Дорогие товарищи, уважаемый президиум!
Во-первых, я хочу поблагодарить Геннадия Андреевича, я вообще уже на третьем форуме выступаю, и всегда для меня это особое событие. Павел Николаевич, Вам спасибо за гостеприимство.
Конечно, мы должны больше говорить, что делать. Причем самая серьезная проблема – нужно говорить об этом какими-то новыми словами, не обыденными, потому что мы часто повторяемся, навязло на зубах. Кстати, я должен похвалить социально-экономическую программу Коммунистической партии. Я ее еще раз прочитал, подчеркивал, сделал небольшие замечания, но это не принципиально, небольшие уточнения.
Мы, конечно, постоянным рефреном говорим, что для того, чтобы вызвать экономический рост, нужны инвестиции, но не осознаем, что мы самая неэффективная страна по реализации инвестиций. Вот мы с братом взяли прирост, сколько инвестируем, – и какой прирост ВВП по 50 странам, маленькие особо не рассматривали. И должен вам сказать, что в предыдущее десятилетие, до 2012–2013 годов, мы были в середине списка. А в это десятилетие мы на последних местах, вместе с Аргентиной, в которой, вы знаете, вообще черт знает что творится. Мы хуже, чем Казахстан, Азербайджан, ну, само собой, Белоруссия, и все бывшие соцстраны! Вот вам эффективность! И как вы вкладываете, в инвестициях: если вы долго строите завод, зарплату платите, а товара нет. Это тоже эффективность инвестиций. Павел Николаевич и Константин Анатольевич приводят эффективные примеры, но это исключение в нашей деятельности. А Центральный банк, вместо того, чтобы ставить вопрос об эффективности, говорит: давайте ключевую ставку [повышать]. Вообще если ключевая ставка выше 10%, да хоть 30% ее сделай – она не уменьшит, она, наоборот, инфляцию увеличивает и не сдерживает ее.
А нам особенно нужны инвестиции долговременные, инвестиции в производство средства производства, как раз о чем Константин Анатольевич говорил. Ведь я помню, когда мы учились, самые главные лозунги были – производство средств производства в первую очередь! Сейчас мы вообще об этом не говорим! И нам Китай не поможет. Конечно, дружба – это хорошо, но Китай сам еще борется за новые технологии, поэтому такая мобилизация очень важна.
Из-за низкой эффективности инвестиций, как вы думаете, во сколько раз выросли цены после 2012 года? В два раза! А в этом году на 10% еще они вырастут. А Центральный банк говорит: «перегрев», значит, нужно повышать ключевую ставку… Но это путь в никуда! Одной рукояткой здесь не преодолеешь, при инвестициях нужны другие рукоятки и другие умы.
Далее. Вот мы говорим, что с 2012 года президент Российской Федерации издает майские указы и ставит очень важные стратегические цели. И вот я вам говорю: ни один указ не выполнен. Ни один! Вспомните 24 миллиона высокотехнологических мест. Вспомните 24 тысячи к 2020 году минимальную зарплату, и 70 тысяч – средняя. Это не выполнено даже в два раза подешевевших рублях. В этих подешевевших рублях у нас минимальная зарплата даже не 24 тысячи. Вопиющая неэффективность!
Указ до 2030 года очень неровный, его, очевидно, собрали со всех министров… Я со специалистами поговорил у нас в Академии наук – он не будет выполнен к 2030 году. Не будет! Пора признать, что при нынешнем экономическом порядке мы не сможем вывести нашу страну из этого тупика. Этот нынешний экономический порядок стал опасным для будущего нашей страны, и поэтому нам нужны правильные реформы.
Первое. Пора признать, что кадровая политика у нас порочная. Это надо сразу сказать. И крайнее проявление, товарищи: вот мы смотрим Министерство обороны. Оно, в общем-то, всегда считалось самым честным, а теперь подумайте, что творится с Министерством обороны – и представьте, что тогда в остальных министерствах!
На президиум в Академию наук к нам часто приходят заместители министров. Боже мой, эти люди ни на что не способны! Они не знают тех отраслей, которыми руководят. И это должны быть не юристы-финансисты, а на первом месте должны быть инженеры, специалисты – аграрии и т.п., которые показали реальные достижения. У нас тут Левченко выступал, Павел Николаевич выступал, Константин Анатольевич… вот из кого нужно формировать министров-то! Пора отказаться от назначения нынешней системы: мало того, что эти люди вообще мало что понимают, так еще и склонны к коррупции.
И я думаю, что в этом вопросе, Геннадий Андреевич, мы можем надеяться только на Вас, потому что у Вас, к счастью, сложились рабочие отношения с президентом. И давайте вспомним, что Сталин сказал: «Кадры решают всё». Сталин, конечно, ответственен за ужасное начало нашей войны, но он сумел перестроиться. И я думаю, что мы должны ожидать от своего президента – он перестроится!..
Нужно восстановить систему бесплатного образования для студентов за государственные средства, особенно инженерных специальностей, аграрных и так далее. Ведь это же все было при Советской власти, куда эти деньги делись? Сейчас масса народа должна платить за свое высшее образование.
Необходимо поднять престиж инженеров, экономистов, преподавателей школ, вузов. Надо признать, что успех реформы нашей, реформы системы образования – дело не в Болонской системе или ЕГЭ, эту реформу должны делать люди, которые читали лекции, руководили занятиями, руководили проектами, которые написали учебники, а не юристы и финансисты, как, к сожалению, у нас. Я с ужасом недавно прочитал, что Министерство образования собирается реформировать тысячу университетов. Это все равно что хирургические операции поручить юристам. Кошмар, что будет твориться… Поэтому в течение пяти лет нужно увеличивать затраты в долях ВВП на образование, здравоохранение, науку, культуру – и поддержку материнства, это я еще отдельно скажу. И не надо надеяться в поддержке науки на нынешний бизнес. К сожалению, он еще до этого не созрел. Это государственная функция.
Второе. Необходима общенациональная инвестиционная атака с ростом инвестиций. Несмотря на то, что они у нас неэффективны, эту атаку нужно проводить одновременно с кадровыми изменениями, с системой отбора проектов. Для этого состав руководителей нужно поменять, а отбор проектов, которые нужно финансировать, должен быть в открытой конкуренции, с привлечением специалистов, тщательной экспертизой. Каждая корпорация и каждое министерство должны иметь опорный проектный научно-исследовательский институт, без санкции которого никакие крупные проекты не должны финансироваться, иначе они пойдут в трубу. В том числе нужно привлекать ученых из Академии наук и университетов.
Третье. Нужно реформировать налоговую систему. Нужно снизить налоги на бизнес, на производство и на прибыль, особенно на ту часть прибыли, которая идет в инвестиции. Это вообще заложено, уже начали принимать такие проекты, это нужно сильнее. Вот зачем было увеличивать на 5%, с 20% до 25%, налог на прибыль? Если ты вкладываешь инвестиции в строительство клубов, культурных заведений, в образование, даже если ты вкладываешь в образование своих детей – вот это должно за вычет идти. А если ты вкладываешь в свой карман – вот на это и должен повышаться налог. С личных доходов – если у тебя больше 50 миллионов рублей в год, с этого прибытка нужно брать 40–50%. Это не я придумал, во всем мире так делается, а в наших условиях это особенно важно. И еще что интересно: налоги с доходов физических лиц у нас составляют всего 10%. А в Америке – 45%, в Европе больше 50%. Факт, нужно брать налог с личных больших, подчеркиваю: больших доходов. И эти средства нельзя сразу в потребление, нельзя просто раздать бедным – товарная масса нужна. Это надо вкладывать в образование, науку, культуру, здравоохранение и поддержку материнства, те избыточные средства, которые идут на избыточное потребление, на роскошь. А банкирам должны идти доходы, если это доходы с реальных проектов. А если со спекулятивных операций, то они должны облагаться высоким налогом, как это было в Америке во времена Кеннеди и Эйзенхауэра, – 92% со спекулятивных операций банка.
Четвертое. Изношено жилищно-коммунальное хозяйство. Там мы видим, катастрофический рост аварий: взрывы, отключение теплоснабжения, электричества, затопления – и эти аварии будут учащаться из-за изношенности, дефицита рабочих рук: не будет нам тех же слесарей хватать из-за низкой эффективности и коррупции… А катастрофические затопления, снегопады катастрофические будут учащаться, это я вам как специалист скажу. Наш институт – ответственный за исследование потепления климата, если у вас температура чуть-чуть растет, увеличивается испарение из океана, а это 72% поверхности. А все, что испарилось, обратно падает. Поэтому мы и видим в последние годы резкое усиление всяких затоплений даже в Москве. Это тоже нужно иметь в виду. Нынешние губернаторы к этому не годны. Здесь стоит вопрос кадров. Они безопасность нашего народа не обеспечат. В этом году за месяц до затоплений из Академии наук шли предупреждения губернаторам, что будут катастрофические затопления… Ничего не сделали!
Пятое. Активно поддерживать малый и средний бизнес. Это доверие своему народу. У нас среди народа есть умные люди, которые способны наладить производство товаров, деталей, которые нужны. Избыточная национализация – я тоже за национализацию нефтяной, газовой, вообще всех ресурсов, в том числе их добычи. Но если это сейчас взять и отдать чиновничеству, еще хуже будет, поэтому тоже надо быть осмотрительным.
Шестое. На внутреннем рынке добиться снижения цен на наше сырье, которое мы сами производим: на топливо, электроэнергию, металлы, которые у нас по паритету покупательной способности в два раза выше, чем в Америке. В Америке тоже свое сырье есть, но там оно в два раза дешевле по паритету покупательной способности. И это станет реальной инвестицией в промышленность, в сельское хозяйство. Для этого нужно из внутренних цен исключить неэффективный менеджмент, он у нас очень неэффективный, избыточные государственные отчисления, эти отчисления нужно делать с других вещей, переложив эти отчисления на экспортную часть, которая дает нам доход. Ориентироваться, я всегда повторяю эти цифры: килограмм простого хлеба должен по цене примерно равняться трем литрам бензина. А сейчас у нас не так, у нас один к одному, значит, те, кто производит хлеб, – бедные, а те, кто производит бензин, – богатые. Это неправильно, это экономически.
Дальше. Минимальная зарплата должна равняться стоимости 800 тысяч литров бензина, как во всех более-менее развитых странах, а не 250, как у нас, и минимальная зарплата должна быть половиной средней. Эти цифры примерно для оценки нужно иметь в виду. К сожалению, у нас это не осознано.
Седьмое. Демографическая катастрофа. Смертность в трудоспособном возрасте – ну ладно старики, но в трудоспособном возрасте в два-три раза выше, чем в Европе. Катастрофическое сокращение русской нации. В этом году умрет на 650 тысяч людей больше, чем родится. 650 тысяч! В прошлом году было около 600 тысяч, сейчас 650 тысяч. В течение пяти лет нужно увеличивать расходы на здравоохранение, а через десять лет достичь европейского уровня, в два раза, и довести до 7,5% ВВП. Преодолеть дефицит животного белка. При Советской власти не было этого дефицита животного белка в питании, а сейчас 25–30% его не хватает, поэтому многие молодые люди очень слабые. Необходима более сильная, чем высказано президентом Российской Федерации, поддержка материнства и детства, чтобы обеспечить двукратное увеличение материнского капитала – каждому ребенку, не только первому.
Более того, если женщина воспитывает двух-трех детей, нужно платить зарплату, чтобы она была более-менее независимой. И часть средств – на эти цели. Кстати, это деньги как раз из налогов на большие доходы, эти деньги есть. И кстати, может быть, нужно ввести налог на бездетность. Я вот застал это время, когда был молодым человеком: 6% – это нормально, потому что для нас это острейшая проблема, у нас не хватает людей. Об этом тоже надо подумать.
И в заключение. Руководство страны, все руководители должны выйти из плена мнимых экономических успехов и самовосхваления: везде у нас хорошо, как послушаешь руководителей. У нас очень много нехорошего, и более того – опасного. Необходимо преодолеть сложившееся одномыслие. Вы знаете, если жестко ограничить людей, запугать, это приводит к беде…
Я иногда вот слушаю встречи с губернаторами, с министрами, вот недавнее заседание показало: каждый министр три раза похвалил президента. Ну можете представить, что я, директор института, соберу своих подчиненных и они меня будут хвалить. Это неприлично, это называется подхалимаж, это надо преодолеть.
Необходимо усилить оппозицию. Вообще недопустимо преследование оппозиции… Оппозиция – тоже государственный орган, она должна быть.
Сейчас очень важно поднять роль левых сил. Мое мнение: представители КПРФ должны войти в правительство, самые толковые. Вот у нас в президиуме несколько человек, которые могли бы это сделать. Я думаю, что если мы это все осознаем, то пессимистические настроения, которые охватывают все больше и больше наш народ, мы преодолеем.
Роберт НИГМАТУЛИН, академик