К 120-летию со дня рождения Маршала Советского Союза С.С. Бирюзова
Сергей Семенович Бирюзов родился 8 (21) августа 1904 г. в бедной семье в г. Скопине Рязанской губернии.
Лишившись сначала матери, а в 7-летнем возрасте и отца, в дальнейшем Бирюзов воспитывался старшими братом и сестрой. В 1917 г. он окончил церковно-приходскую школу, а в 1918 г. начал трудовую деятельность: работал на сельскохозработах в коммунистическом хозяйстве, затем в железнодорожном комитете по заготовке дров и чернорабочим на ст. Ощепково Свердловской области. В 1920 г. вступил в комсомол. В 1921 г. переехал на Северный Кавказ в г. Ставрополь, где работал в сельскохозяйственной коммуне № 1, а в последующем стал секретарем ее комсомольской организации.
В сентябре 1922 г. С. С. Бирюзов добровольно вступил в ряды Красной армии и стал курсантом 48-х пехотно-пулеметных Ростовских, а затем 10-х Владикавказских командных курсов Северо-Кавказского военного округа. В 1923 г. его зачислили курсантом Московской объединенной военной школы им. ВЦИК, после окончания которой в 1926 г. он был назначен командиром взвода в 65-й стрелковый полк Северо-Кавказского военного округа. В декабре 1929 г. его переводят на должность командир аэродромной роты 36-го авиапарка Северо-Кавказского военного округа. С июня 1930 г. по февраль 1931 г. он был слушателем Военного факультета Зоотехнического института Московского военного округа (МВО). В 1931 г. Сергея Семёновича назначили командиром стрелковой роты 3-го стрелкового полка Пролетарской дивизии МВО, затем учебной роты того же полка, с октября 1931 г. – начальником штаба учебного батальона, а с апреля 1932 г. – командиром батальона в той же дивизии.
Вскоре батальон выдвинулся в число передовых, и в очередной аттестации С.С. Бирюзова было отмечено: «…хорошие и отличные результаты боевой подготовки достигнуты благодаря правильному, умелому руководству т. Бирюзовым всей системой подготовки батальона ». В 1933 г. на тактических учениях дивизии под Москвой заместитель наркома обороны СССР М.Н. Тухачевский, наблюдая за действиями батальона, которым командовал С.С. Бирюзов, дал высокую оценку подразделению и его командиру. «Вот таких, как Бирюзов, надо посылать в военную академию, чтобы мы в будущем имели способных, хорошо подготовленных военачальников», – сказал он, убывая из дивизии.
В мае 1934 г. С.С. Бирюзов поступил в Военную академию им. М.В. Фрунзе. Позже, вспоминая об учебе, он рассказывал: «Годы учебы в академии я считаю лучшими в моей жизни. Военную академию можно сравнить с лабораторией по переделке людей. В ней ежедневно расширяются и систематизируются знания, прививается самостоятельность, вырабатывается более высокий стиль работы. Слушателей академии всегда связывала крепкая дружба, чувство долга и высокой индивидуальной ответственности за порученное дело. Отличная учеба и образцовая дисциплина были нашей первой заповедью. Каждый из нас помнил суворовские слова: «Тяжело в учении – легко в бою».
После окончания академии с дипломом 1-й степени в 1937 г. Сергей Семенович был назначен начальником штаба 30-й стрелковой дивизии, а с октября 1937 г. по февраль 1938 г. временно исполнял должность командира дивизии. В мае 1938 г. его назначают начальником первого отдела штаба Харьковского военного округа, в августе 1939 г. – командиром 132-й стрелковой дивизии в том же округе, в ноябре того же года произведен в комбриги, а в июне 1940 г. ему присвоили воинское звание «генерал-майор».
Успехи, достигнутые молодым комдивом, нашли отражение в его очередной аттестации 1940 г.: «Летняя лагерная учеба показала, что тов. Бирюзов в штабе не задерживается, больше бывает в частях, на стрельбище и в поле …Благодаря умелому руководству со стороны командира дивизия тов. Бирюзова все части в оценку вошли. Дивизия в округе является на сегодняшний день ведущей, а легкий артиллерийский полк является лучшим полком из состава корпуса».
Суровой проверкой боеготовности дивизии, морально-боевых качеств, зрелости командира, командно-политического и всего личного состава явилась Великая Отечественная война. Начало войны застало дивизию в летних лагерях под Миргородом, откуда после доукомплектования до штатов военного времени личный состав убыл на фронт.
12 июля 1941 г. под Чаусами 132-я стрелковая дивизия под руководством генерал-майора С.С. Бирюзова вступила в первый бой с гитлеровцами и на протяжении трех с лишним месяцев вела упорные бои с превосходящими силами противника на Западном, Центральном и Брянском фронтах. Трижды дивизия оказывалась в окружении, и каждый раз успешно прорывалась, нанося врагу ощутимый урон.
19 сентября 1941 г. в боевой характеристике на командира 132-й стрелковой дивизии генерал-майора С.С. Бирюзова командующий 13-й армией генерал-майор А.М. Городнянский отмечал: «Тактически грамотен. В обстановке разбирается и правильно принимает решения. Боем дивизии руководить может. Занимаемой должности соответствует».
В середине октября 1941 г., командуя дивизией при прорыве кольца вражеского окружения, находясь в боевых порядках частей, С.С. Бирюзов лично повел их в атаку, был тяжело ранен, но несколько суток продолжал руководить боевыми действиями. Только после выхода дивизии из окружения его эвакуировали в госпиталь.
В январе 1942 г., еще не закончив полностью лечение, С.С. Бирюзов вернулся на фронт в свою 132-ю дивизию. 25 марта 1942 г. в очередной боевой характеристике Военный совет армии писал: «В тактической обстановке разбирается хорошо. Умело управляет частями в бою. В боевой обстановке не теряется. Смелый, решительный, не знающий страха командир. Достоин выдвижения на должность заместителя командующего армией или начальника штаба армии».
20 апреля 1942 г. С.С. Бирюзова назначили начальником штаба 48-й армии Брянского фронта, а в ноябре – начальником штаба 2-й гвардейской армии, которая формировалась в районе Тамбова под руководством генерал-лейтенанта Р.Я. Малиновского. Первоначально Ставка ВГК планировала после разгрома немецко-фашистских войск на Среднем Дону ввести эту армию в сражение в районе Калача-на-Дону для развития наступления на Ростов-на-Дону и Таганрог. Однако оперативная обстановка, сложившаяся под Сталинградом, определила иную перспективу ее боевого предназначения – преградить путь группировке Э. Манштейна, пытавшейся деблокировать окруженные под Сталинградом германские войска 6-й армии Паулюса.
В декабре 1942 г. 2-я гвардейская армия, вместе с другими армиями выполняя главную роль в операции, как наиболее боеспособная остановила крупную ударную группировку немецко-фашистских войск, нанесла ей тяжелые потери и отбросила на запад. Затем были бои за освобождение Донской земли и Донбасса.
В апреле 1943 г. генерал-майор С.С. Бирюзов (с конца августа генерал-лейтенант) был назначен начальником штаба Южного фронта (с 20 октября 1943 г. – 4-й Украинский фронт), которым командовал один из талантливых советских военачальников генерал-полковник Ф.И. Толбухин. В совместной работе с этим умудренным большим боевым и жизненным опытом, на редкость внимательным, тактичным и дальновидным человеком еще шире раскрылось военное дарование генерала Бирюзова, его способность творчески обобщать и анализировать боевую обстановку, разрабатывать крупные операции на основе принятых командующим фронтом и Ставкой ВГК решений, осуществлять боевое взаимодействие войск фронта и непрерывное, бесперебойное управление войсками в ходе боевых действий.
Возглавляемый С.С. Бирюзовым штаб фронта грамотно разрабатывал операции по освобождению Донбасса, прорыву сильно укрепленной обороны противника на реках Миус и Молочная, разгрому гитлеровцев на никопольском плацдарме и в Крыму, а войска фронта в тесном взаимодействии с соседними фронтами блестяще их осуществляли.
После освобождения Крыма Ставка Верховного Главнокомандования назначила генерала армии Ф.И. Толбухина командующим 3-м Украинским фронтом, а генерал-лейтенанта (с 17 мая 1944 г. – генерал-полковник) С.С. Бирюзова начальником штаба фронта.
Яркой страницей в боевую биографию С.С. Бирюзова вошла Ясско-Кишинёвская операция, проведённая 2-м и 3-м Украинскими фронтами. Еще в мае 1944 г. по указанию Генерального штаба командующему 3-м Украинским фронтом было предложено разработать план проведения этой крупной операции с нанесением главного удара войск фронта на кишиневском направлении. Однако в ходе разработки плана генералу Бирюзову удалось доказать, что при нанесении главного удара с кицканского плацдарма (южнее Тирасполя) на Хуши будет с наибольшими результатами достигнута поставленная цель операции.
Разгром противника под Яссами и Кишиневом и окружение 18 немецко-фашистских дивизий привели к важнейшим военно-политическим результатам. 3-я румынская армия прекратила сопротивление, а в Румынии в результате антифашистского вооруженного восстания был свергнут режим генерала Антонеску. Румыния объявила войну Германии. К 30 августа войска 3-го Украинского фронта, наступая по обоим берегам Дуная, освободили ряд румынских городов. 2-й Украинский фронт подошел к г. Плоешти. Все южное стратегическое крыло немецко-фашистского фронта рухнуло. Был открыт путь на Балканы.
8 сентября 1944 г. войска 3-го Украинского фронта вступили на территорию Болгарии. В середине сентября Ставка Верховного главнокомандования предписала маршалу Ф.И. Толбухину «для руководства действиями наших войск и организации взаимодействия с болгарскими войсками направить в Софию генерал-полковника С.С. Бирюзова», которому пришлось заниматься рядом важных военно-дипломатических проблем. Одной из сложных и весьма важных задач были разработка плана действий войск фронта, согласование его с Верховным главнокомандованием Народно-освободительной армии Югославии и организация взаимодействия советских, югославских и болгарских войск в Белградской операции.
Перед штурмом Белграда по поручению Толбухина Бирюзов выезжал в войска, контролировал готовность частей и вносил необходимые коррективы в их действия. Операция по освобождению столицы Югославии проводилась без мощных авиационных и артиллерийских ударов: наступавшие стремились сохранить город от разрушений, нанести возможно меньший ущерб населению, и С.С. Бирюзов внес свой вклад в освобождение Белграда и Югославии.
В конце октября 1944 г. С.С. Бирюзов был назначен командующим войсками 37-й армии, которая, дислоцируясь в Болгарии, до окончания войны не только обеспечивала южный фланг 3-го Украинского фронта, но и оказывала сильное сдерживающее влияние на Турцию, желавшую захватить ряд болгарских земель, а также на английские войска, высадившиеся в Греции. Одновременно С.С. Бирюзов был назначен Главным военным советником болгарской Народной армии и заместителем председателя Союзной Контрольной Комиссии (СКК) по Болгарии (председателем был Ф.И. Толбухин). На этом новом посту в условиях напряженной международной обстановки на Балканах и сложной ситуации внутри страны ярко проявилось еще одно качество Сергея Семеновича – незаурядные дипломатические способности.
Почти 3 года С. С. Бирюзов находился в Болгарии. Под его руководством СКК проводила огромную работу, помогая возрождению болгарской экономики, способствуя развитию дружбы и сотрудничества между новой Болгарией и СССР, а также оказывая большую помощь в строительстве болгарской армии. С.С. Бирюзов пользовался большим уважением и любовью болгар, жителей Софии.
В послевоенный период С.С. Бирюзов был заместителем главнокомандующего Сухопутными войсками по боевой подготовке, командовал 10-й механизированной армией, с июня 1947 г. – командующий войсками Приморского военного округа. Р.Я. Малиновский, в первые послевоенные годы бывший главнокомандующим войсками Дальнего Востока, аттестуя командующего Приморским военным округом, писал: «Тов. Бирюзов – сильный, волевой и решительный командир, имеет хорошую оперативно-тактическую подготовку и богатый боевой опыт в войне против гитлеровской Германии». Затем С.С. Бирюзов был назначен на должность первого заместителя командующего Дальневосточным военным округом и через 2 месяца – главнокомандующим Центральной группой войск. В августе 1953 г. ему присвоено звание «генерал армии».
С созданием Войск ПВО страны С.С. Бирюзова в мае 1954 г. назначили первым заместителем главнокомандующего новым видом Вооруженных сил СССР – Войсками ПВО страны. В марте 1955 г. ему присвоили воинское звание «Маршал Советского Союза» и назначили заместителем министра обороны СССР – главнокомандующим Войсками ПВО страны.
Настойчивость и умная политика нового главкома стала приносить плоды. Впервые за последние десятилетия противовоздушная оборона стала развиваться поступательно, по плану, в соответствии со стоящими перед ней задачами и исходя из состояния и перспектив развития средств воздушного нападения вероятных противников.
7 мая 1955 г. при активном участии С. С. Бирюзова первая зенитная ракетная система ПВО Москвы была принята на вооружение. Об этом было объявлено в приказе министра обороны СССР 21 мая 1955 г. Зенитно-реактивные (по терминологии тех лет) соединения и части, развернутые вокруг Москвы, приказом министра обороны от 15 июля 1955 г. получили наименование армии ПВО особого назначения (1А ПВО ОН). Через год ее первые зенитные ракетные полки и корпуса ПВО ОН системы С-25 поставлены на боевое дежурство.
В 1957 г. начали приниматься на вооружение зенитные ракетные комплексы средней дальности (С-75), формировались зенитные ракетные полки, вооруженные этими комплексами. С принятием на вооружение в 1961 г. маловысотного ЗРК С-125 полки, включившие в свой состав и маловысотные дивизионы, были переформированы в зенитные ракетные бригады. Истребительная авиация ПВО практически полностью перешла на реактивные машины. В авиачастях ПВО осваивались реактивные истребители-перехватчики с пушечным и ракетным вооружением: сверхзвуковые МиГ-19п, двухместные маловысотные Як-25, широкого диапазона высот Як-28п, первые авиационные ракетные комплексы перехвата Су-9, а также автоматизированные системы управления ими. Были приняты на вооружение новые радиолокационные станции метрового и сантиметрового диапазонов с аппаратурой защиты от активных и пассивных помех, специализированные станции для определения высоты полета летательных аппаратов (радиовысотомеры), а также модернизированные системы радиолокационного опознавания воздушных целей.
Создавалась сеть военно-учебных заведений для подготовки офицеров по всем специальностям Войск ПВО страны. С 1 марта 1957 г. началась учеба в сформированной в г. Калинине (ныне г. Тверь) Военной командной академии ПВО.
Усилия маршала по повышению боеспособности Войск ПВО были по достоинству оценены. В феврале 1958 г. ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
В июне 1960 г. предложенная главнокомандующим новая организационная структура Войск ПВО страны была одобрена Советом обороны СССР. Основу ее составили корпуса и дивизии ПВО, сформированные по общевойсковому принципу.
Немалый вклад внес С.С. Бирюзов и в развитие теории оперативного искусства Войск ПВО. Именно при нем настойчиво отстаивалась теория и практика противовоздушных операций как основной формы применения объединений ПВО.
Верность принятых мер по совершенствованию противовоздушной обороны страны подтвердили события 1 мая 1960 г. В этот праздничный день воинами ракетного дивизиона был впервые сбит в районе Свердловска высотный американский самолет-разведчик «Локхид У-2». Через 2 месяца, 1 июля, истребителем-перехватчиком был уничтожен и другой американский самолет – РБ-47, нарушивший советское воздушное пространство близ Кольского полуострова.
В августе 1960 г. не без участия С.С. Бирюзова указом Президиума Верховного Совета СССР было принято «Положение об охране Государственной границы Союза СССР», в котором ответственность за охрану границы воздушного пространства страны возлагалась на Войска ПВО и им представлялось право применять оружие против нарушителей.
В конце 50-х годов прошлого столетия С.С. Бирюзов и другие руководители Войск ПВО страны выступили против чрезмерно высокой оценки значения ракетной техники и отказа от развития традиционных средств борьбы с воздушным противником (истребительной авиации и зенитно-артиллерийского вооружения). Однако отстоять свои взгляды им не удалось. Непродуманные сокращения коснулись и Войск ПВО. В 1959–1960 гг. значительное количество авиаполков было расформировано, научные исследования в области истребительной авиации ПВО сокращены, в дальнейшем была снята с вооружения вся зенитная артиллерия Войск ПВО страны.
В апреле 1962 г. С.С. Бирюзова назначили главнокомандующим Ракетными войсками стратегического назначения. В период Карибского кризиса 1962 г. он участвовал в проведении операции «Анадырь», руководил формированием 51-й ракетной дивизии и ее передислоцированием на Кубу.
5 марта 1963 г. Маршал Советского Союза С.С. Бирюзов был назначен начальником Генерального штаба Вооружённых сил СССР – 1-м заместителем министра обороны СССР. Находясь на ответственных постах, он многое сделал для становления и развития Войск ПВО страны и Ракетных войск стратегического назначения. Лично руководил подготовкой и проведением ряда крупных учений; непосредственно участвовал в разработке и внедрении новых принципов организации и боевого применения различных видов и родов войск.
Трагический случай оборвал жизнь Маршала Советского Союза Сергея Семеновича Бирюзова. 19 октября 1964 г. самолет, на котором он вместе с группой участников Белградской операции вылетел в Югославию на торжества по случаю 20-й годовщины освобождения Белграда, потерпел катастрофу. Волею судьбы С.С. Бирюзов и его спутники нашли смерть на горе Авала в 15 км от столицы Югославии, на той самой горе, где 20 лет назад шли ожесточенные бои на подступах к Белграду.
Урна с прахом С.С. Бирюзова была захоронена в Кремлевской стене. Жители столицы Болгарии – Софии избрали С.С. Бирюзова Почётным гражданином столицы. Ему посмертно присвоено звание Народного Героя Югославии.
На горе Авала установлен памятник членам советской военной делегации, трагически погибшим 19 октября 1964 г. На Военной академии им. М.В. Фрунзе (ныне Военный учебно-научный центр Сухопутных войск «Общевойсковая академия ВС РФ») установлена мемориальная доска с барельефом маршала. Одна из улиц Москвы названа именем маршала Бирюзова.
Сергей МИГУЛИН,
кандидат исторических наук,
старший научный сотрудник
Научно-исследовательского института военной истории
Военной академии Генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации