– Уважаемые коллеги, мне всегда очень приятно присутствовать на форуме, Орловском, или сейчас Московском международном, проводимом КПРФ. Я чувствую себя психологически комфортно и среди здоровых деловых людей. Здесь обсуждаются такие проблемы, как созидание, рабочие места, благосостояние людей, развитие промышленности, сельского хозяйства.
Вот мы сейчас на круглом столе перед этим с Николаем Васильевичем Арефьевым и с коллегами обсуждали, что у нас есть такие структуры в России, как Центробанк, Минфин, Минэкономразвития, туда же можно причислить и Министерство культуры. К сожалению, в этих структурах сидят люди, для которых нет понятий «сельское хозяйство», «промышленность», «созидание». Для них это вообще ничего не значит, для них нет этого понимания.
И можно было бы сказать, что вот они же не зовут тебя на совещания. Вот много лет я руководитель предприятия крупной отрасли. За много лет меня в эти министерства ни разу не позвали на совещания. Вроде бы это оберегает мою психику, но, с другой стороны, мы живем в мире, который управляется этими структурами: они нам устанавливают налоги, руководят банковской системой, объявляют стоимость кредитов, ипотеки и т.д., регулируют внешнюю торговлю, и вот в этих условиях очень трудно и практически невозможно заниматься производством. Но, тем не менее, наш народ силен, наши коллективы очень целеустремленные.
Отрасль сельскохозяйственного машиностроения, специализированного машиностроения, она всё равно развивается даже в этих нечеловеческих условиях, созданных людьми, которые живут в другом мире. У нас растет и отгрузка на внутренний рынок, растет и численность работников, и зарплаты растут. Но, к сожалению, не всегда растет экспорт, и не все показатели растут. Но, тем не менее, отрасль развивается, и практически каждое предприятия – а у нас практически 170 заводов занимаются производством сельхозмашин в России – так или иначе модернизируется, строит цеха, строит новые предприятия и осуществляет новые инвестиции, выпускает новые модели.
Тут некоторые примеры приведены и показано, что многие заводы выпускают новые машины и делают труд наших крестьян всё более комфортным. Геннадий Андреевич упомянул, это очень приятно, мы действительно в этом году запустили три новых завода, начали развивать производство строительно-дорожной техники, производством коробок передач занялись на «Ростсельмаше». Движемся вперед, но это всё не благодаря, а вопреки той политике, которую проводит наше правительство.
Почему не благодаря, а вопреки? Нам приходилось конкурировать раньше с западными машинами, а сегодня с машинами, которые приходят с востока. Оттуда везут нам компоненты, спасибо, что везут. Благодаря поддержке наших китайских и других товарищей с востока мы можем дальше двигаться. Но сравнение условий показывает, что не всегда нам удается выдерживать конкуренцию в производстве сельхозмашин, а в производстве строительно-дорожной техники это не удается. 96% нашего рынка занимают сегодня китайские поставщики. Почему?
А потому что так отрегулирован рынок. Понятно, что в Китае стоимость кредита не 20%, а 2%, а это очень важная затратная часть, если ты строишь завод и инвестируешь на долгие годы вперед. Но еще более страшная вещь то, что там металл на внутреннем рынке стоит в 2,5 раза дешевле, чем в России. Причем это зачастую металл российский. То есть система отрегулирована так с помощью налогов, мер таможенного регулирования, что в России металл российский стоит в 2,5 раза дороже, чем этот же металл на других рынках.
И как можно конкурировать и как можно произвести комбайн или там трактор дешевле, чем в той стране, где сырье стоит в разы дешевле, чем у нас? Поэтому, к сожалению, во многом у нас и двигатели импортные, и коробки передач во многом импортные, и подшипники импортные. И не находится таких героев пока, которые стали бы инвестировать, брали бы кредиты, начали бы инвестировать в производство подшипников, стали бы строить заводы.
Ну а как это делать? Таких безумцев нет, потому что за семь лет, за которые завод выйдет на производство, ты должен заплатить банкирам, ты доложен через семь лет вернуть три стоимости этого завода. И при этом подшипник у тебя будет значительно дороже, чем произведенный в Китае. Поэтому в Китае народ инвестирует, а в России чего-то ждет. Ну как чего-то? Ждет исправления экономической политики.
Вот у нас страна воюет сегодня с Западом, который идет на нас, вторгается уже в наши регионы. Но при этом экономическую политику у нас проводят люди, чей идейный и моральный облик был сформирован в 90-е годы. Они вышли из команды Чубайса, Гайдара, Ельцина. Эти люди рассматривают Россию не как нечто самостоятельное, а как то, что должно стать придатком Запада. Туда должны поставлять сырье, а оттуда везти все необходимые товары.
Эта политика была сформирована в 90-е годы и удивительным, парадоксальным, неестественным образом эта политика продолжается и сейчас. А плоды этой политики мы видим на наших улицах. Потому что везде – иностранные автомобили, иностранные экскаваторы, и даже на еду мы 32 миллиарда в год тратим – на закупку иностранных продуктов.
Нам говорят, что ваша техника дорожает. Наш комбайн стоит в 2–2,5 раза дешевле, чем немецкий комбайн, и мы конкурируем пока с китайскими за счет того, что нет пока в Китае таких комбайнов, которые требуются нашему сельскому хозяйству. Наш комбайн пока в 2,5 раза дешевле, чем немецкий, но он, тем не менее, дорожает из-за того, что растут и кредиты, и электроэнергия дорожает. Но мы, тем не менее, стараемся держать эти цены на достаточно низком уровне и доступном для наших крестьян.
Если бы вот правительством с подачи КПРФ не были бы сформированы меры поддержки сельхозмашиностроения в России, то оно бы не выжило, как например производство строительно-дорожной техники, и сегодня бы наши крестьяне покупали не комбайны «Ростсельмаша», а немецкие комбайны, в 2,5–3 раза дороже, чем сегодня стоят наши комбайны. А может быть, и вообще бы не покупали – отрезали бы нам поставки этой сельхозтехники.
Я хочу перейти к словам благодарности в адрес КПРФ за то, что она последовательно проводит политику по поддержке реального сектора. Один из недавних примеров – это наше сотрудничество, когда обсуждалась налоговая реформа, изменение Налогового кодекса. Ну и не только – это один из примеров. КПРФ всегда много лет выступала и за поддержку сельского хозяйства, и сельхозмашиностроения. Благодаря вам мы выжили, и страна выглядела бы по-другому, если бы не было вашей партии.
Вот по налогам этот пример, что мы в начале лета провели общее собрание ассоциации «Росспецмаш» в Ростове-на-Дону, где единогласно приняли заявление, в котором высказались в плане налоговой реформы, что нужна прогрессивная шкала НДФЛ. Нужны инвестльготы для тех, кто инвестирует в развитие. Нужны инвестльготы для тех, кто инвестирует в НИОКР. Нужны амортизационные премии – ну и так далее, то есть все наши чаяния, меры были поддержаны КПРФ, за что мы очень благодарны.
Еще раз большое спасибо. Есть разумные люди в разных партиях, но КПРФ – это самая такая целостная партия, которая нацелена на развитие реального сектора. Спасибо большое за это!
К.А. БАБКИН,президент компании «Ростсельмаш»