Особое мнение
члена Московской городской избирательной комиссии с правом решающего голоса ГЕРАЩЕНКО Н.Б.
к решению Московской городской избирательной комиссии
об установлении общих результатов выборов депутатов Московской городской Думы восьмого созыва 8 сентября 2024 г.
На основании п. 17 ст. 28 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», п. 16 ст. 21 Закона г. Москвы от 06.07.2005 № 38 «Избирательный кодекс города Москвы», п. 3 ст. 9 Закона г. Москвы от 23.04.2003 № 23 «О Московской городской избирательной комиссии» члены комиссии с правом решающего голоса, несогласные с решением комиссии, вправе изложить в письменной форме особое мнение, отражаемое в протоколе комиссии и прилагаемое к ее решению, в связи с которым это мнение изложено.
Мое несогласие с решением обусловлено тем, что оно основано на результатах волеизъявления избирателей, полученных с нарушением принципа всеобщего и равного избирательного права, гарантированного Конституцией Российской Федерации и закрепленного в п. 1 ст. 3 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Всеобщность избирательного права и равенство избирателей в процессе его реализации на выборах депутатов Московской городской Думы восьмого созыва были существенно ограничены Порядком дистанционного электронного голосования и особенностями голосования в городе Москве при проведении электронного голосования на выборах в единый день голосования 8 сентября 2024 года (утв. Решением Московской городской избирательной комиссии от 04.07.2024 № 98/3 года).
Так, избиратели фактически были ограничены в праве голосовать привычным им способом, а именно с использованием бюллетеней, изготовленных на бумажном носителе. Для реализации этого неотъемлемого права гражданину было необходимо заблаговременно подать заявление об отказе от участия в электронном голосовании и дистанционном электронном голосовании. При этом процедура подачи указанного заявления налагала на избирателей дополнительные, не предусмотренные избирательным законодательством, обязанности, касающиеся сроков, формы, способов подачи заявления и т.п.
Неизбежным последствием установления подобных ограничений послужили факты отказа от участия либо невозможности участия в выборах ряда потенциальных избирателей, а равно создание дополнительной нагрузки на избирательные комиссии, связанной с необходимостью рассмотрения жалоб граждан на отказ в выдаче бумажных бюллетеней. Кроме того, исключение из избирательного процесса основного способа голосования, а именно голосования с использованием бюллетеней, изготовленных на бумажном носителе, противоречит избирательному законодательству, в частности буквальному содержанию п. 15 ст. 64 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Следует обратить внимание и на случаи злоупотреблений со стороны отдельных участковых избирательных комиссий, выразившихся в необоснованных отказах в выдаче бумажных бюллетеней избирателям, имевших уважительные причины, не позволившие подать заявление об отказе от участия в дистанционном электронном голосовании в срок до 02.09.2024 г. Несмотря на то, что для таких избирателей Порядком дистанционного электронного голосования и особенностями голосования в городе Москве при проведении электронного голосования на выборах в единый день голосования 8 сентября 2024 года была предусмотрена возможность голосования бюллетенем, изготовленном на бумажном носителе, избирательные комиссии игнорировали указанные положения, требуя от избирателей предъявления не предусмотренных законом подтверждающих документов. В этой связи в действиях ряда комиссий также имелись признаки прямого воздействия на граждан с целью принудить к неучастию в выборах, воспрепятствования свободному волеизъявлению посредством неправомерного отказа в реализации права голосовать предпочтительным для избирателя способом, что противоречит ст. 32 Конституции Российской Федерации, ст.ст. 3,4 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2002 № 67-ФЗ.
Также необходимо сделать акцент на недостаточной информированности избирателей о своих правах и обязанностях, регламентированных Порядком дистанционного электронного голосования и особенностями голосования в городе Москве при проведении электронного голосования на выборах в единый день голосования 8 сентября 2024 года. Так, многие граждане узнавали о необходимости предварительной подачи заявления и, как следствие, невозможности получения бюллетеня, изготовленного на бумажном носителе, только по прибытии на избирательный участок.
Таким образом, задача информирования избирателей о сроках и порядке совершения избирательных действий, возложенная ст. 45 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», в том числе на органы государственной власти и избирательные комиссии, была не в полной мере реализована.
При этом в ходе избирательной кампании по выборам депутатов Московской городской Думы восьмого созыва проводилась акция «#ВыбираемВместе2024 – Москва», заключающаяся в проведении розыгрыша и выдаче гарантированных призов участникам дистанционного электронного голосования и электронного голосования. Несмотря на спорную правовую природу данной акции, вызывающую сомнения в ее соответствии п. 2 ст. 56 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», на ее продвижение были затрачены более существенные ресурсы, нежели на информирование избирателей об особенностях голосования с использованием бюллетеней, изготовленных на бумажном носителе, на выборах 8 сентября 2024 года, о чем свидетельствует сравнение уровня осведомленности избирателей.
Помимо этого, вызывают беспокойство факты административного и политического давления, оказанные на оппозиционных кандидатов. Помимо, к сожалению, ставших уже традиционными способов борьбы с неугодными кандидатами путем повреждения, уничтожения, а в ряде случаев и хищения агитационных печатных материалов с мест их законного размещения, привлечения к агитации сотрудников подведомственных бюджетных учреждений, воспрепятствования организации и проведению агитационных мероприятий, на выборах депутатов Московской городской Думы восьмого созыва активно использовались механизмы принципиального лишения кандидатов от КПРФ возможности принимать участие в избирательной кампании. Так, по разным основаниям не смогли представлять интересы избирателей и участвовать в выборах кандидаты П.М. Тарасов, Д.М. Сараев и И.В. Суханов в результате аннулирования их регистрации, в связи с действиями органов исполнительной власти отказались от выдвижения своей кандидатуры на выборах ряд других потенциальных кандидатов.
Результаты применения дистанционного электронного голосования и электронного голосования в городе Москве также нельзя считать удовлетворительными по причине неразрешенности задач технического и правового характера, среди которых особое значение имеют проблемы отстраненности членов избирательных комиссий от процесса голосования и подсчета голосов, подконтрольность системы ДЭГ операторам – органам исполнительной власти города Москвы, непрозрачность процессов, происходящих внутри системы, для участников избирательного процесса.
Анализ данных о нарушениях в ходе голосования свидетельствует о том, что результатам ДЭГ доверять нельзя. Избиратели столкнулись с техническими сбоями, которые наглядно демонстрируют наличие критических проблем в работе системы. Так, зафиксировано несколько случаев дистанционного голосования без ведома избирателей, когда граждане, явившись на избирательный участок, узнавали о том, что якобы уже проголосовали посредством ДЭГ. Помимо этого, в дни голосования избиратели столкнулись с проблемами доступа к порталу дистанционного электронного голосования, а именно «бесконечной» загрузкой страниц сайта при авторизации и переходе к процедуре голосования, в результате чего ряд пользователей не смогли проголосовать.
Вышеизложенное свидетельствуют не только о необходимости сохранения и обеспечения доступности традиционной формы голосования с использованием бюллетеней, изготовленных на бумажном носителе, но и полного отказа от использования ДЭГ до момента, пока данная форма голосования не будет в полной мере соответствовать высоким стандартам избирательной системы, основополагающим конституционным принципам и нормам законодательства о выборах.
Прилагаю к Решению Московской городской избирательной комиссии настоящее Особое мнение, а также прошу опубликовать Особое мнение вместе с Решением.
Н.Б. ГЕРАЩЕНКО,
член Московской городской избирательной комиссии
с правом решающего голоса