В среду 4 сентября Юрий Ушаков, помощник президента России Владимира Путина, подтвердил, что Турция подала заявку на полноправное членство в БРИКС. БРИКС рассмотрит запрос до осеннего саммита в Казани, который пройдет с 22 по 24 октября.
По словам турецких чиновников, заявка Анкары поступила после серии неудач на переговорах о вступлении в Евросоюз и «смещения геополитического центра силы в сторону стран с развивающейся рыночной экономикой». Вступление в БРИКС позволит Турции получить дополнительный источник финансирования, увеличить и без того высокий объем торговли с Китаем и Россией, а также снизить зависимость от Соединенных Штатов и Евросоюза, считает Институт Куинси.
Многополярность… и рынки
Хотя Турция утверждает, что намерена сохранить членство в НАТО и выполнять взятые на себя обязательства, и что этот шаг – лишь формальное продолжение ее многополярной стратегии по выходу на новые рынки и обеспечению новых торговых путей, решение может диктоваться не только потенциалом для расширения экономических возможностей. В турецком гамбите с БРИКС также можно услышать отголоски зреющего в Анкаре разочарования затянувшимися переговорами о членстве в ЕС, которые ведутся с 2005 года.
Со своей стороны, официальный представитель внешнеполитической службы ЕС Петер Стано выразил тревогу насчет заявки Турции на вступление в БРИКС, несмотря на ее суверенное право выбирать свои международные альянсы. Но как потенциальный кандидат на членство в ЕС она должна разделять ценности и уважать внешнеполитические предпочтения альянса. Евросоюз, по словам Стано, считает, что кандидаты на вступление должны разделять ценности союза и приводить свою внешнюю политику в соответствие с европейской.
Посол США Джеффри Флэйк, срок полномочий которого в Анкаре подошел к концу, выразил надежду, что Турция не присоединится к БРИКС. Он также отметил, что этот шаг (и ему подобные) не изменит ее отношений с Западом. Вашингтон и Анкара, по его словам, также работают над снижением зависимости Турции от российских энергоносителей.
Запад – союзник на бумаге
По данным турецкой газеты Daily Sabah, интерес Турции к вступлению в БРИКС обусловлен множеством стратегических императивов, соответствующих ее более широким целям, таким как диверсификация экономики, расширение геополитического влияния и сохранение стратегического баланса сил. Анкара стремится укрепить свои позиции на международной арене и обеспечить более разнообразные партнерские отношения в экономической и политической сферах. Эта стратегия может стимулировать экономический рост и привлечь иностранные инвестиции за счет сотрудничества с другими крупными развивающимися экономиками, что, в свою очередь, позволит смягчить экономическую нестабильность, вызванную влиянием Запада.
Более того, членство может удовлетворить региональные и глобальные геополитические устремления Анкары. В этом отношении БРИКС рассматривается как дополнительный международный инструмент, который согласуется с целью Турции по установлению «более стабильного и инклюзивного международного порядка». Вступление в БРИКС способствует достижению этой цели, интегрируя Турцию в альянс, который активно стремится к реформированию глобального управления, особенно в то время, когда легитимность ООН и других глобальных институтов все больше ставится под сомнение. Кроме того, у Турции есть еще одна важная цель – усилить свои позиции и влияние в различных многосторонних организациях.
Внешняя политика под углом 360 градусов
Внешняя политика Турции стала внутренней проблемой и частью «политики самоопределения» после того, как в течение многих лет ею распоряжались военные и дипломаты. Нападки Эрдогана в адрес Запада нашли отклик у религиозных, националистических и «левых» избирателей, как и стремление Турции стать мировой державой, учитывая то, что в последнее десятилетие она добилась больших успехов в Африке и Средней Азии, сообщает The Economist. Ощущение силы дает «новой Турции» возможность игнорировать или реформировать старые союзы, а также создавать новые.
Анкара больше не считает себя «задворками Европы» или частью единой зоны влияния. Она считает себя сильным государством. Анкара ищет новые альянсы помимо НАТО, несмотря на предоставленный ей «зонтик безопасности». Однако Турция, в отличие от других членов НАТО, отказалась занимать чью-либо сторону в конфликте на Украине, ссылаясь на хорошие отношения с Москвой и зависимость от России в целом. Российские туристы ежегодно приносят миллиарды долларов в турецкую казну. Кроме того, Россия остается крупнейшим экспортером газа для Турции (более 40%).
Аммар ДЖАЛЛО (Ливан)