«Не раз мы были пулями отпеты,
Но, исходив все смертные пути,
Мы с семизначной цифрой партбилеты
Сквозь семь смертей сумели пронести».
Так писал поэт-коммунист Сергей Наровчатов, прошедший фронтовыми дорогами Великой Отечественной войны от ее начала и до победного конца.
«И правильность законов диамата
Проверили с гранатами в руках
На улицах Орла и Сталинграда,
На венских и берлинских площадях».
И сегодня правильность этих законов подтверждают наши воины, а среди них немало и коммунистов, ведущих героический бой с укронацистами, поднявшим голову неофашизмом.
А коммунисты отстаивают свою правду не только на полях сражений. Недавно газета сообщила, как коммунисты и комсомольцы Ленинграда борются за сохранение исторического названия площади Труда и многих других улиц, ставших символами советского периода истории, которые нынешние буржуазные правители особенно не любят, продолжая зачищать не только их, но и Мавзолей В.И. Ленина в дни торжеств – зато сохранять в почете паноптикум разрушителю Советской державы Ельцину в Екатеринбурге. И намереваются возвести такой же еще и в столице. И это в дни, когда идет героическое сражение воинов с укронацистами за сохранение нашей русской, советской, цивилизации.
За нее боролись и жертвовали жизнями с гитлеровской ордой варваров и наши советские люди, в авангарде которых были и коммунисты, и комсомольцы – такие, как поэт-фронтовик С. Наровчатов, смолоду ставший комсомольцем, отважно воевавшим в финскую войну и затем уже – как коммунист – в Великую Отечественную.
Сражаясь на войне, наши воины узнавали истинную цену западного образа жизни, при котором уже тогда не было такого решительного и отважного сопротивления гитлеровскому фашизму, какое оказывали мы.
И сегодня это проросло в неофашизм во главе с Вашингтоном, который взял себе на службу страны Европы и укронацистов, наследников Бандеры, бросающих в огонь свой народ во имя алчных, чистоганных интересов Запада, прикрытых обманной фразой о свободе и демократии.
И это уже тогда познавали наши воины. А поэт С. Наровчатов своими стихами словно перенесся в день сегодняшний.
«Чужую старь сличая с нашей новью,
Мы, повидав полдюжины столиц,
Узнали цену каждому присловью
Изрядно обветшавших заграниц», – писал он.
И с этой правдой
«Испытанные партией на деле,
Мы с ней пришли к черте большого дня,
Когда нам приказали снять шинели,
Не оставляя линии огня».
А линией огня была не только готовность к защите Родины от лютых посягательств агрессора, но и созидательный труд в в послевоенном восстановлении и дальнейшем развитии страны с опорой на опыт предшествующих поколений, чьи трудовые усилия и были отражены в названиях улиц и площадей.
А наши поэты и писатели, воспевшие подвиг народа на войне, прославили и доблестный послевоенный труд его.
Среди них и поэт-фронтовик Михаил Луконин, боевой друг С. Наровчатова, награжденный Сталинской премией за свою замечательную поэму, вобравшую в себя и напряженный труд рабочих тракторного завода до войны и после нее. А во время героической битвы он был оплотом, как и Дом отважных командиров Павлова и Родимцева и их воинов в борьбе с фашистами, которые вероломно вломились в нашу страну, чтобы завоевать и опрокинуть всё то, что и строили, и проектировали свободной земли хозяева, перенося огромные трудности. Мечтания их и труд воплощались в домах и корпусах того же Сталинградского завода, – говорит автор.
А на его стенах, поднявшегося после войны из руин, обозначили новую цель: «Пятилетку в четыре года».
«И двинулись трактора на наши поля колхозные, и жизнь расцвела, раскинулись нивы полноколосные…»
«Нет! Слышишь ты, свора жадная! – Счастья не отдадим мы!» – возглашал поэт… «Трудом своим честным, правдою мы, Советы, непобедимы!..»
«Светлая наша традиция Лениным нам оставлена, крещена в огне Царицына, раскрыта в учении Сталина».
«Содружество наше прочное – полки трудового народа. Сила наша рабочая – в бой от ворот завода».
Боевой, доблестный, несгибаемый дух воина-пехотинца, автоматчика, летчика, танкиста, снявших свои шинели для мирного труда, отражен во фронтовых тетрадях-дневниках поэта.
Люди его поколения, закаленные в боях под Москвой и у стен Сталинграда, выполнявшие приказ: «Ни шагу назад!» – научились бороться.
«Солдаты стального отряда» совершили самое главное в жизни – вынесли тяжесть утрат и ранений, тяжесть кровавых дорог, «но светлый наш мир и судьбу поколений на много лет от войны отстояли битвою правой».
«Но если кто-то мир опять подожжет, если это случится, позови нас, Отчизна, мы станем по первому слову!» – восклицает поэт. Что и происходит сегодня по зову Родины, по долгу, чести и совести: встают на борьбу с неофашистами истинные патриоты-добровольцы.
А встают они потому, по словам фронтового поэта С. Наровчатова, что костер преданности и любви к своей Родине «никогда не гас в сердцах простых людей». И его «не погасить, не разметать штыками патрулей. С полос подкупленных газет, с парламентских скамей».
Поэт клеймит обывателей, озабоченных только личным покоем и уютом, как бы взывая к их совести – каких и сегодня, увы! – немало:
«Но я спрошу тебя в упор:
Как можешь ты молчать,
Как можешь верить в тишь, да гладь,
Да божью благодать,
Когда грозятся наш костер
Снести и растоптать?»
А растоптать его, то есть нашу Родину, не позволят люди высокого духа, цельного и сильного характера. И не только на войне. Им и посвящается поэзия фронтовиков С. Наровчатова, М. Луконина, Д. Смирнова, С. Орлова, А. Твардовского, К. Симонова и многих еще.
Тема войны в их творчестве сменяет новая – труд, созидание во имя процветания Родины.
«Я счастье черпал каской из ручья,
Винтовку сняв с усталого плеча»,– говорит поэт Д. Смирнов.
И в его послевоенной поэзии слышен голос молодого металлурга, юного сталевара и их опекунов – старшего поколения.
На нас пышет огненное пламя завода – соль труда, соленый пот, о котором поэт говорит:
«Может, эту соль и нарекли вескими словами «Соль земли».
И свободный, творческий труд не на хозяина-богатея, а на себя, свой народ. Это и есть «соль земли».
Путь поэта Д. Смирнова, который, как и его сверстники, многое совершил и постиг и в мирном труде, и на войне. Вместе с боевыми друзьями испытал он и горечь отступления, но ощутил и радость побед.
Это путь солдата несгибаемой воли. Дрался с врагами под Ельней, под Вязьмой, под Москвой. А с первого шага в сторону Запада дошел до форпоста Кенигсберга, где и встретил Великую Победу. И там, на войне, на фронтах битвы с фашизмом, сержант Смирнов, как и многие его соратники, почувствовал жажду высказать в словах всё пережитое. И подвиг на войне, и доблестный труд стали для него неразделимы. Их он постиг и как боец, и как труженик.
Отсюда и мысли о творчестве, о служении словом народу:
«Колодезь жизненный без дна,
И глубь его не всем видна,
Какие же из колодца мысли
Несет народ на коромысле?»
Эти же думы глубоко и многогранно отразились и в поэзии А. Твардовского. И он воспел не только ратный подвиг своей поэмой о В. Тёркине, но и труд, который давал человеку первый навык и становился делом чести и славы:
«Но я особо благодарен
Тем дням за ранний навык мой,
За то, что тем ребенком малым
Познал, какие чудеса
Творит сонет огня с металлом
В согласье с волей кузнеца.
Я видел ясно это диво,
Как у него под молотком
Рождалось всё, чем пашут ниву,
Корчуют лес и рубят дом.
Мне с той поры в привычку стали
Дутья тугой бодрящий рев.
Тревожный свет кипящей стали.
И под ударом взрыв паров.
И садкий бой кувалдой древней,
Что с горделивою тоской
Звенела там, в глуши деревни,
Как отзвук славы заводской…»
Честный труд на благо страны, а не на хозяина-делягу, это путь каждого честного человека, не желающего быть чьим-то рабом:
«Спасибо, Родина, за счастье
С тобою быть в пути твоем!»
И только на этом пути человек обретает смысл и цель жизни, и победу:
«Она моя, твоя победа,
Она моя, твоя печаль,
Как твой призыв со мною следуй
И обретай в пути и ведай
«За далью даль, за далью даль».
И ни к чему искать эту даль, это будущее за тридевять земель! – возглашает поэт, смело обращаясь к тем искателям приключений, которые и теперь удирают или намерены удрать из страны, не желая строить свое будущее в ней…
Человек сам творец своей жизни, своего счастья, – подчеркивает поэт. И строить его, и созидать, и бороться за него он должен сам, как это делали все предшествующие поколения, добиваясь, чтобы дальнее становилось ближним.
«Такая даль твое задание,
Твоя надежа или цель.
И нужды нет всегда за далью
Скакать за тридевять земель…
Она при нас, и в нас до гроба
Ее заветные края…»
В эти края стремилась мечта народа. И труд его гигантский и отважный был вкладышем в края мечты. Неутомимый труженик, наш народ, преобразуя жизнь, добивался своего и оставлял свои памятники этим свершениям.
Наша Велика Победа над силами зла – гитлеровским фашизмом – совершалась для того, чтобы мы сохраняли эту святую память. И передавали ее от детей к внукам, от поколения к поколению.
И каждой каплей нашей крови, так щедро пролитой и проливаемой ныне на войне. И каждым вздохом скорби вдовьей, и горем наших матерей, и жесткой памяти страницей нами завоеванная Победа и та, за которую мы сейчас сражаемся, оплачены сторицей. И мы у мира не в долгу.
Победа наша непременно будет – и за лучшее переустройство всей нашей жизни тоже. Эта вера жива в народе, в истинных патриотах ее.
А. ЗАСИМОВА
г. Пушкино, Московская обл.