Концентрация опасных веществ в воздухе самарского микрорайона Волгарь грозит жителям летальным исходом
В Самаре стационарный пост измерения загрязнения воздуха зафиксировал в жилом микрорайоне Волгарь превышение предельной допустимой концентрации (ПДК) сероводорода на 10 075 процентов. То есть содержание сероводорода в воздухе было превышено в сто раз. Эти данные пост зафиксировал с 6:40 до 7:00 утра. То есть во время, когда все жители просыпаются и выходят из дома. Как отреагировали госслужбы на такое превышение?
Реакция не может не удивлять – уже при замерах воздуха с 8:20 до 8:40 в отчете, опубликованном на сайте Приволжского управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, примесь «сероводород» из отчетов просто …исчезла. В комментариях к данным замера воздуха это объясняется поломкой оборудования: «В связи с выходом из строя оборудования временно (до окончания работ) измерения концентрации сероводорода проводиться не будут».
Хочется спросить: а как быть жителям, которые ощущают этот запах и безо всяких замеров? И указанный ранним утром момент наивысшей его концентрации, по их мнению, вполне соответствует действительности.
Согласно справочникам, сероводород – это «высокотоксичный, бесцветный, горючий, взрывоопасный, ядовитый газ нервнопаралитического действия, тяжелее воздуха, при низких концентрациях имеет запах тухлых яиц, при более высоких концентрациях запах отсутствует, поскольку сероводород быстро убивает чувство обоняния, вызывая паралич обонятельного нерва, и парализует дыхательную систему». Признаками отравления при малых концентрациях является слезотечение, светобоязнь, дискомфорт и ощущение комка в горле. При более высоких концентрациях появляется кашель, стесненное дыхание, слабость, головокружение, рвота, оглушенное состояние. При концентрациях выше 1000 мг/м3 в результате паралича дыхательных органов и сердца мгновенно наступает смерть.
Для понимания, «малоконцентрированное» состояние – это то, с чем почти 25-тысячный район Волгарь живет практически постоянно – запах в той или иной мере присутствует все восемь последних лет. Но превышение ПДК в сто раз было зафиксировано впервые. Обратимся к данным МЧС Оренбургской области, размещенным у них на сайте: «ПДК сероводорода (H2S) в воздухе населенных мест – 0,008 мг/м3 (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 22 декабря 2017 г. №165 «Об утверждении гигиенических нормативов ГН 2.1.6.3492-17 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе городских и сельских поселений»)».
При этом, как сообщают спасатели, ощутимый запах сероводорода отмечается при концентрации сероводорода 1,4–2,3 мг/м3, значительный запах – при 4 мг/м3, тяжелый запах – при 7–11 мг/м3. Путем несложных математических вычислений подсчитаем, что превышение ПДК, зафиксированное оборудованием в Волгаре, составило более 800 мг/м3. Еще двести миллиграммов – и концентрация сероводорода станет смертельной…
Вернемся к рекомендациям МЧС: «При обнаружении сероводорода в атмосфере всем гражданам, оказавшимся на улице, укрыться в зданиях, нельзя укрываться в подвалах и полуподвалах. Сероводород значительно тяжелее воздуха и имеет свойство накопления в понижениях рельефа: оврагах, балках, руслах рек, а в населенных пунктах – в подвалах, полуподвалах, погребах». «Если даже же вы находитесь «вне населенных пунктов» и почувствовали неприятный специфический запах «тухлых яиц» или просто запах газа, определите направление ветра. Далее двигайтесь перпендикулярно (поперек) направлению ветра. Эти действия позволят вам максимально быстро покинуть зону загазованности и избежать токсического отравления».
Инструкции по выживанию замечательные. Вот только их составители едва ли могли предположить, что российским гражданам придется иметь дело с таким отравлением в их собственных жилищах, школах, детсадах, магазинах и т.д. Еще раз: восемь лет десятки тысяч жителей Волгаря живут с этим запахом. Вы можете себе представить последствия такого многолетнего отравления? Когда газ с замечательными «свойствами накопления» гуляет по детским площадкам, магазинам, подвалам?
«Впервые я почувствовала ядовитые выбросы в 2017 году, – рассказывает жительница Волгаря Ирина. – В эту квартиру я переехала в 2015 году, и два года не ощущалось никаких запахов. Все это время выбросов не было. С 2017 года начались эти выбросы, особенно ситуация ухудшается в августе и сентябре. За это время так и не был выявлен виновник этих выбросов. При этом мэрия Самары продолжает давать разрешения на застройку нашей территории и вводит в эксплуатацию новые жилые дома. Продолжают строить в этой зоне школы, детские сады, поликлинику».
Другие жители микрорайона подтверждают: до 2017 года этого запаха в их домах не было, он появился позже. Уже этот факт должен был помочь властям найти источник – значит, на каком-то предприятии изменили технологию, или построили новое. Но увы, поиски так и не увенчались успехом. Источник, который в прямом смысле травит десятки тысяч жителей, так и не найден. При этом он продолжает отравлять жизнь людям.
«После переезда в Куйбышевский район, в Волгарь, – рассказывает жительница микрорайона Марина, – у меня появился аллергический ринит. К сожалению, даже в летний зной мы с семьей вынуждены спать с закрытыми окнами. Боимся, что не успеем проснуться и не отреагируем на уведомления о новых выбросах, которые происходят практически каждую ночь. Нам проще спать в духоте и не открывать окна вообще, чем рассчитывать на повезет – не повезет».
«У меня есть ребенок 9 месяцев, – рассказывает ее соседка Юлия. – Из-за такого большого и такого частого количества выбросов в нашем микрорайоне я испытываю одышку, соответственно, повышенное потребление бронхорасширяющих и спазмолитиков. Мой ребенок и муж страдают от отсутствия свежего воздуха в квартире, поскольку окна всегда закрыты, кондиционеры не помогают. Соответственно, испытываем частые головные боли, ребенок плохо спит, потому что не доступа свежего воздуха. Почему в такие моменты не объявляется режим чрезвычайной ситуации, непонятно».
Я не буду приводить в материале все комментарии местных жителей. Тем более что «Советская Россия» уже писала о ситуации в этом микрорайоне (15.03.2024, «Черное небо Волгаря»). Старики опасаются ложиться спать, боясь, что не проснутся. Дети задыхаются и часто болеют, и родители не без причин считают именно эти выбросы виновником таких ситуаций. Люди, постоянно дышащие этим воздухом, уже не знают, что делать и к кому им обратиться.
«Это новый рекорд – превышение сероводорода в воздухе в сто раз! – отметила активистка микрорайона Волгарь и первый секретарь Куйбышевского РК КПРФ Оксана Романова. Видимо, цифры настолько мощные, что они вывели из строя оборудование по замеру КПД примесей в воздухе. Надо отметить, что это не первые случаи превышения ПДК более чем в 50 раз, и они регулярно происходят в конце августа и в сентябре. Жители Волгаря почти восемь лет борются с проблемой сильного загрязнения воздуха, мы сделали всё возможное и невозможное. Помимо обращений в множество инстанций, активисты уже обращались в суд, проводили одиночные пикеты у здания областного правительства. Однако вместо помощи приходят только однотипные ответы. Вот цитата из ответа от департамента городского хозяйства Самары: «Проводятся единственно возможные в условиях действия моратория (запрета) на проверки профилактические мероприятия (профилактические визиты и предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований в части охраны атмосферного воздуха)». То есть пока мы задыхаемся, пока нас травят, они проводят проверки?»
«За последние две недели получил большое количество обращений по поводу экологической ситуации в микрорайоне Волгарь, – написал в своем телеграм-канале губернатор Самарской области Вячеслав Федорищев. – Жители сообщают о выбросах, неприятном запахе, превышении предельно допустимой концентрации вредных веществ в воздухе. Сегодня обсудили проблему на оперативном заседании правительства Самарской области. Поручил сформировать рабочую группу для проведения проверок и решения данного вопроса. Ее возглавит врио председателя правительства Михаил Смирнов».
Вячеслав Андреевич, это замечательно. Вот только жителям Волгаря, восемь лет живущим с изумительным ароматом сероводорода, уже важно не только найти источник этого запаха, но и уточнить, почему все эти годы власть не смогла ничего сделать с ним. Почему, кроме установки передвижных лабораторий по исследованию воздуха, больше ничего сделано не было? Почему причиненный здоровью жителей Волгаря вред от постоянного наличия сероводорода в воздухе никем не исследовался? Восемь лет! Можно было хотя бы открыть медкабинет для профилактического осмотра жителей, живущих в обстановке едва ли не постоянного режима ЧП!
«Вчера в работе фракции КПРФ в Самарской Губернской думе принял участие первый вице-губернатор, председатель правительства Самарской области Смирнов М.А., – рассказал первый секретарь Самарского обкома КПРФ, глава фракции коммунистов в областном парламенте Алексей Лескин. – При обсуждении наказов избирателей коммунисты обратили внимание областного правительства на вопиющие факты загрязнения воздуха в микрорайоне Волгарь города Самары. Стационарный пост зафиксировал выброс сероводорода в 100 ПДК. Люди просто задыхались. Беда заключается в том, что с сообщениями о неблагоприятных условиях проживания люди обращаются в органы власти несколько лет. Ответы чиновников просто поражают – нет возможности найти источник загрязнения. Я напомнил, что настоящий химик-лаборант может по сопутствующим газам найти источник выбросов. Это как отпечатки пальцев. Новый председатель правительства Самарской области заверил, что разберутся с данным вопросом в кратчайшие сроки и найдут предприятие, нарушающее технологические процессы, которое понесет ответственность за содеянное».
Порядка 25 тысяч жителей Волгаря ждут и надеются, что власть наконец-то сдвинет с мертвой точки эту проблему и они, в прямом смысле, смогут вздохнуть свободно. Эти люди, живущие в режиме ЧП безо всякой эвакуации, устали от губительной атмосферы, которая прочно вошла в их жизнь. Новый, молодежный микрорайон, названный в честь людей, рожденных на берегах Волги, уже много лет терпит и ждет, когда власти вспомнят о людях и вмешаются. Ядовитый бесцветных газ, оставляющий привкус при дыхании, стал для них нормой. И требуют они лишь одного – дать возможность дышать чистым воздухом, вернуть им это право российского гражданина.
Евгений ФЕДОРИНОВ