Региональные различия усилились на треть с 2020 года
Чистая зарплата учителей в Ингушетии и Чечне составила в 2023 г. всего 1,5 и 1,7 прожиточного минимума (ПМ), тогда как в среднем по РФ показатель – 3,1 ПМ, подсчитало «Равенство» по данным Росстата (https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/itog-monitor_04-2023.htm). Эти регионы оказались и среди аутсайдеров по качеству образования, согласно оценкам Рособрнадзора (https://m.fioco.ru/).
Именно представитель Чечни, экс-премьер республики Муслим Хучиев предложил на днях исключить теорию эволюции Чарльза Дарвина из школьных учебников. «Все знают, что это ошибочная теория, она идет вразрез религии», – заявил он. Идею поддержал представитель РПЦ иерей Федор Лукьянов. 30% (https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/darvin-zhiv-ili-o-vere-v-ehvoljuciju) россиян тоже за.
Инволюция школьного образования наблюдалась все постсоветские годы. Словами Фурсенко (https://www.kp.ru/daily/27280/4416036/), вместо мыслящих творцов воспитывали квалифицированных потребителей чужой информации (того, что «все знают»). А стало быть, и исполнителей воли тех, кто контролирует средства распространения информации. Созданные для педагогов экономические условия помогали такой деградации.
Зарплата учителей в России в 2023 г. была 48 400 руб. чистыми, или на 1/4 ниже средней по РФ. Относительно прожиточного минимума для работающих (15 569 руб.) она составила 3,1 ПМ. В 2024 г. относительная зарплата выросла на 4% – до 3,2 ПМ. Это позволило зарплатам учителей лишь вернуться к уровню 2013 г., когда показатель также достиг 3,2 ПМ и после чего падал. Одновременно росла нагрузка: об ее увеличении заявили 70% (https://www.hse.ru/data/2022/07/19/1612090766/ib_15(32)_2022.pdf#page=19) опрошенных в 2022 г. педагогов.
Больше всего получают учителя в столичных и нефтегазоносных регионах (3,9–4,9 ПМ), а меньше всего – в школах Иваново, Крыма, Пскова и Северного Кавказа (1,5–2,0 ПМ).
Там, где учителя беднее, зачастую хуже образование, что закрепляет отсталость регионов. Взвешенная корреляция между уровнем зарплат и качеством образования достигает 62%, а по областям Центральной России – 81%, что может говорить о заметном уровне связи.
Зарплаты учителей к прожиточному минимуму в 2023 г., раз(в скобках – качество образования* в 2021 г., баллов)
- ЯНАО – 4,9 (46)
- Сахалинская обл. – 4,3 (45)
- Санкт-Петербург – 4,2 (55)
- Москва – 3,9 (59)
- ХМАО – 3,6 (52)
Россия в целом – 3,1 (48)
- Северная Осетия – 1,9 (46)
- Карачаево-Черкесия – 1,8 (41)
- Кабардино-Балкария – 1,8 (42)
- Чечня – 1,7 (42)
- Ингушетия – 1,5 (41)
См. рейтинг (https://docs.google.com/spreadsheets/d/1SqWypB549E4UhJXrKJ2hW01g0SF8fETIJwDKPAu_4X8/edit?usp=sharing)
* Качество образования оценивалось Рособрнадзором по итогам экзаменов в 2021 г., разбросу в уровне подготовки и выполняемости заданий по применению знаний на практике.
В последние годы существенно росло неравенство по окладам учителей. Только в 14 регионах педагоги получают больше среднего по стране (3,1 ПМ). Разница между Ямалом и Ингушетией, где соответственно самые богатые и бедные учителя, – почти 3,5 раза, хотя в 2020 г. различие было в 2,6 раза.
Оценка Росстатом зарплат педагогов выглядит завышенной. По данным ведомства за 2021 г., они получали 45 225 (https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/itog-monitor04-21.htm) руб., или 39 350 руб. чистыми. Мониторинг (https://www.hse.ru/data/2022/07/19/1612090766/ib_15(32)_2022.pdf#page=35) ВШЭ показал, что зарплата в школе в 2021 г. у учителей со стажем 5–20 лет составила 27 300 руб., на 30% меньше.
О росте зарплат с 2019 по 2021 г. говорят лишь 33% (https://www.hse.ru/data/2022/07/19/1612090766/ib_15(32)_2022.pdf#page=35) учителей 30–50 лет, а 35% сообщили об ее снижении.
Оклады учителей по базовой ставке (за 18 ч. в неделю) небольшие. Чтобы как-то свести концы с концами, приходится брать 1,5–2 ставки и дополнительные обязанности (https://mel.fm/blog/dima-furmanov/49512-stavka-18-chasov—eto-ne-135-a-36-chasov-raboty-skolko-platyat-molodomu-uchitelyu). Но 18 ч. уроков может требовать столько же часов на подготовку. При 2 ставках учителям начинает хронически не хватать времени.
В итоге за 2019–2021 гг.:
– значительно выросла нагрузка, что отмечают 70% (https://www.hse.ru/data/2022/07/19/1612090766/ib_15(32)_2022.pdf#page=19) учителей
– 44% (https://www.hse.ru/data/2022/07/19/1612090766/ib_15(32)_2022.pdf#page=27) учителей график не позволяет заниматься профразвитием
– у 67% (https://www.hse.ru/data/2022/07/19/1612090766/ib_15(32)_2022.pdf#page=33) учителей стало меньше времени на семью
– 74% (https://www.hse.ru/data/2022/07/19/1612090766/ib_15(32)_2022.pdf#page=29) согласны, что учителям не хватает времени на подготовку к занятиям
– 68% учителей недовольны зарплатой, а 95% (https://www.hse.ru/data/2022/07/19/1612090766/ib_15(32)_2022.pdf#page=37) считают, что она ниже трудозатрат
– у 46% педагогов в возрасте 30–50 лет не хватает денег даже на одежду (https://www.hse.ru/data/2022/07/19/1612090766/ib_15(32)_2022.pdf#page=34)
– низкие доходы являются основной причиной неудовлетворенности работой, о чем заявляют 46–50% (https://www.hse.ru/data/2022/07/19/1612090766/ib_15(32)_2022.pdf#page=34) учителей. Примерно 50% (https://www.hse.ru/data/2022/07/19/1612090766/ib_15(32)_2022.pdf#page=30) из них хотели бы покинуть школу.