Роль электроэнергетики в социально-экономической жизни страны и основные требования к энергетической отрасли
Топливно-энергетический комплекс не только выполняет инфраструктурную функцию, но и является главной частью национальной экономики, так как обеспечивает огромную часть доходов страны – 2/3 экспортных доходов, более 40% налоговых доходов бюджета и около 30% валового внутреннего продукта. Именно поэтому перспективам развития этого комплекса уделялось наибольшее внимание.
Российскую Федерацию всегда считали одним из лидирующих энергетических государств мира. В мировом производстве топлива и энергии на ее долю приходится 23% добываемого газа, около 10% нефти, почти 6% угля и 6% электроэнергии.
В России роль топливно-энергетического комплекса особенно велика по ряду причин. Огромный ресурсный потенциал: страна располагает 1,7% населения и 13% территории мира, она имеет 12–13% прогнозных топливно-энергетических ресурсов, в том числе более 12% разведанных запасов нефти, более 30% запасов газа, более 11% разведанных запасов угля.
Важное место ТЭК обосновывается климатическими условиями, при которых обеспечение энергоресурсами экономики и населения страны является жизненно-важным фактором существования целых регионов.
Топливно-энергетический комплекс России, являясь основным субъектом обеспечения национальной энергетической безопасности, стал главным стержнем экономики. Это кровеносная система всей страны.
Поэтому электроэнергетическая отрасль должна отвечать следующим требованиям: надежности обеспечения электроэнергией, устойчивости всех характеристик электроэнергии, всеобщей доступности ее использования, низкой стоимости энергии и опережающего ее развития.
В то же время потребление электроэнергии является косвенным, но самым объективным показателем развития экономики, степени технического прогресса и комфортности жизни.
Электрическая энергия является уникальным товаром. Ее практически невозможно положить «на склад готовой продукции для длительного хранения». Она потребляется «с колес», прямо от источников ее производства. Потребление электроэнергии очень сильно меняется в течение суток. Поэтому энергетическое оборудование всегда работает в переменном режиме, что отрицательно сказывается на его работоспособности.
И электрическая энергия уникальна по своему единому качеству, она стандартна по напряжению, по виду тока и по частоте колебаний.
Основные показатели работы электроэнергетической отрасли
На 1 января 2024 года общая установленная мощность электростанций ЕЭС России составила 263,1 тыс. МВт.
В 2023 году в ЕЭС России введено 734 МВт новых генерирующих мощностей, выведено из эксплуатации 423 МВт неэффективного и устаревшего генерирующего оборудования.
Максимальное использование мощности в 2023 г. составило 158 864 МВт (64,2%). Использование установленной мощности по времени в 2023 г. составило 51,7%. Сегодня есть полная возможность увеличить выработку электроэнергии на 35%.
В 1990 году выработка электроэнергии составила 1082,1 млрд кВт·ч, в 2023 году – 1131,1 млрд кВт·ч, рост – 4,5%. За этот же период рост производства электроэнергии составил: в Италии 23%, в Канаде 27%, во Франции 31%, в Германии 36%, в США 44%, в Японии 45%, в Китае в 11,5 раза, в мире в среднем 24%.
Производство электроэнергии на одного человека составило 7384 кВт·ч, в то время как в Финляндии – 12 509, в США – 12 834, в Канаде – 16 900, в 2,3 раза больше, чем в России.
От 50% до 80% энергетического оборудования исчерпало свой ресурс.
Оценка работы энергетической отрасли
Оценка работы энергетической отрасли парадоксальна. С одной стороны, по информации «Системного оператора» установленная мощность энергетического оборудования позволяет повысить выработку электроэнергии на 35%, что является очень хорошим условием социально-экономического развития. Но другие показатели говорят о больших недостатках в работе электроэнергетики.
Коэффициент использования энергетического оборудования по времени в России самый низкий в мире, что приводит к моральному старению оборудования и удорожанию стоимости электроэнергии.
Основным условием выживания является развитие. Но темпы роста производства электроэнергии в России в 5,3 раза ниже среднемировых. Энерговооруженность в 2,3 раза ниже, чем в Канаде. И по другим показателям Россия значительно уступает большинству стран в мире.
И самое главное, надежность обеспечения теплом и электроэнергией самая низкая в мире. Зимой 2023–24 года в Московской области остались без тепла десятки тысяч квартир. Летом 2024 года без электроэнергии остались миллионы людей в южных регионах.
Основные проблемы электроэнергетики
Основными проблемами энергетики являются следующие:
– низкая эффективность и недостаточные темпы развития экономики;
– частная собственность, в том числе иностранных государств, основных фондов энергетики;
– недостаточность прав и экономической возможности регионов в их социально-экономической деятельности;
– неэффективная структура управления энергетической отраслью,
– низкий уровень отраслевой науки и проектирования;
– неудовлетворительный уровень тарифной политики,
– недостаточный уровень использования научно-технических достижений и оптимизации структуры энергетики;
– моральное и физическое старение основных фондов энергетики;
– низкое использование новых и возобновляемых источников энергии;
– загрязнение окружающей среды;
– большие потери при передаче электроэнергии;
– низкий уровень безопасности при эксплуатации энергетических объектов;
– неудовлетворительный уровень подготовки работников энергетики;
– крайне низкий уровень социальной политики;
– отсутствие условий мирного сосуществования между всеми странами.
Наиболее актуальными проблемами энергетики являются следующие.
1.Низкая эффективность и недостаточные темпы развития экономики
При всей своей целостной и самостоятельной системы энергетика является частью экономики и служит потребностям экономики. Развитие экономики зависит от развития энергетики, но в большей степени развитие энергетики зависит от развития экономики.
Современные принципы и основные положения статистики не отражают реальное положение в экономике и требуют их кардинального пересмотра и научного обоснования.
Современный век – век электричества. Все материальное производство и социальные услуги потребляют электричество. Поэтому потребление электроэнергии является самым верным показателем роста производства и услуг. Доказательством этого положения является практически полное соответствие этих двух показателей.
В 1992 году потребление электроэнергии составило 1 080 млрд кВт·ч, в 2023 году – 1 121,7 млрд кВт·ч. За 31 год рост потребления электроэнергии составил 1,04%. То есть фактически Россия 31 год стоит на одном уровне по потреблению электроэнергии. А это значит, что и увеличение валового внутреннего продукта за последний 31 год в России составило 1,04%. За этот же период рост потребления электроэнергии составил: в целом мире 24%, в США 44%, в Китае в 11,5 раза.
Затраты электроэнергии на единицу ВВП (кВт·ч/долл.) составили в Англии – 0,11, в Германии – 0,13, в Италии – 0,14, во Франции – 0,15, в США – 0,18, в Японии – 0,18, в Канаде – 0,29, в Китае – 0,44, в Индии – 0,52, в России – 0,65. По сравнению с Англией в России этот показатель больше почти в 6 раз.
По сравнению с 1990 годом, этот показатель снизился в Германии на 66,7%, в Канаде – на 65,1%, в США – на 63,3%, в Англии – на 63,3%, во Франции – на 51,6%, в Японии – на 45,5%, в Италии – на 39,1%, в России – на 13,3%. Темпы снижения этого показателя в России в 5 раз меньше, чем в Германии.
По объему ВВП на одного человека Россия занимает 60 место в мире.
Доля валового внутреннего продукта (ВВП) на одного человека в России составляет 29 267 долл. США, в то время как в Катаре – 132 886, в 4,5 раза больше, чем в России, в Макао – 114 363, в Люксембурге – 108 951, в Сингапуре – 103 181, в Ирландии – 83 399, в Брунее – 80 384, в Норвегии – 76 684, в ОАЭ – 69 435, в Исландии – 67 037, в Кувейте – 66 387, в Швейцарии – 66 196, в США – 65 112, в Дании – 59 795, в Германии – 52 559, в Канаде – 49 651, во Франции – 45 775, в Англии – 45 705, в Японии – 44 227, в Италии – 39 637, в Китае – 18 110, в Бразилии – 16 154, в Индии – 7 874.
Рост доли ВВП на человека по сравнению с 1990 годом составил: в России – 376%, в Китае – 968%, в 2,6 раза больше, чем в России, в Индии – 602%, в Германии – 330%, в США – 281%, в Англии – 278%, во Франции – 259%, в Италии – 243%, в Японии – 235%, в Канаде – 215%.
Валовой внутренний продукт на душу населения (тыс. долл. США) планируется достигнуть в 2030 и 2050 годах: в Китае – 36,1 и 61,1(рост на 69%), в Индии – 17,1 и 42,2 (рост на 146%), в США – 25,5 и 41,4 (рост на 62%), в Бразилии – 4,9 и 9,2 (рост на 88%), в России – 4,9 и 7,6 (рост на 55%).
Доля России в мире по численности населения составляет 1,7%, а доля России в экспорте природных ископаемых составляет 40%. Россия превращена в простой сырьевой придаток всего мира.
По состоянию на данный момент Россия в рейтинге стран по величине номинального валового внутреннего продукта (ВВП) занимает лишь 13 место в мире. Она находится на уровне таких стран, как Канада, Австралия, Южная Корея, Мексика. Подняться с 13-го места на 5-е при существующем уровне государственного управления абсолютно нереально. В предыдущие годы позиции России в мире не росли, а снижались. По данным МВФ в 2012 году доля России в мировом ВВП (при расчетах на основе паритета покупательной способности рубля) была равна 3,68%, а в 2017 году она сократилась до 3,16%. По другим источникам этот показатель в 2019 году составляет 1,7%, что в 10 раз ниже США. Вместо развития идет снижение темпов роста.
Самая основная проблема российской энергетики – высокая энергоемкость нашей экономики. В 1990 г. Россия почти в 6 раз превышала по энергоемкости ВВП среднемировой уровень, но и сегодня превышает в 4,5 раза. Россия располагает 1/5 частью мировых ресурсов органического топлива, но существенно отстает в последнее десятилетие в их разведке.
Таким образом, темпы социально-экономического развития России значительно ниже среднемировых. Представленные показатели показывают очень низкий уровень экономической эффективности оборудования, технологий и организации производства. Тридцатилетняя стагнация экономики показывает глубочайший кризис экономической политики, который закончится гибелью страны.
Необходимо:
– разработать концепцию о лично-общественной форме собственности средств производства;
– разработать и принять федеральный закон о принципиально новой экономической политике с учетом использованием передового опыта СССР, Китая, Вьетнама и других стран;
– разработать концепцию развития России с учетом ее особых климатических и географических условий с учетом исследований Паршева А.П.
2.Частная собственность, в том числе иностранных государств, основных фондов энергетики
В Конституции Российской Федерации (статья 71) записано следующее:
«В ведении Российской Федерации находятся:
д) федеральная государственная собственность и управление ею;
е) установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации;
и) федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющие материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе».
Фактически все отдано «невидимой руке рынка» и частному капиталу, целью которого является только прибыль.
Доля иностранного капитала в энергетике России составляет примерно 30%. Самые мощные и эффективные гидроэлектростанции: Иркутская, Братская, Усть-Илимская и Красноярская принадлежат иностранной компании, учрежденной правительством США. Таким образом, Россия теряет свою экономическую независимость, порождает социальную напряженность и непредсказуемое будущее.
Учитывая социальное значение обеспечения электроэнергией необходимо срочно национализировать все объекты энергетики.
- Неэффективная структура управления энергетической отраслью
Электроэнергетический комплекс России в настоящее время состоит из Единой энергетической системы России и 5 технологически изолированных территориальных энергосистем Камчатского края, Магаданской и Сахалинской областей, Чукотского автономного округа, а также Норильско-Таймырской технологически изолированной энергосистемы в Красноярском крае.
Единая энергетическая система России (ЕЭС России) состоит из 75 региональных энергосистем, которые, в свою очередь, образуют 7 объединенных энергетических систем: Востока, Сибири, Урала, Средней Волги, Юга, Центра и Северо-Запада. Все энергосистемы соединены межсистемными высоковольтными линиями электропередачи напряжением 220-500 кВ и выше и работают в синхронном режиме (параллельно).
Сетевое хозяйство ЕЭС России насчитывает более 14 тысяч линий электропередачи класса напряжения 110–750 кВ общей протяженностью более 506 тыс. км и более 10,5 тысяч электрических подстанций 110–750 кВ.
Структура установленной мощности электростанций (на 01.01.2024 г.)
Структура выработки электроэнергии (на 01.01.2024 г.)
Управление электроэнергетическими режимами энергообъединений и энергосистем, расположенных на территории 89 субъектов Российской Федерации, осуществляют филиалы АО «СО ЕЭС» – объединенные и региональные диспетчерские управления соответственно.
В 2009 году единый государственный орган управления энергетикой был разрушен. На его базе была создана группа независимых компаний, включающая:
– 6 оптовых генерирующих компаний (ОГК);
– 14 территориальных генерирующих компаний (ТГК);
– генерирующую компанию ОАО «РусГидро»;
– генерирующую компанию ОАО «Концерн Росэнергоатом»;
– федеральную сетевую компанию ОАО «ФСК ЕЭС России»;
– ОАО «Холдинг МРСК»;
– ОАО «РАО Энергетические системы Востока»;
– ОАО «Интер РАО ЕЭС»;
– системного оператора ОАО «СО ЕЭС».
Одновременно была сформирована коммерческая инфраструктура оптового рынка электроэнергии и мощности, ОАО «Администратор торговой системы» (ОАО «АТС»), и создана саморегулируемая организация, объединяющая субъектов потребителей электрической и тепловой энергии НП «Совет рынка».
Многотысячный строительно-монтажный комплекс Минэнерго, занимавший второе место в СССР по объему капитального строительства, был брошен на произвол судьбы и прекратил свое существование.
Разрушение целостной, высокоэффективной организации энергетической отрасли привело к системному удорожанию электроэнергии, понижению производительности труда, снижению развития научно-технического прогресса и деградации отрасли.
Практически уничтожен весь проектно-изыскательский и научно-исследовательский комплекс энергетики.
Необходимо:
– в составе правительства создать под руководством заместителя председателя правительства отдел по развитию топливно-энергетического комплекса страны в составе следующих министерств: энергетики и электрификации, нефтяной и газовой промышленности, торфяной и угольной промышленности, атомной энергетики, энергетического машиностроения;
– создать полнокровные министерства энергетической отрасли с научно-исследовательскими и проектными институтами, с региональными Управлениями, с мощными организациями эксплуатации и отраслевого строительства, используя в полной мере опыт Министерства энергетики и электрификации СССР и других стран.
Каждое министерство должно осуществлять следующие основные функции:
– владеть основными производственными фондами своей отрасли;
– принимать активное участие в разработке социально-экономической политики;
– организовывать производственную деятельность всех подчиненных предприятий;
– разрабатывать проектную документацию и осуществлять строительство и реконструкцию производственных объектов;
– повышать экономическую эффективность производства и снижать стоимость выпускаемой продукции;
– нести уголовную ответственность за сохранность основных фондов и развитие производственной деятельности.
- Неудовлетворительный уровень тарифной политики
Разделение единого диспетчерского управления на технологическое и коммерческое, произошедшее при реформировании энергетики, привело к снижению экономичности и надежности работы ТЭС. В настоящее время в ЕЭС России функционирует конкурентный оптовый рынок электроэнергии, обладающий многочисленными серьезными недостатками.
В числе наиболее важных стоит выделить: отсутствие механизма финансирования строительства новых генерирующих мощностей; завышенные цены на электроэнергию для покупателей; возможность формирования нулевых цен на рынке; конкурентные условия электростанций разных типов, которые в силу конструктивных особенностей находятся в разных экономических условиях; создание неравных экономических условий для потребителей электроэнергии одной энергетической зоны; задаваемые «пилообразные» графики для ТЭС, которые приводят к повышенному расходу топлива и снижению ресурса основного и вспомогательного оборудования ТЭС; крайне сложный алгоритм расчета плановых графиков, результаты которого не могут быть проверены системным оператором, субъектами рынка и органами государственного контроля.
Действующая в России модель рынка электроэнергии является по сути неоправданной и ведет к повышению цен на электроэнергию для потребителя и дефициту мощности. Авторами действующей модели рынка являются Ю.А. Удальцов, бывший на то время руководителем Центра управления реформой ОАО РАО «ЕЭС России», А.Б. Чубайс, занимавший должность председателя правления РАО «ЕЭС России», и ООО «Карана», являющаяся дочерним подразделением корпорации «Карана», базирующейся в США.
Оглядываясь на опыт других стран, таких как США (основоположник модели конкурентного рынка), Великобритания, Германия, Норвегия, Швеция, Финляндия, и других страны, в которых также внедрялись модели реструктуризации, предложенные США, и испытавших на себе кризис в электроэнергетике, можно сделать вывод, что не только в России такая модель рынка является неэффективной. Об этом так же свидетельствует нежелание таких стран, как Франция, Греция и Ирландия, несмотря на имеющиеся у них определенные обязательства по этому вопросу перед другими странами ЕС, реформировать свои энергетические системы.
Результатом отказа от таких реформ являются самые большие резервы мощностей во Франции, которые держатся на уровне 10–11% (в России 35%). В большинстве стран, внедривших конкурентную модель рынка электроэнергии, данная модель была признана неэффективной с последующей сменой концепции. В странах, сохранивших конкурентные рынки, до сих пор не нашли решений для привлечения в электроэнергетику инвестиций для развития отрасли.
За последние 20 лет стоимость электроэнергии в России выросла в 6,4 раза. Рост тарифов на электроэнергию происходит постоянно, несмотря на активные усилия правительства РФ по административному его сдерживанию. Уже в настоящее время тарифы на электроэнергию для промышленности России почти в 2 раза выше, чем в США, и сравнялись с тарифами в странах Западной Европы по паритету покупательной способности. Таким образом, постоянное повышение тарифов разгоняет инфляцию.
Необходимо:
– установить жесткое государственное регулирование цен на основные товары и услуги, и в первую очередь на электроэнергию;
– цена электроэнергии для потребителей должна быть неизменяемой в течение как минимум 10 лет и включать в себя все затраты на развитие и реконструкцию объектов энергетики.
- Крайне низкий уровень социальной политики
Общественная жизнь зависит от энергетики. Но и развитие энергетики очень сильно зависит от общественной жизни, от системы государственного управления.
Рост численность населения за 1990–2022 гг: весь мир – 51%, США – 32%, Россия – минус 2%.
Средняя продолжительность жизни в 2022 г: Россия – 72,4 года (109-е место в мире), Япония – 84,5, Италия – 83,4, Франция – 82,5, Канада – 82,3.
В России каждый второй житель получает зарплату 20 тыс. рублей. 48,2% российских семей не могут приобрести товары длительного пользования.
Социальное положение России катастрофическое. Россия – умирающая страна, с полной стагнацией экономики, ставшая простым сырьевым придатком всего мира. В России самое большое социальное расслоение населения. Основная причина – абсолютно нежизнеспособная система государственного управления. В ближайшем будущем страну ожидает социальный взрыв и гражданская война.
В итоговой декларации участников XIV Московского международного энергетического форума «ТЭК России в XXI веке», прошедшего 18.04.2016 г., записано: «…Мы полагаем, что российская экономическая модель нуждается в гигантских и фундаментальных изменениях. Мы убеждены в том, что нам нужна совершенно новая экономическая система, в которой здравый экономический смысл перевесит, наконец, «ценности» существующей системы. Главная задача новой экономической модели – возрождение творчески активного человека, как ключевого участника развития инновационной и конкурентоспособной экономики».
Основными причинами неудовлетворительного положения являются:
– крайне неэффективная структура государственного управления;
– низкий уровень внутренней и внешней политики;
– отсутствие учета географических и климатических условий России;
– непонимание роли энергетики в социально-экономической жизни страны;
– отсутствие должной ответственности субъектов государственной политики.
Что необходимо сделать для действительного социально-экономического развития страны?
Необходимо принципиально изменить структуру и всю систему государственного управления. Структура государственного управления должна быть построена на научной основе и передовом мировом опыте, на многоступенчатой системе выборов органов управления, на оценке работы всех руководителей по практическим результатам, уголовной ответственности всех руководителей за выполнение своих обязанностей, на независимом народном контроле.
Только государство спасло США во время Великой американской депрессии. Государственная научно-техническая программа Японии обеспечила высокий рост ее экономики. За последние 60 лет резко возросла роль государства в Китае, во Франции, в Германии, Канаде, в Финляндии, в Швеции, в Норвегии и многих других странах. Но самый яркий пример бурного развития показал Советский Союз, что наглядно показано в недавно изданной книге «Кристалл роста».
Необходимо введение новой Конституции, исключающей эксплуатацию трудящихся, частную собственность основных средств производства, и включающую установление действительной демократии, установление самоуправления, создание Государственного Комитета народного контроля и введение уголовной ответственности руководителей органов государственного управления за снижение жизненного уровня трудящихся и снижение уровня государственной безопасности.
- Отсутствие условий мирного сосуществования между всеми странами
Какова связь между энергетикой и международной политикой? Самая прямая. Если страна стоит перед угрозой уничтожения, то зачем ей энергетика. Энергетика нужна для развивающейся страны.
После Второй мировой войны произошло 63 крупных военных конфликта. Люди постоянно воюют и убивают друг друга. Хельсинское мирное соглашение не выполняется. Союз Советских Социалистических Республик разрушен. Сегодня готовится последний акт уничтожения России.
Доктрина этой войны была объявлена в марте 1945 года Д. Даллесом. Эта доктрина является уникальной в истории человечества, является кардинально новой и чрезвычайно эффективной. Сутью этой доктрины является высокопрофессиональная манипуляция общественного сознания и разрушение государства руками своих же граждан.
В 1959 году США приняли «Декларацию о порабощенных народах». В ней прямо говорится о «порабощенных народах СССР».
В 1980 году США приняли «Гарвардский проект уничтожения Советского Союза». В 1991 году этот проект был реализован.
В 1990 году США приняли «Хьюстонский проект уничтожения России». Он опубликован в печати и находится в стадии осуществления.
Современное положение в мире чрезвычайное. Средства массовой информации формируют общественное сознание в смысле неизбежности третьей мировой войны с применением ядерного оружия. И во всем мире нет ни одной политической силы, способной предотвратить эту абсолютно вероятную мировую бойню.
Для выживания всего человечества необходимо:
– возродить активную политику мирного сосуществования всех стран мира;
– кардинально изменить статус Организации Объединенных Наций; создать международные военные формирования, способные остановить любого агрессора; создать международный банк, выпускающий единую мировую валюту; (см. Катасонов В.Ю. «Долларовая зелень», «Советская Россия», №76 от 18.07.24 г.)
– запретить разработку, производство и применение ядерного оружия.
В.И. КАТКОВ,
заслуженный работник энергетики,
лауреат премии газеты «Советская Россия»
19.07.24 г.