Что такое вейпы? Многие, особенно молодые люди, даже школьники, ими уже увлеклись и вовсю дымят, вдыхая ароматизированную смесь в свои дыхательные органы. Таких стильных курильщиков сейчас полно на наших улицах, в учреждениях, где угодно.
Они курят вейпы – электронные сигареты, которые представляют собой электронные устройства, образующие высокодисперсный аэрозоль, вдыхаемый пользователем. Состоит новомодная трубочка из мундштука, батареи и атомайзера с нагревательным элементом или резервуаром с жидкостью-наполнителем. В жидкости есть никотин и ароматические добавки. Курение электронных сигарет названо вейпингом.
Вот такими новинками относительно недавно обогатилась наша действительность. Теперь страна борется с новоявленным злом наряду с курением обычного табака.
Госдума направила в правительство на отзыв законопроект, названный разработчиками «О свободе будущих поколений от никотиновой зависимости». Его подготовила группа депутатов совместно с общественностью. Смысл инициативы – запрет на продажу курева, особенно ставших модными вейпов, тем, кто родился после 31 декабря 2009 года. Четырнадцатилетние подростки должны отказаться от вредных привычек, беречь здоровье, не наживая себе зависимостей. Тогда к 2028 году Россия получит поколение, защищенное от никотиновой зависимости. Это будет более здоровое поколение, заявляли авторы оптимистичного законопроекта.
Как отмечали в выступлениях инициаторы, проведенные опросы показывают, что более 80 процентов курильщиков пристрастились к куреву до 18 лет. Табачные компании знают об этом, потому не жалея сил и средств, распространяют рекламу, направленную на втягивание детей в курение. Чаще всего, это скрытая реклама от популярных блогеров, она вмонтирована в музыкальные клипы и сериалы.
Потом повзрослевшие курильщики пытаются преодолеть зависимость. Каждый второй курильщик, по данным российского Минздрава, не менее одного раза в год «бросает курить», но удается это далеко не всем. Хотя до 89 процентов курильщиков хотели бы отказаться от пагубной привычки. Но никотин – наркотическое вещество, вызывающее сильнейшую зависимость.
«Курение – одна из самых больших несвобод, – провозглашали ораторы у думской трибуны. – Люди просто отдают деньги в обмен на свое здоровье».
Неоднозначное отношение к курению, к тем же появившимся вейпам, у правительства РФ. Каким будет его отзыв на очередной антитабачный, антивейповый проект?
Исполнительная власть нередко делает выбор в пользу доходов в бюджет. Как же! В 2023 году в госбюджет поступило до 700 миллиардов рублей в виде налогов от продажи курева. Однако есть еще данные Института информатизации Минздрава. Им оцениваются в 1 триллион 100 миллиардов рублей ежегодно затраты, связанные с лечением болезней, полученных людьми от курения. Народ страдает от сердечно-сосудистых заболеваний, инфарктов, инсультов, раковых заболеваний, нередко спровоцированных дурным пристрастием.
Кафедра народонаселения МГУ сигнализирует, что до 30 процентов смертности среди мужчин в возрасте 35–70 ассоциировано с табаком. Сравним: колоссальная смертность при нашей-то демографии, и какие-то миллиарды в бюджет? Что важнее? Пора бы властям определиться в стратегических подходах.
А далее еще интереснее. Производство сигарет, вейпов и прочих курительных изделий, продаваемых в РФ, на 100 процентов принадлежат компаниям США, Великобритании, Японии, – т.е. враждебно настроенным против нас странам. Им же уходит основная прибыль, а России остаются убытки, болезни, страдания.
Конечно, такая реальность очень тревожит законодателей. И предлагаемый законопроект далеко не первый, нацеленный на борьбу и с никотиновой зависимостью, и с вейпами.
Еще в апреле 2023 года принят и вступил в силу Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» в целях защиты здоровья несовершеннолетних от никотинсодержащей продукции. Установлены запреты: на продажу вейпов несовершеннолетним, на выпуск в обращение никотинсодержащей продукции с ароматизаторами и иными добавками, на открытую выкладку и демонстрацию электронных курительных устройств, на розничную торговлю устройствами для потребления никотинсодержащей продукции и составными частями для них на ярмарках, выставках и дистанционным способом.
Но запреты не работают, вейпы продолжают продавать несовершеннолетним.
Частью 9 статьи 19 Федерального закона от 23 февраля 2013 года №15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака и никотинсодержащей продукции» запрещена розничная торговля никотином (в том числе полученным путем синтеза) и его производными.
С 1 марта в России действует запрет на продажу некоторых жидкостей для вейпов. Список веществ, которые необходимо исключить из электронных сигарет, подготовил Минздрав. Это – жидкости, содержащие пищевые ароматизаторы со вкусом фруктов, специй и примеси, являющиеся энергетиками, а также биологические добавки и подсластители.
Но кто проверяет содержимое вейпов? Не видно таких. Значит, и этот запрет не работает?
Специалисты, между тем, подчеркивают, что даже безникотиновые жидкости для вейпов не безвредны, поскольку состоят из глицерина, пропиленгликоля, ароматизаторов и загустителей. Каждое из этих веществ при вдыхании в виде пара может привести к тяжелым заболеваниям легких.
Предлагалось в Госдуме ввести полный запрет на розничную торговлю никотинсодержащей продукцией, безникотиновыми жидкостями и устройствами для их доставки. Тут правительство заартачилось. Не хочет терять доходный бизнес.
В силе запрет на торговлю запрещенными «дудками» рядом со школами, социально значимыми объектами. Определена ответственность. Но купля-продажа идет, а понесших ответственность – нет.
И это в то время, когда, по оценкам экспертов, около 4 миллионов человек в РФ используют электронные сигареты, число подростков, использующих вейпы, сообщает Минздрав, на начало 2023 года выросло в 10 раз по сравнению с 2011 годом, когда в России только началась продажа электронных сигарет.
Почему так живучи вейпы?
С таким вопросом «Советская Россия» обратилась к депутату фракции КПРФ, врачу по профессии, зампреду думского комитета по охране здоровья Алексею Владимировичу Куринному. И есть ли надежда, что сработает предлагаемый законопроект о поколении, свободном от никотиновой зависимости?
Вот что сказал А. Куринный:
– Достижение нулевой терпимости к табаку к 2035–2040 году, как надеются разработчики, зависит от разных факторов, обстоятельств. Законопроект обещает, к указанному времени курящих в стране будет не более 2–3%.
Народ, дескать, в ближайшие годы разберется, что табакокурение, как и курение вейпов – зло, которое ведет к ухудшению здоровья, к потерям бюджета на лечение болезней, вызванных курением, и следствием чего становится также падение рождаемости, сокращение продолжительности жизни. Это как бы и приведет к сокращению курящих, в том же заключается государственная программа, касающаяся курения. По алкоголю такого нет, а по табаку есть, именно о нулевой терпимости и говорится в законодательстве. Только сроки разные называются, сначала полагали, что это будет 2030 год, теперь – 2035–2040 годы.
В этом русле следует и новая инициатива. Мол, мы не запрещаем никому курить из тех, кому разрешено, а вот из новых поколений, кому сегодня курить нельзя, они несовершеннолетние, для них запрет будет действовать и после достижения совершеннолетия и последующих лет.
Идея, конечно, правильная, но слабо реализуемая. Стремиться к этому надо, но я абсолютно убежден, что нулевой терпимости к курению к 2035–2040 годам достигнуть не удастся.
– Почему?
– В силу разных причин. Первое – это очень большая распространенность вредной привычки, до 30 процентов наших граждан сегодня курят, и, к сожалению, эта привычка передается следующим поколениям. Искоренить её крайне сложно…
Комплекс мер, которые сегодня принимаются против употребления табака, вейпов, должен быть последовательным, системным. А у нас принято множество запретов, но они не реализуются, потому что введен мораторий на проверки бизнеса.
Например, вейпы нельзя продавать открытой раскладкой, нельзя курить в общественных местах, нельзя добавлять в вейпы ароматизированные жидкости и тому подобное. Но эти законодательные установки не выполняются, поскольку нет контроля, нет проверок, а наш бизнес далек от добросовестности в плане выполнения законов.
Мы, КПРФ, неоднократно выступали в Госдуме и говорили, что мораторий на проверки тех сфер деятельности, которые связаны с угрозой здоровью и жизни людей, должен быть снят. Это касается общепита, производства алкогольных напитков, тех же курительных смесей, табакосодержащей продукции. Но мораторий остается. Поэтому необходимой и последовательной борьбы с теми же вейпами сегодня нет.
Наш бизнес стремится к максимализации прибыли, не заботясь о соблюдении законодательных ограничений.
В результате расширяется потребление. Если взять вейпы, то за последние 5 лет число тех, кто их потребляет, выросло кратно. Вейпоманией поражена в основном молодежь, что очень пугает. Если в других странах вейпы используются как альтернатива, или даже как некий способ лечения классического табакокурения, то у нас, к сожалению, это приобрело характер модной привычки. Широкое их распространение несет такую же потенциальную угрозу для общества, как и табакокурение.
– Вы высказывались против полного запрета вейпов. Чем объясняете свою позицию?
– Прежде чем что-то жестко запрещать, надо те ограничения, которые на сегодня установлены законодательством, заставить соблюдать тех, кого это касается. Этого же нет!
Есть запреты, но ни один из них не соблюдается!
Даже в школах, в учебных заведениях считается чуть ли не нормой, ну, если не нормой, то вполне допустимым дымление, курение этих самых вейпов, якобы безвредных.
Но это всё должно категорически пресекаться, должны применяться меры ответственности, которые предусмотрены законами, но не работают сегодня.
Нет контроля за содержанием самих этих жидкостей курительных. Что курит наша молодежь, наши граждане, мы не знаем, даже не представляем, что туда добавляют, и как добавляют. А от составов возникают тяжелые осложнения, о чем нам регулярно рассказывают.
Известно, что продолжают использоваться модные ароматические добавки, которые делают курение приятным времяпрепровождением. Хотя добавки запрещены сегодня федеральным законом. У нас есть запрет на продажу вейпов, даже не содержащих никотин, несовершеннолетним. Это как раз требует самого пристального внимания. Но вейпы активно приобретают совсем юные потребители.
Я уж не говорю про идеологическую обработку и создание образа очень вредной, недопустимой вообще привычки курить, дымить и тому подобное. К сожалению, ничего такого на нашем культурном, идеологическом фронте не наблюдается.
– Видимо, получаемая бизнесом прибыль, и поступления в бюджет важнее, чем здоровье и жизни граждан? Деньги не пахнут, деньги прежде всего?
– Что касается вейпов, то от их продажи в бюджет поступает где-то 50 миллиардов рублей в год. Хотят довести до 100 миллиардов. Но наносимый вред, хотя бы с точки зрения затрат здравоохранения, гораздо больше этих сборов, налогов и тому подобного.
Потому и говорю, что самые умные поправки, проекты вносить бесполезно, пока не будут соблюдаться действующие ограничения, требования закона.
Что мы видим? Те органы, которым положено следить за выполнением закона о распространении и употреблении вейпов, ничего не делают из-за моратория, наложенного правительством на все проверки бизнеса.
Бесполезно что-либо вносить в законы по борьбе с вейпами, если не проверять соблюдение установленных норм. Нарушения не прекратятся, нанесение вреда здоровью наших граждан не прекратится.
– Хозяева компаний, распространяющих вейпы, находятся в США и других недружественных странах, оттуда регулируется и контролируется этот бизнес, там оседает значительная часть прибылей. И как-то странно получается, большая часть западного бизнеса ушла из нашей страны с введением санкций, а вейпоторговцы остались! Почему бы нашим надзорным органам не заняться пристальной проверкой распространения дымной «забавы»?
– Неплохо было бы проверить, но, к сожалению, никто этим не занимается. А то, что и производители табака классического на сегодня, и производители этих вейпов, – всё зарубежные компании, ни для кого не секрет. Они наживаются на здоровье россиян, условно конкурируя между собой. Россия для них – отличная площадка для извлечения прибылей.
– Сколько у нас фронтов ведется против наших граждан? Это не только военное противостояние на Украине, но и на коммерческом фронте наших людей уничтожают?
– Да, вклад годовой, если возьмем алкоголь вместе с табаком и другими такими вредными привычками, как наркомания, то до 250–300 тысяч жизней ежегодно уходит в мир иной. В основном это мужчины трудоспособного возраста.
Согласен, уничтожение россиян идет по многим фронтам.
При том что у нас приняты и действуют законы с запретными мерами, на стадии рассмотрения находится не менее трех законопроектов с серьезными поправками, вносятся новые. Беспокойство есть, желание бороться со злом есть. Наконец, есть и меры, но их строгость сводится к нулю необязательностью выполнения. Если нет контроля, то можно что угодно и сколько угодно принимать.
– Мы имеем бессмысленное законотворчество?
– В условиях моратория на проведение проверок на выполнение действующих законов – да. Во многом смысл законов теряется. Главное, что требуется на сегодня – отмена моратория на проведение проверок всего, что касается жизни и здоровья граждан. Мы вносили такие поправки. Но правительство нас не слышит. Бизнес для них важнее.
– Бизнес важнее, чем жизни людей?
– Получается так. Но мы, коммунисты, продолжим добиваться проведения контроля над смертоносным бизнесом.
Подготовила Галина ПЛАТОВА