В мире более полутора сотни центральных банков. Мир центробанков достаточно иерархичен, его можно представить в виде пирамиды. На вершине находится Федеральная резервная система США, поскольку эмитируемый американским Центробанком доллар является основной мировой валютой. Чуть ниже размещаются ЕЦБ, Банк Англии, Банк Японии, Народный банк Китая, которые создают валюты, которые также являются мировыми (или резервными), но их позиции более скромные.
Опускаю описание средней части пирамиды. Большая часть центробанков находится в самом основании пирамиды. Они эмитируют денежные единицы, которые используются почти исключительно внутри соответствующих стран и юрисдикций, причем их выпуски привязаны к мировым валютам, которые аккумулируются в резервах таких центробанков. Эти ЦБ правильнее называть «валютными управлениями» (они жестко привязывают курс своей денежной единицы к какой-то мировой, или «якорной» валюте, чаще всего к доллару США). Страны с подобными центробанками не имеют своего валютного суверенитета. Кроме того, в основании пирамиды находятся институты, которые по недоразумению называются центральными банками. По недоразумению потому, что они вообще не эмитируют деньги; на территории таких стран и юрисдикций обращаются валюты других стран (доллары, евро, британские фунты и др.). Такие институты де-факто являются филиалами тех центробанков, валюты которых обращаются на территории данной страны.
Описание пирамиды ЦБ необходимо, но недостаточно для составления полной мировой панорамы центробанков. Очень важно понять, как взаимодействуют между собой отдельные ЦБ. А они взаимодействуют – как по горизонтали, так и по вертикали. Такое взаимодействие может осуществляться как на двусторонней основе, так и на многосторонней. Примером двустороннего взаимодействия может служить, например, соглашение между двумя центробанками по валютным свопам. Таких соглашений в мире ЦБ очень много. Речь идет об обмене валютами между центробанками, что бывает необходимо для поддержания валютных курсов соответствующих денежных единиц. Взаимодействие иногда может иметь негативный характер. Когда, например, центробанки конкурируют за свое влияние в тех или иных странах.
Но я сейчас хотел бы остановиться на многостороннем взаимодействии центробанков мира. Главной площадкой такого взаимодействия является специальная организация, которая называется «Банк международных расчетов». Нередко эту организацию называют «международным клубом центральных банков». Или даже «Центробанком Центробанков». Поговорим об этом клубе подробнее.
В справочниках и учебниках по экономике БМР относят к группе международных финансовых организаций наряду с Международным валютным фондом и Всемирным банком. Но о БМР мы знаем намного меньше, чем о МВФ и ВБ. БМР организация гораздо более закрытая. БМР был создан в 1930 году. Штаб-квартира – Базель, Швейцария.
Учредителями БМР был ряд центробанков (Бельгии, Великобритании, Германии, Италии, Франции, Японии) и частных банков нескольких стран (среди них – ряд американских банков Уолл-стрит). БМР по своему статусу был гибридной организацией. С одной стороны, функционировал как коммерческий банк со своим акционерным капиталом (в котором имели свои доли как центробанки, так и частные банки). С другой стороны, был международной организацией со своими привилегиями (примерно такими же, которые имела тогдашняя Лига Наций).
Изначально банк был предназначен для того, чтобы осуществлять перечисление репараций Германии странам-победительницам Первой мировой войны (прежде всего Англии и Франции). Однако с приходом в 1933 году к власти в Германии Адольфа Гитлера и началом милитаризации немецкой экономики поток денег через БМР пошел в обратную сторону. Третий рейх отказался от дальнейших выплат репараций, а США, Англия и некоторые другие страны Запада через БМР стали переводить деньги в Германию (в виде кредитов и инвестиций) для восстановления и укрепления ее военной экономики. Во время Второй мировой войны БМР активно сотрудничал с фашистской Германией.
В конце войны (на международной валютно-финансовой конференции в Бреттон-Вудсе в 1944 г.) страны антигитлеровской коалиции приняли решение о ликвидации банка, но решение не было исполнено.
До конца 1950-х годов БМР работал преимущественно на европейском направлении. В частности, был банком, который обслуживал в 1950-е годы Европейскую платежную систему (ЕПС).
Состав БМР стал быстро расширяться с конца прошлого столетия. В 1995 году в БМР было 33 центральных банков-участников. В 2013 году их число выросло до 60. Как отмечалось на сайте БМР, эти центробанки представляли страны, на которые приходилось примерно 95% мирового ВВП. За пределами этого клуба, как отмечали эксперты, не осталось ни одного мало-мальски значимого центробанка. На сегодняшний день членами БМР являются центральные банки 63 юрисдикций: 34 – в Европе, 16 – в Азии, 5 – в Южной Америке, 3 – в Северной Америке, 3 – в Африке и 2 – в Океании. Соединенные Штаты Америки представлены двумя членами: Федеральной резервной системой США и Федеральным резервным банком Нью-Йорка. Центральный банк России стал членом БРМ в 1996 году, но его сотрудничество с БМР было приостановлено с начала марта 2022 года.
Хотя у БМР имеется сайт, но из него многое не узнаешь. Например, практически никогда на нем не представляются планы заседаний и мероприятий на предстоящий год, почти нет отчетов о важнейших заседаниях. Не публикуется информация о долях членов клуба в капитале и в голосах.
Кое-какой свет на деятельность «десятки» внутри БМР проливают работы нескольких зарубежных авторов, посвященные клубу центробанков в Базеле. Среди них:
«Управление миром денег» Эдварда Эпштейна.
«Башня Базеля: секретные планы выпуска глобальной валюты» Эллен Браун.
«Базельская башня: туманная история тайного банка, который правит миром» Адама Лебора.
Наиболее исчерпывающей мне представляется работа последнего автора, британского журналиста; эта книга была опубликована впервые в 2013 году. Перечисленные выше (и другие) авторы и эксперты помогают расшифровать и конкретизировать некоторые эзотерические формулировки, которые размещаются на сайте БМР.
БМР организует большое количество встреч с участием руководителей и чиновников высокого уровня центробанков и финансовых регуляторов стран-членов. Так, согласно годовому докладу БМР за 2017/18 гг., за отчетный (годовой) период было проведено 278 встреч, участниками которых были 9514 человек. В том числе в центральном офисе БМР в Базеле было проведено 187 встреч (6213 участников).
Но во всем этом многообразии встреч наиболее важными являются всего несколько. На сайте БМР называются три вида регулярных встреч, которые проводятся в Банке международных расчетов каждые два месяца (всего шесть встреч в году) с участием руководителей центробанков-членов БМР:
- Совещание по вопросам глобальной экономики;
- Заседание Экономического консультативного комитета;
- Общая встреча управляющих всех центробанков.
Все эти встречи (которые принято называть «Базельскими встречами») синхронизируются во времени, проходят одна за другой в течение двух-трех дней. Как можно понять из работ упомянутых выше экспертов, постоянными участниками указанных встреч являются представители стран, входящих в так называемую «Группу десяти». Сегодня в этой группе уже 11 стран (а название остается прежним): Бельгия, Канада, Франция, Италия, Япония, Нидерланды, Великобритания, США, Швеция, Германия и Швейцария (она вошла в группу позднее, став одиннадцатым ее членом). Встречи могут проходить в несколько более широком составе, иногда в них участвуют до двух десятков центробанков.
Цикл двухмесячных встреч в Базеле начинается с заседания Экономического консультативного комитета (ЭКК), далее следуют Совещание по вопросам глобальной экономики, а завершающей фазой является Общее собрание руководителей центробанков. Вот как описывает Адам Лебор проведение встречи Экономического консультативного комитета, который он называет «самым эксклюзивным клубом мира»: «Самый эксклюзивный клуб мира насчитывает 18 участников. Они собираются каждый месяц воскресными вечерами в 7 часов в конференц-зале Е в круглом башенном здании, чьи тонированные окна выходят на центральный железнодорожный вокзал Базеля. Их дискуссия длится в течение одного часа, возможно, полутора часов. Некоторые из присутствующих приводят с собой коллегу, но референты редко выступают во время этого самого конфиденциального из конклавов. Мало кого, если вообще кого-то из тех, кто наслаждается отменной кухней и превосходными винами – некоторыми из лучших, какие может предложить Швейцария – узнал бы в лицо кто-то из прохожих, но они входят в число самых влиятельных людей мира. Эти мужчины – а почти все из них являются мужчинами – руководители центральных банков. Им приходится приезжать в Базель на заседание Экономического консультативного комитета Банка международных расчетов (БМР), который является банком центральных банков».
Персональный состав участников встреч и членов ЭКК не разглашается. В своей книге Адам Лебор называет состав Экономического консультативного комитета по состоянию на 2013 год: Бен Бернанке, председатель Федеральной резервной системы США; сэр Мервин Кинг, управляющий Банка Англии; Марио Драги из Европейского центрального банка; Чжоу Сяочуань из Народного банка Китая; а также управляющие центральных банков Германии, Франции, Италии, Швеции, Канады, Индии и Бразилии. К ним присоединился Хайме Каруана, бывший управляющий Банка Испании, на тот момент времени генеральный директор БМР. На тот момент главой ЭКК был Мервин Кинг.
Согласно сведениям Адама Лебора, все члены ЭКК на тот момент времени входили в состав совета директоров БМР, который состоял из 21 человека. Кроме 18 упомянутых членов ЭКК в совет входили еще три человека, в том числе Йенс Вайдман. Он возглавлял совет директоров БМР, а также являлся председателем Общих встреч управляющих центробанков. Основное мест работы Вайдмана – Бундесбанк (Немецкий федеральный банк), где он занимал пост президента; по совместительству был членом правления Европейского центрального банка.
Но самый главный вопрос: чем занимается БМР? В большинстве справочников и учебников по экономике звучат примерно одни и те же формулировки: «содействие сотрудничеству между центральными банками», «облегчение международных финансовых расчетов», «проведение исследований» (по экономической и денежно-кредитной тематике) и т.п. Есть у банка, имеющего признаки бизнес-структуры, и более приземленные функции: он оказывает широкий спектр финансовых услуг центральным банкам стран-членов (предоставляет кредиты, принимает депозиты, выступает в качестве посредника или гаранта). БМР – весьма значимый участник на рынке золота. Он обладает собственным золотым запасом в 102 т (по состоянию на конец октября 2023 г.). Основной вид операций с драгоценным металлом – золотые свопы. Кроме того, на хранении у БМР находится золото в объеме около 575 т (к сожалению, на сайте БМР нет информации о том, кто разместил золото на хранение).
При Банке международных расчетов в 1974 году был создан Базельский комитет по банковскому надзору, который разрабатывает директивы и рекомендации, направленные на совершенствование банковского регулирования, и ведет работу по унификации требований к финансовому регулированию в разных странах. Также под эгидой БМР действуют Комиссия по платежным системам, Комитет по глобальной финансовой стабильности, Группа по борьбе с подделкой денежных знаков и ряд других структур и т.д.
В нынешнем столетии из уставного капитала БМР окончательно были выведены все частные банки, остались только центробанки. БМР не раскрывает долей отдельных ЦБ в голосах и капитале. Однако экспертами восстановлена примерная картина.
На начало прошлого десятилетия (данные экспертов) раскладка по долям в капитале 56 членов БМР (таково было их число на тот момент) выделялась группа из пяти ЦБ. Под номером один шел Банк Италии, которому принадлежало 9,63% акций БМР. Далее следовала группа из трех центробанков, у которых была одинаковая доля, равная 9,17%: Банк Франции, Национальный банк Бельгии и Немецкий федеральный банк. На пятом месте находился Банк Англии с долей в 8,73%. Эта группа лидеров в совокупности владела 48,87% акций БМР.
Центробанки первой пятерки имели одинаковые доли в голосах, равные 8,73%. На шестом месте находилась Федеральная резервная система США с долей в голосах 7,24%.
Некоторые ЦБ-члены БМР на своих сайтах раскрывают информацию по своим долям. Вот и на сайте ЦБ РФ мы находим такую информацию: доля Банка России в уставном капитале БМР – 0,57%, в голосующем капитале – 0,54%. Скажем прямо: доля гомеопатическая. Даже если провести расчет «средней температуры по больнице», то в среднем на центробанк должно приходиться 1,67% капитала и голосов. Получается, что у одних центробанков – густо, а у других – пусто. У Банка России – пусто. Подробнее по данному вопросу см.: Катасонов В. Банк международных расчетов и Россия.
БМР нередко называют «дирижером центробанков». На упомянутых выше Базельских встречах, как отмечают эксперты, большое внимание уделяется синхронизации денежно-кредитной политики ЦБ в части, касающейся ключевых ставок, денежной массы, купли-продажи ценных бумаг. Замечено, что ведущие ЦБ достаточно слаженно переходят от политики «количественных смягчений» («голубиной» политики) к политике «количественных ужесточений» («ястребиной» политике) и наоборот (хотя отдельные ЦБ могут выбиваться из общего ритма). Еще почти полвека назад мир перешел от золотодолларового стандарта с его фиксированными курсами валют (система Бреттон-Вудса) к бумажно-долларовому стандарту и плавающим валютным курсам (эта система получила название Ямайской). Вместе с тем, БМР стремится максимально снизить волатильность обменных курсов валют за счет синхронизации действий центробанков. Примечательно, что синхронизация поддерживается преимущественно в группе ведущих ЦБ, поэтому колебания курсов валют, эмитируемых такими центробанками, происходят, как правило, в достаточно узком диапазоне. Не случайно все эти валюты относятся к категории «резервных». Что касается «периферийных» центробанков, то эмитируемые ими валюты, как правило, имеют сильно «пляшущие» курсы. В свое время я писал о том, что координация действий ведущих ЦБ наводит на мысль, что такие центробанки действуют как мировой валютный картель.
А Банк международных расчетов является структурой, которая осуществляет управление таким картелем центробанков. По данной теме мною написана книга: «Глобальная финансовая смута. Как картель центробанков взрывает мир» (М.: Книжный мир, 2018).
В.Ю. КАТАСОНОВ, профессор