы самолетов: Як-3, Ла-7, Як-9У, Ил-10.
За годы войны советскими ВВС было проведено 17 воздушных операций в целях ослабления и разгрома авиационных группировок, разгрома оперативных резервов и нарушения работы коммуникаций, а также разрушения важных военно-промышленных центров противника. В результате проведения восьми воздушных операций на аэродромах и в воздухе было выведено из строя до 2000 боевых самолетов немецкой авиации.
К середине лета 1943 г. советские ВВС на большинстве участков советско-германского фронта прочно завоевали стратегическое господство в воздухе.
Всего за годы Великой Отечественной войны советские ВВС совершили около 3125 тыс. боевых самолетовылетов и нанесли противнику большой урон в живой силе и боевой технике. Из 77 тыс. самолетов, потерянных противником на советско-германском фронте, советской авиацией было уничтожено 57 тыс., из них 44 тыс. в воздушных боях и 13 тыс. на аэродромах. Войска ПВО страны уничтожили 7313 неприятельских самолетов: истребительной авиацией ПВО – 4168, зенитной артиллерией, пулеметным огнем и аэростатами заграждения – 3145.
За успешное выполнение боевых заданий командования, проявленные мужество и отвагу свыше 200 тыс. воинов-авиаторов и свыше 80 тыс. воинов противовоздушной обороны были награждены орденами и медалями СССР. Более 2400 авиаторам и более 100 воинам ПВО присвоено звание Героя Советского Союза (позднее – Героя Российской Федерации).
65 летчиков и военачальников ВВС удостоились этого звания дважды: А.И. Колдунов, А.Н. Ефимов, Г.А. Речкалов, С.Д. Луганский, Н.Д. Гулаев, В.Д. Лавриненков, П.М. Камозин, П.А. Покрышев, А.Ф. Клубов, А.В. Ворожейкин, Н.М. Скоморохов, Г.Ф. Сивков, Е.М. Кунгурцев, Г.М. Мыльников, Г.М. Паршин, В.И. Андрианов, Т.Я. Бегельдинов, И.Н. Степаненко, И.X. Михайличенко, М.П. Одинцов и многие другие, а А.И. Покрышкин и И.Н. Кожедуб – трижды.
Сегодня в небе специальной военной операции российские летчики достойно продолжают доблестные традиции старших поколений, успешно решают задачи по обеспечению безопасности и обороноспособности государства, осваивают новую технику, постоянно совершенствуют боевое мастерство.
Современные российские ВВС представляют собой высокоманевренный и мобильный род войск ВКС России, предназначенный для отражения агрессии в воздушном пространстве, защиты от ударов с воздуха наземных и надводных объектов, поражения противника, а также для авиационной поддержки и обеспечения боевых действий других видов и родов войск. Организационная структура современных Военно-Воздушных сил позволяет эффективно решать стоящие перед ними задачи.
В настоящее время происходит активное обновление самолетного парка. На смену самолетам четвертого поколения приходят самолеты пятого поколения и активно развивается беспилотная авиация. И все же, как отметил командующий ВВС – заместитель главнокомандующего ВКС России генерал-лейтенант Сергей Кобылаш, «основная ценность в ВВС – это люди. В условиях специальной военной операции это, как никогда, актуально. Летчики, штурманы, офицеры штаба, инженерно-технический состав и военнослужащие подразделений обеспечения соответственно решают боевые задачи, зачастую на пределе человеческих возможностей».
Обращаясь к личному составу Военно-Воздушных сил, министр обороны России Андрей Белоусов выразил им слова благодарности и твердую уверенность в том, что они и в дальнейшем будут достойно выполнять свой воинский и служебный долг, честно и преданно служить Родине. В День ВВС Андрей Белоусов пожелал всем летчикам, штурманам, авиационным специалистам и ветеранам крепкого здоровья, успехов и новых достижений на благо Отечества.
Фото: Департамент информации и массовых коммуникаций Минобороны России