Сулейман Стальский – поэт дружбы, добра и единства народов многонациональной России
Кто нашей дружбе сердцем рад, –
Тот наш соратник, тот наш брат,
Единства сила есть у нас,
Есть гордость – Родина у нас.
Сулейман СТАЛЬСКИЙ,
Народный поэт Дагестана
В 2024 году Дагестан и вся многонациональная Россия отмечает 155-летний юбилей выдающегося дагестанского, российского поэта, Народного поэта Дагестана Сулеймана Стальского. Юбилейные мероприятия проходят в непростых условиях, когда коллективный Запад ведет с Россией открытое вооруженное столкновение с территории Украины. И сам Дагестан, и весь Северокавказский регион в последние десятилетия стали зоной особого внимания, когда недруги делают всё, чтобы сеять вражду между народами, между конфессиями, пытаясь нарушить мир и спокойствие нашего многонационального российского народа. В такое время нам нужны новые условия для укрепления дружбы, единства и сплоченности между нашими российскими народами, чтобы становиться главной укрепляющей силой нашей родины – России.
Дагестан – родина более ста полноправных народов. Многие из них с древних времен жили и живут в дружбе, мире и согласии, никогда не ссорились между собой, никогда не давали себя в обиду врагам. Мы по праву гордимся своими великими сынами, поэтами, писателями, ашугами, оставившими яркий след в культуре Отечества. Нам необходимо использовать духовное богатство наших поэтов-классиков, таких как Сулейман Стальский, Етим Эмин, Омарла Батырай, Махмуд из Кохаб-Росо, Ирчи Казак и другие, которые являются примерами укрепления дружбы и единства между дагестано-российскими народами.
Дружба народов – самое дорогое и великое богатство. Она строилась веками и держится на прочной духовной основе, которая учит жить и трудиться на благо общества, почитать старших, уважать человека независимо от национальной и конфессиональной принадлежности, защищать родную землю.
Сулейман Стальский – выдающийся лезгинский поэт, один из представителей устной дагестанской поэзии, родился 18 мая 1869 года в селении Ашага-Стал Кюринского округа, ныне Сулейман-Стальского района Республики Дагестан, в семье бедняка. Рано осиротев, с 14 лет батрачил. Позже, в поисках заработка, стал отходником – работал на нефтепромыслах, на строительстве железной дороги и моста через реку Сырдарья, чернорабочим в депо, побывав во многих городах: Дербенте, Баку, Гяндже (Кировабад), Самарканде.
С. Стальский был избран делегатом Первого Всесоюзного съезда писателей в Москве. Его поэтическое выступление на съезде в переводе А. Безыменского было опубликовано во многих газетах страны.
Выступая на Первом съезде писателей СССР, великий пролетарский писатель М. Горький сказал: «…На меня, и я знаю, не только на меня, произвел потрясающее впечатление ашуг Сулейман Стальский. Я видел, как этот старец, безграмотный, но мудрый, сидя в президиуме, шептал, создавая свои стихи. Затем Гомер ХХ века изумительно прочел их. Берегите людей, способных создавать такие жемчужины поэзии, какие создает Сулейман».
Первые стихи-песни С. Стальский стал слагать еще в молодости, выступая против несправедливости и носителей социального зла. Началом его творческого пути считается песня «Соловей», сложенная в 1900 г.
Всей жизнью, судьбой, своими корнями, трудом крестьянина и народного поэта он был связан с родной страной и со своим благородным лезгинским народом, где с молоком матери впитываются лучшие традиции: дружба, единство, куначество, побратимство, толерантность.
Его поэма «Думы о Родине» является ярким примером того, как С. Стальский выражал свое чувство любви к Отчизне. Простым и понятным языком он доносит до читателя мысль о том, что Родина – это святыня, которую необходимо беречь и защищать.
Когда Сулейман Стальский говорил о дружбе, оказывается, жестами показывал, как жили дагестанские народы до Октября. Потом он тесно соединял пальцы рук и, как бы пытаясь их разъединить, тряс ими перед слушателями. Да! Вот так дружно живут теперь наши народы, и ничто не в силах их разъединить.
Поэт выражает свою глубокую привязанность к родной земле, говоря, что только на родине он познал радость дружбы, единства и братства с российскими народами: «Впервые радость я познал, / Впервые гордость испытал, / И дружбы драгоценный дар, / Я, наконец, обрел, счастливый».
В стихотворении встречается призыв к единству, дружбе и солидарности. Сулейман часто обращается к читателям словами «товарищи», «друзья», «братья», «кунаки», в которых большая любовь к людям. Только в эпоху великих потрясений появляются такие люди. «Сулейман Стальский был громадным и настоящим поэтом в глубоком и первоначальном значении этого слова, – говорил о нем русский писатель Леонид Леонов. – Всем нам надо много учиться у него искусству строить свою творческую биографию». Вот такая мощь поэзии С. Стальского, что у него предлагали учиться такие гиганты литературы, как Леонид Леонов!
Поразительно, но самые выдающиеся советские поэты были восхищены самобытным творчеством Стальского, так тонко и пронзительно переходившего к обобщениям планетарного масштаба. Сулейман Стальский был верным сыном Дагестана, всей России. Его одинаково волновали социальные и бытовые проблемы людей как малой, так и большой Родины. Он возвысился поэтическим словом от Кюры до всего Кавказа и далее до просторов необъятной многонациональной России. В этом восхождении он не отрывался от своего национального корня, питающего все древо его живительной поэзии.
Вот что пишет великий Борис Пастернак, нобелевский лауреат: «На первом Всесоюзном съезде писателей обращала на себя внимание фигура старика в пастушеской одежде горца. «Это Стальский, Сулейман Стальский, – передавали друг другу, – дагестанский ашуг». Старик вежливо, в величавом безмолвии сидел в аванзале, дожидаясь часа своего выступления.
Программа съезда разрасталась. Ораторам не предвиделось конца, и их речи переносились с утра на вечер, с заседания на заседание. А мы как в лихорадке носились из президиума в почтовое бюро и помещение для машинисток, к мандатному столу или в фойе, куда нас вызывали записками, садились, вставали, совещались, звонком призывали к порядку. А он сидел – как сел в первый день в барашковой шерсти и войлоке, недвижно скромный и учтиво горделивый. Он сидел и смотрел куда-то вдаль перед собой, и только раз, когда к нему подошел Горький, которому он радостно и почтительно шагнул навстречу, в его поле зрения вместе с Горьким вошли колонны, лампочки и публика в зале и вместе с ним вышли, когда Горького отозвали в сторону.
Трибуна, вселявшая такое волнение в нас, его не испугала. Она не изменила его голоса, не нарушила спокойствия, не сломила красивой простоты и стройности его повадки. Ему дали слово. Зал насторожился. Ровно и по-вековечному текла незнакомая медленная речь. Было ясно: зал для него тесен, помост – недостаточно высок. Верстовой простор виделся его взору, верстовая высь подпирала его. Вот что, кроме приветствия, привез он из Дагестана, вот с чем сидел несколько дней среди нас.
Помимо сложенных им творений и сама жизнь народного барда есть памятник письменности, потому что автор сам становится книгой для записей последующих поколений. Так будет, верно, и со Стальским. С той же располагающей естественностью, с какой переступал любой порог, вступал он в обстановку бессмертия и перейдет в легенды, – прямодушный, внушительный, непритязательно вдохновенный».
В начале 30-х годов XX века стихи С. Стальского появляются на страницах республиканской периодической печати на лезгинском, позже на русском и языках народов Дагестана. В 1934 году в Даггизе вышел первый сборник его стихов на родном языке. С. Стальский – участник I Вседагестанского съезда писателей, член Союза писателей СССР с 1934 года. В этом же году С. Стальскому было присвоено звание Народного поэта Дагестана как «старейшему поэту лезгинской бедноты, начавшему плодотворную деятельность четверть века назад и активно помогающему своим творчеством социалистическому строительству», говорилось в постановлении ДагЦИКа.
Во второй половине 30-х годов XX века имя и портреты С. Стальского не сходили со страниц газет и журналов страны. Его стихи переводили и публиковали на языках народов СССР. В Даггизе вышла его книга стихов «Избранное», а в Москве, в Гослитиздате, – книга «Стихи и песни». Его перу принадлежат и поэмы: «Поэма о Серго Орджоникидзе», «Дагестан», «Думы о Родине».
…Многолетняя дружба связывала С. Стальского с народными поэтами Дагестана: Г. Цадасой, А. Магомедовым, А. Гафуровым, а также с известным дагестанским писателем Э. Капиевым, написавшим широко известную книгу новелл «Поэт», прототипом героя которой стал С. Стальский.
В феврале 1936 года ЦИК СССР наградил Народного поэта Дагестана С. Стальского орденом Ленина. В сентябре он был избран председателем правления Союза писателей Дагестана, а в октябре 1937 года выдвинут кандидатом в депутаты Верховного Совета СССР.
Сулейман Стальский ушел из жизни 23 ноября 1937 года. «Мы, писатели и поэты Дагестана, да и всей России, клянемся перед твоей могилой, великий Сулейман, что в нашей жизни и нашем творчестве мы будем твердо идти по проложенному тобой пути. Будем учиться мастерству на твоих песнях и стихах», – говорил Великий Гамзат Цадаса, отец Народного поэта Дагестана, кавалера ордена Святого Андрея Первозванного Расула Гамзатова.
Высокую оценку творчеству С. Стальского дал выдающийся советский писатель, лауреат Нобелевской премии М. Шолохов: «Сулейман Стальский принадлежал к тому разряду истинно народных поэтов, которые были взращены своим народом, но широкое признание получили только при советской власти. Думы родного народа, его радости и горести, подслушанные поэтом, обретали певучую, пленительную в своей непосредственности и свежести форму песен-стихов и, обогащенные талантом певца, снова шли в народную гущу, чтобы жить, не умирая».
В последующие годы в дагестанских, центральных издательствах и издательствах многих союзных и автономных республик выходили и переиздавались книги его стихов. Издавались они и за рубежом.
Именем С. Стальского названы улицы в городах Дагестана, Северного Кавказа и Закавказья, Лезгинский драматический театр в Дербенте, литературно-мемориальный музей в селении Ашага-Стал, нефтегазоносное месторождение в Ногайском районе, океанский теплоход Дальневосточного морского пароходства и буксирный теплоход «Ашуг Сулейман» Каспийского морского пароходства, административный район Дагестанской АССР, улицы, населенные пункты, дома культуры, школы и библиотеки, учреждена литературная республиканская премия и многое другое.
День рождения Сулеймана Стальского, 18 мая, ежегодно отмечается как День поэзии народов многонационального Дагестана. На одном из таких Дней поэзии у бюста С. Стальского на его могиле в Махачкале Народный поэт Дагестана Расул Гамзатов сказал: «Мы гордимся, что у истоков нашей дагестанской поэзии стоит Сулейман Стальский – дагестанский соловей, как величественная душа прекрасного лезгинского народа. Мы шагаем вперед с именами основоположников нашей дагестанской литературы в сердцах, мы всегда будем верны их традициям. Они имеют право на бессмертие».
Сулейман Стальский – народный поэт Дагестана – России и мудрец, чье творчество стало неотъемлемой частью духовного наследия Дагестана – это духовный родник России, это народный талант, это мудрость простого народа.
Сулейман Стальский остался в дагестанской и российской поэзии как истинный народный певец, для которого народ был главным героем творчества, а родной язык – символом бессмертия народа. Сулейман Стальский в своей поэзии показал всему миру Дагестан, Россию, оставив свою вершину рядом с Шалбуздагом – вершину Сулеймана Стальского. «Если все герои – соколы, то поэт должен быть орлом: летай, раскрывай крылья пошире! И сейчас я говорю то же самое всем, кто спрашивает у меня о вдохновении. Летай! Это закон, которым начинается песня…» – в назидание говорил великий дагестанец-россиянин.
Поэзия С. Стальского – это высокий полет дагестанского, лезгинского, российского творческого духа, который был и остается в гуще многонационального народа России. И великим становится поэт, который воспел духовные идеалы своего народа, своей страны. Таким народным поэтом был и остается в веках Сулейман Стальский.
Гасангусейн АБДУЛЖЕЛИЛОВ,
председатель Фонда патриотического воспитания молодежи имени генерал-полковника М.Т. Танкаева (освободитель Освенцима-Аушвица),
помощник председателя Общественной палаты Республики Дагестан,
заслуженный наставник молодежи РД
Письмо М. Горькому
Дорогой товарищ Максим Горький!
Я прошу твоего здоровья и твоей целости. От меня тебе много приветов и лучшие пожелания. Народного поэта Дагестана Сулеймана Стальского просьбу не считай унизительной и не вини его за то, что он не приехал в Москву в связи с недавним несчастьем, постигшим нашу страну. Если бы не эти зимние трудности и холода, если бы не слабость моих сил, я бы непременно был там вместе с вами. Я стар, я слишком зависим от своих немощей, как это известно и тебе. Но горе, постигшее вас, упало и на мои плечи (и на плечи моих односельчан) с такой же силой и, будучи в своем ауле, мы переживаем не меньше вашего в Москве. Я очень горевал, что черный змей, который ужалил тов. Кирова, уползет в нору. Но сейчас старческое сердце мое все же несколько успокоено, ибо змей пойман, он раздавлен нами. Хорошо!
Дорогой друг Максим Горький! Я знаю, конечно, что соболезнование мое запоздало на полтора месяца, но начать иначе свое письмо мне не позволяет совесть, потому что память о несчастье еще слушком свежа.
Я сожалею, что в этом же письме мне приходится обратиться к тебе по одному делу. Дело такое.
Наш Дагестан – молодая республика. В июне 1935 года ей исполняется всего лишь 15 лет, но ты увидишь – она имеет уже окрепшее, сильное тело и ясный взгляд. Эта страна, как и ты, наверное, слышал, состоит из скал и ущелий, из гор и рек. Очень много бед приходилось преодолевать в этих горах партии и героическим партизанам в гражданскую войну. Но не меньше приходится преодолевать ухабов и хаоса и сегодня. Такие же скалы и ущелья, такие же горы и реки приходится теперь переваливать в человеческих сердцах и в человеческом сознании, потому что наши нищие народы только после революции вышли в люди, до этого были забытыми, заброшенными на хуторах, слепыми пасынками.
Я думаю, очень интересно было бы рассказать о том, как получают в наши дни, в нашей стране слепые – зрение, глухие – слух, голые – шубы, забытые – коней, мерзнущие – солнце, старики – молодость. У нас это получается на каждом шагу, и мне обидно, что к этому уже привыкли, этому не удивляются, это забывается.
Поэтому я очень и очень много прошу тебя, дорогой товарищ Максим Горький, прислать к нашему юбилею (июнь 1935 года) четырех хороших, способных, умеющих писателей, пусть они напишут книгу о стране гор, которая становится страной веселых садов, жизнерадостных колхозов и умных, здоровых юношей. У нас много удивительных вещей найдут они, эти посланные тобою люди, и я уверен, книга будет полезной.
Я прошу вашей помощи не потому, что у нас не к кому обратиться. Но писатели и поэты Дагестана, во-первых, еще слишком юны, во-вторых, они пишут на своих родных языках, а книгу нужно написать так, чтобы ее читала вся страна, и, в-третьих, наши писатели тоже уже успели привыкнуть к чудесам, которые творятся вокруг них. Нужен свежий глаз, нужно опытных и авторитетных людей и, я надеюсь, это дело принесет немалую пользу всему Союзу.
Ты меня не вини и не осуждай за это письмо.
Невзирая на то, что я неграмотен (это письмо мною продиктовано соседу), невзирая на то, что я стар, я слаб (ведь и свет очей моих уже начинает меркнуть, и уши становятся непослушными, и ноги нестойкими), но ты вникни в мою просьбу, дорогой товарищ Максим Горький, и если ошибся, прости за беспокойство.
Надеюсь, летом увидимся – только бы здоровье.
Передай мой горячий колхозный привет товарищу Сталину.
Привет его боевым друзьям.
Кланяюсь всей семье твоей, сердцем и мыслями твой друг
Сулейман Стальский
Ответ М. Горького
Уважаемый товарищ Сулейман Стальский!
Я очень виноват перед тобой, виноват в том, что не мог ответить на твое письмо в течение двух месяцев. Это объясняется тем, что очень много спешной работы и я не успеваю вовремя исполнить ее.
Но твое желание – исполнено, в Дагестан, вероятно, уже выехали русские писатели для того, чтобы сделать книгу по истории Дагестана, изобразить картину длительной кровавой борьбы горцев против царского самодержавия, против грабителей, купцов и кулаков Терской области. Эта мужественная борьба Дагестана должна быть написана, но мне кажется, что было бы лучше, если б о ней написали сами горцы. Вероятно, в Дагестане сохранились в памяти старых людей, бывших бойцов, боевые песни, рассказы, легенды – вот что и должно быть основой истории вашего края. Наверное, у вас есть грамотная молодежь, – сделайте так, чтоб она собрала и записала рассказы о прошлом Дагестана, чтоб она нашла документы по истории своей родины и рассказала о ней всем людям Союза Социалистических Республик. Хорошее дело будет.
Крепко жму твою руку, будь здоров!
Да хранит тебя твой народ!
М. Горький
Газета «Дагестанская правда». 28 марта 1935 года