В республике продолжается расследование бойца штурмовой бригады спецназа «Ахмат» Ахмеда Джабраилова
В Дагестане задержаны двое сотрудников патрульно-постовой службы полиции, их подозревают в избиении до смерти участника специальной военной операции (СВО), бойца штурмовой бригады спецназа «Ахмат» из Махачкалы Ахмеда Джабраилова. От полученных травм 48-летний ветеран СВО скончался. Ранее по подозрению в совершении этого преступления был задержан командир отделения полка ППС управления МВД России по Махачкале. Против него было возбуждено уголовное дело по части 4 статьи 111 УК РФ (Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего) и части 3 статьи 286 (Превышение должностных полномочий с применением насилия, специальных средств и с причинением тяжких последствий) УК РФ.
Напомним, ранее стало известно, что Ахмед Джабраилов страдал от посттравматического синдрома. Как сообщил телеграм-канал Baza, его родные рассказали о том, что «Ахмед потерял друзей на передовой, перенес контузию. Во время боя он вынес раненых на себе, затем вернулся в окоп и три дня не мог оттуда выйти. Всё это время он был один, ничего не ел и после этого сильно заболел. По словам сестры, Ахмед очень боялся попасть в плен и был готов умереть, но не сдаться. В день трагедии он был один. Психическое состояние мужчины ухудшилось: он вышел на улицу, отдавал приказы, разговаривал сам с собой и твердил, что не сдастся в плен. Вероятно, окружающих он принял за противника».
Соседи, ставшие очевидцами происшествия, сразу же позвонили родным и в полицию. К сожалению, силовики приехали быстрее родственников. Они доставили ветерана СВО в районный отдел полиции. В дальнейшем, как сообщали ряд СМИ, была попытка выдать произошедшее в отделе за несчастный случай.
Как сообщили родители Джабраилова дагестанскому изданию «Новое Дело», «сотрудники полиции введя нас таким образом в заблуждение, убедили нас записать видеообращение, в котором согласно представленному им же тексту мы заявили о том, что не имеем претензий к органам МВД Республики Дагестан, так как знали о психологических проблемах сына и не исключали вероятности дополнительных проблем со здоровьем. Несмотря на это, нам показалось странным то, что родственникам не дали омыть тело покойного, как того требуют религиозные обряды в исламе. И на протяжении их проведения вокруг мечети, где находилось тело, было выставлено оцепление из сотрудников полиции». Это обращение было направлено президенту России и руководителям государственных, силовых и следственных органов «в связи с ситуацией по расследованию смерти их сына».
Представитель общественной наблюдательной комиссии (ОНК) республики Шамиль Хадулаев в своем телеграм-канале опубликовал видеозапись из отдела полиции, на которой запечатлены последние минуты жизни Джабраилова. На видеозаписи отчетливо видно, как мужчина сползает на пол, после чего полицейские наваливаются на него. Последние минуты жизни Джабраилова попали на видео: на кадрах видно, что полицейские стояли у мужчины на ногах, прыгали на спине и били его шокером. «Согласно этой видеозаписи, – отмечают в обращении родители погибшего, – наш сын был подвергнут пыткам и избиению прямо в отделе полиции. Также на видеозаписи видно, что он потерял сознание и скончался не приходя в себя прямо в ходе избиения сотрудниками полиции».
Однако ход расследования не устроил родителей погибшего, и его мать повторно записала видеообращение к руководителям страны и госструктур, попросив «возбудить уголовное дело как в отношении сотрудников полиции, непосредственно применявших насилие в отношении Джабраилова, так и в отношении тех, кто не пресек преступные действия и не оказал первую медицинскую помощь. Тех, в отношении кого будет возбуждено уголовное дело, Гасанова просила задержать и ходатайствовать перед судом об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу. При этом оперативно сопровождать уголовное дело и проводить оперативно-розыскные мероприятия она просит представителей ФСБ».
Поначалу те, кто задерживал ветерана СВО, говорили о подозрении на алкогольное или наркотическое опьянение. Но их доводы опроверг Шамиль Хадулаев: «Из заключения судебно-медицинской экспертизы: смерть Джабраилова Ахмеда Исмаиловича наступила в результате механической асфиксии, сдавливанием груди и живота, что подтверждается морфологической картиной и результатом микроскопического исследования. На основании результатов судебно-химического исследования крови, мочи, желчи, печени легкого, головного мозга и почки не обнаружены опиаты, их метаболы и сопутствующие вещества… Также в крови и моче этиловый спирт не обнаружен». Таким образом представитель ОНК передал «привет» тем, кто заявлял, что покойный участник СВО и спецназа «Ахмат» Ахмед Джабраилов был в наркотическом состоянии или пьян. На самом деле в момент задержания, скорее всего, мужчине была необходима помощь медиков или родных, понимавших его состояние, но никак не «силовой захват».
Также в Сети опубликовали момент награждения Ахмеда Джабраилова в зоне СВО, где командир благодарит его за боевую работу, и пожимает бойцу руки. В свою очередь Ахмед говорит командиру, что был счастлив служить под его командованием.
Ветераны боевых действий нередко сталкиваются с серьезными проблемами при возвращении к мирной жизни, порой людям трудно справиться с мучительными воспоминаниями, тревогой, бессонницей и иными проблемами. Ранее специалисты уже обращали внимание на тот факт, что примерно пятая часть бойцов, возвращающихся со СВО, страдают посттравматическим стрессовым расстройством (ПТСР). И оставлять таких людей наедине с собственными проблемами нельзя – они рисковали жизнью, защищая интересы государства, и государство должно позаботиться об их здоровье и адаптации в мирной жизни.
Евгений ФЕДОРИНОВ
На фото: Ахмед Джабраилов в зоне СВО https://t.me/khadulaev