Skip to content
Top Menu
06.12.2025
  • О газете
  • Редакция
  • Блог редакции
  • Подписка
  • Правила поведения на сайте
  • Реклама
  • Старый сайт
  • Старый HTML сайт
Газета "Советская Россия"

Газета "Советская Россия"

Выпускается с июля 1956 года

 Версия сайта для слабовидящих
  • Главная
  • Новости
    • Главные новости
    • В мире
    • В потоке событий
    • Голос народа
    • Культура
    • Социальная хроника
    • Политика
    • Слово партнёрам
  • Номера
    • Все номера
    • 2023
    • 2022
    • 2021
    • 2020
  • Авторы
  • Об издании
    • О газете
    • Редакция
    • Блог редакции
    • Написать в редакцию
  • Подписка
  • Реклама
Main Menu
В мире

Закат эры?

04.09.2024 - 2 комментариев.
1
Поделился

Немецкие автопроизводители сдают позиции на рынке электромобилей, пишет американское издание Bloomberg. Прежде всего, кризис компании Volkswagen связан с потерей России в качестве крупного поставщика энергоресурсов, а также с сильной конкуренцией со стороны Китая. Это мощный удар по крупнейшей экономике Европы, отмечают авторы.

Немецкие и французские автопроизводители сдают позиции на рынке электромобилей: обоим грозит разрушительная волна закрытий заводов.

Компания Volkswagen (далее VW) впервые за свою 87-летнюю историю задумалась о закрытии заводов в Германии. При этом автоконцерн не только нарушает давние традиции, но и рискует рассориться с профсоюзами. Более того, этот шаг отражает глубокие проблемы, охватившие весь европейский автопром.

После многих лет невнимания к избыточным мощностям и падению конкурентоспособности действия немецкого автогиганта наверняка станут тревожным звоночком для всей отрасли. Причины очевидны: Европа пыталась соперничать на равных с китайскими конкурентами и Tesla, но потерпела крах.

«В VW осознают всю серьезность ситуации, – сказал аналитик авторынка из Citigroup Харальд Хендриксе. – Мы живем в сложном геополитическом мире, и Европа не смогла выиграть эту битву».

Продажи автомобилей в Европе до сих пор почти на пятую часть ниже, чем до пандемии, и более чем 30 заводов ведущих производителей (включая VW, Stellantis и Renault) оказались нерентабельными, по данным аналитиков Just Auto. Среди них «флагманский» завод Volkswagen в Вольфсбурге – крупнейший в Европе.

Европа переживает закат эры двигателей внутреннего сгорания. В отличие от США, ее автопромышленность продолжала поддерживать высокозатратные заводы даже после мирового финансового кризиса. Колоссальные инвестиции для поддержания конкуренции на рынке электромобилей, утрата дешевой российской энергии и все более мрачные перспективы в Китае – все это означает, что эра подходит к концу.

Тревожные признаки налицо. Акции Volkswagen близки к минимумам времен «дизельного кризиса» 2015 года (скандал, когда выяснилось, что автоконцерн подделывал результаты тестирования автомобилей на выбросы вредных газов в атмосферу. – Прим. ИноСМИ). В июле группа снизила годовой прогноз после падения продаж в первой половине года. Расходы на новые модели привели к тому, что чистый денежный поток в автомобильной отрасли ушел «в минус» – на фоне положительного показателя в 2,5 миллиарда евро (2,8 миллиарда долларов) годом ранее.

Маржа для «народных» брендов, включая VW, сократилась. Прибыльность группы марок премиум-класса, куда входит Audi, также ухудшилась.

Stellantis – материнская компания Chrysler, созданная в результате слияния в 2021 году итальянского концерна Fiat и французского PSA Peugeot Citroen – сообщила о падении чистой прибыли почти вдвое в первой половине 2024 года. Генеральный директор Карлос Таварес активно пытается сократить расходы, однако он оказался в сложной ситуации на фоне снижения доли рынка и низкого спроса на такие модели, как электрический Fiat 500. Производство в Италии сократилось в первой половине года более чем на треть, причем больше всего пострадали заводы в Мельфи и Мирафьори.

Темпы внедрения электромобилей замедлились, и генеральный директор Renault Лука де Мео (бывший руководитель Fiat и VW) выступил за альянс производителей по всей Европе – наподобие авиастроительного концерна Airbus, созданного для конкуренции с Boeing. Тем не менее, времени для таких стратегических инициатив в обрез.

«Если даже VW задумался над закрытием заводов в Германии, то, учитывая всю сложность предстоящего процесса, это верный признак надвигающегося шторма, – сказал лондонский аналитик акций AIR Capital Пьер-Оливье Эссиг. – Ситуация крайне тревожная».

Глобальный переход на электромобили застопорился, и в Европе эта тенденция проявилась ярче всего. Это произошло после того, как ряд стран, включая Германию и Швецию, сократили или вовсе отменили экономические стимулы. Освободившуюся нишу заняли китайские производители, включая BYD и MG, принадлежащие партнеру VW под названием SAIC Motor. Вялый спрос в этом году пошатнул рынок электромобилей вспять – на этапе, когда ожидался, наоборот, резкий рост.

В результате инвесторы не проявляют особого оптимизма. Капитализация Tesla более втрое превышает VW, Stellantis и Renault вместе взятых. И более чем вдвое, если прибавить к ним BMW и Mercedes-Benz.

Ключевое звено немецкого экономического чуда послевоенных лет, VW десятилетиями расширялся, скупив Skoda в Чехии, Bentley в Великобритании и Lamborghini в Италии – в общей сложности десять марок в пяти европейских странах.

Структурный перекос в сторону расширения обусловлен мощной ролью профсоюзов, акционеров и совета директоров в Нижней Саксонии, на родине VW. Даже на «дизельный скандал» 2015 года концерн ответил решительными инвестициями в электромобили. Но они не окупились.

Компания наметила курс на сокращение в июле, когда люксовый бренд Audi объявил о планах уволить 90 процентов из трех тысяч рабочих на заводе в Брюсселе. О закрытиях в Германии речь до сегодняшнего дня даже не шла, но прозвучавшее в понедельник объявление стало крутым поворотом для генерального директора Оливера Блюме, который одновременно пытается восстановить утраченную долю в Китае, крупнейшем рынке сбыта VW.

«В итоге на карту поставлено само будущее промышленности в стране и есть риск эффекта домино, – объяснила главный представитель рабочего комитета VW Даниэла Кавалло в информационном бюллетене. – Мы не позволим руководству закрыть производство в Германии».

Запланированные сокращения в VW – еще один удар по крупнейшей экономике Европы, которая уже борется со стагнацией и другими проблемами – от миграции, дороговизны энергоносителей и мер жесткой бюджетной экономии до конфликта на Украине.

Состоявшиеся в воскресенье местные выборы в Восточной Германии подчеркнули раздробленность политического ландшафта страны. Крайне правая «Альтернатива для Германии» набрала больше всех голосов в Тюрингии и финишировала второй в Саксонии, где находится главный центр электромобилей VW. При этом пророссийская партия «Альянс Сары Вагенкнехт», основанная лишь в январе, набрала в обеих землях голосов больше, чем любая из партий правящей коалиции канцлера Олафа Шольца.

«Я глубоко встревожен планами VW, – сказал эксперт Социал-Демократической партии Шольца по экономической политике Бернд Вестфаль. – Я понимаю все проблемы автомобильной промышленности, но закрытие заводов и сокращение рабочих мест никак нельзя назвать убедительной стратегией».

Наметившиеся тенденции ставят под угрозу экономическую основу общин по всей Европе и грозят лишить средств к существованию десятки тысяч рабочих. Один из них Маурицио Сабатино, который впервые прошел через проходную брюссельского завода целых сорок лет назад.

В 19 лет бельгиец с итальянскими корнями начал работать в покрасочном цехе, когда с конвейера сошел легендарный VW Golf. Угроза закрытия для него встает не впервой, однако в 2018 году казалось, что эти страхи развеялись окончательно. Тогда завод оказался в авангарде электромобилестроения и начал производство Audi Q8 e-tron, первой полностью электрической модели бренда, которую прозвали «убийцей» Tesla. Но все пошло не по плану.

«Мы были ковбоями и пионерами электромобилей в Европе, – сказал Сабатино за чашкой кофе близ заводской проходной. – Но это обернулось катастрофой».

С самого основания в 1949 году завод в Брюсселе развивался нога в ногу с тем, как континент восставал из послевоенных руин и двигался к массовому благоденствию. Завод начинался со сборки американских «Студебекеров», а затем в 1950 годах переключился на малолитражки VW «Жук». Перейдя в 1970 году под крыло немецкого автогиганта, он собирал Golf, седаны Passat и, в итоге, элитные автомобили под маркой Audi.

Завод раскинулся вдоль железнодорожной линии и канала в столичном районе Форе (Ворст). Центр рабочего квартала буквально утыкан дешевыми кафе и точками быстрого питания на каждом углу. Всего в 15 минутах езды расположена штаб-квартира Европейского союза, стремящегося помешать притоку дешевых китайских электромобилей, и в ответ на государственные субсидии пригрозил пошлинами в размере до 37,6 процентов.

Предполагалось, что переход на электромобили откроет новую главу в истории не только завода, но и всей отрасли. Всех рабочих научили обращаться с высоковольтными батареями и устанавливать электродвигатели, а оборудование прошло масштабную модернизацию. Так, одних солнечных панелей установили на площади, равной 15 футбольным полям.

Однако вопреки всем капиталовложениям Q8 e-tron стоимостью 76 тысяч евро провалился: во-первых, из-за дороговизны, во-вторых, программное обеспечение никак не соответствовало рекламному слогану Audi «Превосходство высоких технологий».

Европейские автопроизводители нехотя вступили в гонку электромобилей, недооценив как конкурентов, так и темпы перемен. «Увы, меры VW по сокращению расходов – прямое следствие многочисленных возможностей, упущенных за последние годы», – считает управляющий инвестиционным портфелем Union Investment Мориц Кроненбергер.

Острее всего угроза закрытия стоит на старых предприятиях в Западной Европе, где и заработная плата, и производственные затраты выше. Ликвидация такого масштаба чревата далеко идущими последствиями для местной экономики. На предприятиях заняты тысячи людей напрямую, и кроме того, они поддерживают тысячи рабочих мест косвенно, от поставщиков запчастей и снабженцев до уборщиков и пекарей. Заменить их будет нелегко.

Из-за размеров бедствия закрытие такого завода – не простое решение, а требует затяжных переговоров с местными властями и профсоюзами по поиску альтернатив, а также дорогостоящих мер, чтобы как-то смягчить удар. Так, закрытие завода в Брюсселе может обойтись VW примерно в миллиард евро. А в переговорах участвует сам премьер-министр Бельгии Александр Де Кро.

При этом VW уверяет, что альтернативы радикальным мерам нет. «Экономическая среда ужесточилась, и в Европе утверждаются новые игроки, – заявил Блюме в понедельник. – По удобству ведения бизнеса Германия все больше отстает в конкурентоспособности».

Для рабочих вроде Сабатино ситуация стремительно переменилась. Что характерно, этим же летом у завода в Брюсселе вывесили растяжку с текстом «Добро пожаловать на завод будущего». Горькая ирония не ускользнула от 59-летнего Сабатино, который стал одним из главных переговорщиков в надежде сохранить как можно больше рабочих мест.

«Все говорят, что не надо вешать нос, – сказал он. – Но это попросту невозможно, когда с тобой так обращаются. Я больше никому и ничему не верю».

 Элизабет БЕРМАНН,

Джон АЙНГЕР,

Моника РЕЙМУНТ (США)

Другие материалы номера

  • Французы смеются: «Этот МУС – какая-то шутка»?
  • Удары по ВСУ усиливаются
  • Требуется навести порядок
  • Страшился плена, сломали «силовики»
  • Социальная хроника
  • Слушайте, товарищи
  • Ситуация под контролем
  • С самураями — по-советски: долг платежом красен
  • Люба Шевцова
  • Легендарная личность
  • Красные в городе
  • Единый управленческий контур
  • Демилитаризация Японии — конец Второй мировой
  • Губернатор Ульяновской области А.Ю. Русских провел рабочую встречу в Минобороны РФ
  • Возвращение в социализм и проблемы марксизма
  • Базельские встречи центробанкистов
  • «Отсюда душа народная…»

Похожие новости

Неожиданный след в убийстве укрофашистов

05.12.202505.12.2025

Два предложения ЕС

03.12.202503.12.2025

Кроме сомнений?

01.12.202501.12.2025

Навигация по записям

Предыдущая новость Французы смеются: «Этот МУС – какая-то шутка»?
Следующая новость Социальная хроника

Свежий номер

  • 136 (15692), 6 декабря 2025 г.

    136 (15692), 6 декабря 2025 г.

    06.12.2025

Календарь публикаций

Сентябрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30  
« Авг   Окт »

Архив номеров

Сентябрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30  
« Авг   Окт »

Опрос

Подорожание чего Вы сильнее всего ощутили в последнее время?

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Мы в соц.сетях




Блог редакции

  • Как стать участником форума (комментатором) на сайте. Подробная инструкция
  • Требуется ваша помощь!
  • Обновляем сайт
  • Готовимся к переезду

Свежие комментарии

  • Prokoview к записи Кодекс чести и благополучия
  • indago2020 к записи Право на «наличную свободу»
  • Victorovich к записи Неожиданный след в убийстве укрофашистов
  • yurij к записи Пойманы кибермошенники
  • Victorovich к записи Пойманы кибермошенники

Слово партнёрам

  • Маркизы для дачи: особенности выбора и эксплуатации

  • Методы улучшения качества воды и их необходимость

  • Авторские букеты с доставкой: идеальный подарок для любого повода

  • Вступление в Реестр НРС: пошаговое руководство

  • Когда может потребоваться анализ воды в лаборатории

Праздники

Декабрь 2025

Суббота, 6 декабря

Весь день
День образования подразделений по контролю за оборотом наркотиков системы МВД России

6 декабря отмечают день рождения своей службы сотрудники подразделений по контролю за оборотом наркотиков системы Министерства внутренних дел Российской Федерации.Для людей, выполняющих эту важнейшую для общества задачу, связанную с обеспеч

https://www.calend.ru/holidays/0/0/3488/
Повторяется ежегодно

Об издании

Газета «Советская Россия»

Свидетельство о регистрации СМИ №01218 от 29.06.1992

Главный редактор: В. Чикин

Разработка

Сайт создан в Site Works

ВОЗРАСТНОЕ ОГРАНИЧЕНИЕ

21+

Меню

  • О газете
  • Редакция
  • Блог редакции
  • Подписка
  • Правила поведения на сайте
  • Реклама
  • Старый сайт
  • Старый HTML сайт
Авторсие права: © 2025 Газета "Советская Россия".
Работает на Wordpress
Главная
Вход
Вход
Регистрация
Регистрация
Авторизация
Регистрация
*
*
Войти, используя социальный аккаунт
Вход Потеряли пароль ?
Авторизация
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Войти, используя социальный аккаунт
Зарегистрироваться
Авторизация Регистрация
Генерация пароля
Получить новый пароль