В эти сентябрьские дни в России празднуется юбилей отечественного тракторостроения: ровно 100 лет назад в Ленинграде пошли в серию новые и столь необходимые для народной промышленности тракторы «Фордзон-Путиловец». Надо сказать, что характеристики первого трактора сильно отличались от параметров современных «Кировцев». Карбюраторный двигатель мощностью 20 л.с. работал на керосине, трехскоростная коробка передач развивала скорость от 0,2 до 10,8 км/ч, мощность на коробке достигала 9 л.с. Но после лошади, сохи и бороны и это было прорывом – выпускалась важнейшая для Страны Советов машина вплоть до апреля 1932 года: за почти 8 лет производства на поля выехало более 40 тысяч «Фордзон-Путиловцев», которые стали символом советской коллективизации в сельском хозяйстве.
Век спустя в мероприятиях, посвящённых значимому и символичному событию, планирует принять участие Председатель ЦК КПРФ Г.А. Зюганов, первый зампред Председателя правительства Д.В. Мантуров и губернатор Петербурга А.Д. Беглов. Место для проведения торжества выбрано не случайно: Кировский завод является родоначальником отечественного тракторостроения, и первые тракторы путиловцы изготовили еще в 1924 г. На торжественном концерте по этому случаю выступят талантливый ленинградский певец Сергей Зыков, Детский хор Ленинградского радио и телевидения, оркестр Ленинградского военного округа
Столь пристальное внимание именно к Кировскому заводу абсолютно заслуженно: ведь его история, без преувеличения, является современной историей страны. Так, в феврале 1917 года на Путиловском заводе – крупнейшем артиллерийском заводе страны и Петрограда того времени работало 29 тыс. рабочих. Массовая забастовка рабочих Путиловского завода 18 февраля, переросшая 23 февраля 1917 года в демонстрации и митинги рабочих под лозунгами «Долой войну!», «Долой самодержавие!», «Хлеба!», привели к столкновениям с полицией и послужили началом Февральской революции в Петрограде. В целом же путиловцы и ижорцы сыграли решающую роль и в победе пролетарской диктатуры в октябрьские дни 1917-го. Всего же во время гражданской войны на заводе были сформированы и направлены на фронт 25 воинских единиц – полков, дивизионов, эскадронов и других отрядов. В боях приняли участие более 10 тысяч путиловцев, которые внесли немалый вклад в победу над белогвардейцами и интервентами.
После победы Великого Октября завод не останавливался на достигнутом: в 1924 году кировцы выпустили первый лицензионный сельскохозяйственный трактор с двигателем внутреннего сгорания «Фордзон-Путиловец», созданный на базе трактора Fordson-F. При этом за 8 лет производства на поля выехало более 40 тысяч единиц данной техники, и он стал первым серийным трактором в истории СССР. В те годы тракторостроение создало мощную базу для индустриализации, которая ковала победу в Великой Отечественной войне.
Осенью 1941 года большая часть оборудования и около 15 000 заводчан с семьями были эвакуированы на Урал. Здесь, на Челябинском «Кировском заводе», знаменитом «Танкограде», выпускали тяжелые танки серий КВ, освоенные еще в 1939 году, и ИС, а также самоходные артиллерийские установки на их базе. В блокадном Ленинграде в это время оставшиеся сотрудники завода ни на день не прекращали выпуск продукции для фронта. Рабочие продолжали ремонтировать танки и бронетехнику, а также выпускать боеприпасы. Во время блокады 2500 заводчан умерли от голода и около 150 погибли при бомбежках. Несмотря на это, ни на один день не прекращался выпуск продукции для фронта. Здесь необходимо подчеркнуть, что именно на «Кировском заводе» зародилось народное ополчение Ленинграда и был сформирован первый стрелковый полк 1-й Кировской дивизии народного ополчения. В итоге Кировский завод наряду с Ижорским стал одним из символов героизма ленинградцев.
Великая Отечественная война принесла огромнейшие потери СССР, и колоссальный урон пришелся именно на сельское хозяйство. Чтобы восстановить отрасль, советская власть использовала много сил и средств. В сельское хозяйство начали приходить опытные специалисты. После окончания войны на всех территориях внедрялись инновационные технологии. В результате внедрения революционных инноваций появился современный трактор 5-го класса тяги – «Кировец» К-700. Уже в 1966-м с конвейера сошел трехтысячный экземпляр с именем собственным «Иван Исаев» в честь директора завода. Интересно, что у «Кировца» имелось неофициальное, очень точное и поэтичное прозвище «Степной Богатырь». По инженерии и производительности «Кировец» превосходил все, что существовало на тот момент в СССР. В полях «Степной Богатырь» не знал себе равных – он в несколько раз увеличил производительность труда. С ним были освоены сельскохозяйственные земли Казахстана, Кубани, Крайнего Севера. Он работал на крупнейших стройках страны: БАМ, Днепрогэс и многие др. «Кировцы» мгновенно стали популярны во всей стране, поэтому появилась необходимость наладить массовое производство этой модели. В 1975-м с конвейера Кировского завода сошел 100 000-й «Кировец». Прирост на 100 000 новых тракторов «Кировец» был зафиксирован и в 1980 году (200 000 машин), и в 1985 году (300 000). Это стало мировым рекордом по производству энергонасыщенных тракторов!
Трудовые подвиги и внушающий уважение конструктив «Кировца» были высоко оценены не только нашими колхозами, но и во всем мире. В 1968-м «Кировец» удостоился золотой медали Лейпцигской ярмарки, а первые тридцать экземпляров отправились служить на благо ГДР. Годом позже монстр посетил Парижскую выставку сельскохозяйственных машин и удостоился титула «самый мощный в мире сельскохозяйственный колесный трактор».
Надо ли говорить, что пресловутая перестройка и «лихие девяностые» дались предприятию крайне нелегко. Во многом благодаря позиции коммунистов и лично Председателю ЦК КПРФ Г.А. Зюганову заводу удалось пережить то непростое время. И ведь сегодня предприятию есть чем гордиться! В наши дни собранная практически полностью из отечественных запчастей многотонная машина может двигаться по территории завода без тракториста! Ее маршрут с точностью до сантиметра уже задан через Яндекс-карты, а специально вышедшему на заводскую дорогу человеку умный трактор сначала заботливо сигналит и мигает фарами, а затем с укоризной останавливается на безопасном расстоянии.
Вспоминается, как полгода назад делегация ЦК КПРФ во главе с Г.А. Зюгановым и Н.М. Харитоновым посещала предприятие. Первое, что бросилось тогда в глаза – идеальная чистота и порядок. И нет, она не являлась показной – отчетливо видно, что на предприятии выстроена и отлажена высокоорганизованная система труда. Генеральный директор завода Сергей Серебряков при этом не без удовольствия тогда рассказывал участникам: «Я перелопатил все методички хваленой системы организации труда, перечитал Макаренко и Гастева. Знаете, к какому выводу пришел? Те же японцы, как и многие ведущие страны мира, взяли за основу советский опыт и адаптировали его под национальную специфику. Наши же горе-руководители после перестройки начали без разбора пытаться внедрять эти адаптированные для заграницы методики на отечественном производстве. Стоит ли удивляться, что нужного результата они не дают? Всё лучшее уже давно придумано в Стране Советов, и нужно лишь актуализировать и внедрять данные наработки, что вы и можете видеть на нашем производстве».
На предприятии организован практически полный цикл производства всех комплектующих и сборки тракторов «Кировец». По нынешним временам, прямо скажем, невидаль. «Я в шоке просто от того, что сейчас во всех медиа-ресурсах пропагандируется так называемый автомобиль «Москвич». То есть мы, по сути, пропагандируем в качестве импортозамещения и возрождения производства монтаж шильдика на китайскую иномарку? А ведь создание производства полного цикла – это колоссальный труд! Труд прежде всего интеллектуальный. При всем уважении к нашему сборочному цеху, но там работают лишь несколько десятков сотрудников – это, прямо скажем, не самый сложный этап. А вот электроника, программирование, коробка передач, двигатели – для их создания и модернизации необходимы колоссальные усилия. Тенденция же на упрощение, на сборку из импортных комплектующих – это вырождение нашей блестящей инженерной мысли и просто путь в никуда!» – сокрушался в процессе экскурсии Сергей Серебряков.
Бросились в глаза тогда и цеха, увешанные флагами СССР и знаменами Победы: именно под этими символами сегодня предприятию удается добиваться новых успехов и наращивать производственные мощности – на площадке возводятся новые цеха, реконструируются старые, а за 2023 год удалось выпустить более 4000 тысяч тракторов. Конечно, это не советские два десятка тысяч, но и рейдерские 90-е, когда завод растаскивали по кускам, а производство практически стояло, удалось преодолеть. Благодаря поддержке КПРФ и сплоченности трудового коллектива, профсоюзным активистам гигант машиностроения, известный не только тракторами, но и легендарными танками ИС и КВ, удалось сохранить.
Хочется верить, что именно под красными знаменами и продолжится славная история отечественного тракторостроения, легендарного Кировского завода и России в целом, а юбилей отечественного тракторостроения станет отправной точкой для новых побед.
Егор МИХАЙЛОВ
Ленинград