Спросить, кто такой Потемкин Владимир Петрович, – будет пауза. Его сегодня практически никто не знает и тем более не помнит. А это видный советский историк, дипломат, организатор народного образования и нарком просвещения РСФСР, академик АН СССР и президент АПН РСФСР (Академии педагогических наук). Знать, помнить фигуру такого масштаба надо – деятельностью своей на благо страны и народа он того точно заслуживает. И потому давайте вчитаемся в биографию.
Родился Володя Потемкин 7 октября 1874 г. в Твери, семье врача. В 1893 г. окончил гимназию, поступил на историко-филологический факультет Московского университета, а по окончании в 1898 г. был оставлен на два года при кафедре всеобщей истории для получения профессорского звания. Параллельно преподавал в 7-й гимназии, с 1900 г. – в Екатерининском институте. Заинтересовался еврейской культурой, памятниками письменности. Выучив иврит, занялся исследованием. В еврейском журнале «Восход» опубликовал докторат о пророках, а в Тверской земской управе читал лекцию «Древнееврейская религия и пророки». В 1903 г. примкнул к революционному движению, в 1905 г. работал в Екатеринославе (Днепропетровск) в женской гимназии, но из-за преследований полиции вернулся, стал преподавать в женской гимназии и реальном училище. Вел пропаганду марксизма в студенческих кружках. С февраля 1917 г. работал в отделе внешкольного образования Московской губернской земской управы, являлся организатором первого рабочего университета в Богородске.
После Октября – член коллегии школьной политики, заведующий отделом Наркомата просвещения РСФСР. Организация общеобразовательных мероприятий стала важным атрибутом жизни, в 1918–1919 г. в атмосфере Гражданской войны под руководством Потемкина было проведено более 180 съездов и совещаний учителей и работников народного образования, организованы Всероссийские курсы учителей. В июле 1918 г. председательствовал на I съезде учителей, в апреле 1919 г. являлся организатором I Всероссийского съезда по народному образованию, принимал активное участие в подготовке программных документов о единой трудовой школе.
В 1919 г., в 45-летнем возрасте, вступил в РКП(б). И биография резко изменилась, из гуманитарно-образовательной сферы перешла к военно-дипломатической.
В мае–сентябре 1919 г. Потемкин – начальник политотдела Западного и Южного фронтов и оказался «в команде» И.В. Сталина – и стал работать политруком под его руководством. По личному поручению Иосифа Виссарионовича командовал особым отрядом с полномочиями выездной сессии Революционного Трибунала. Не раз выезжал в слабейшие районы фронта для наведения порядка в частях и укрепления тыла. За руководство боевыми операциями при освобождении Киева в 1920 г. был награжден Орденом Боевого Красного Знамени, а в июне 1921 г., встретившись с Ф.Э. Дзержинским, принял его приглашение и, продолжая заведовать Одесским губернским отделом народного образования, становится руководителем губернских военно-политических курсов с переходом на дипломатическую работу.
В 1922 г. Потемкин – член миссии Российского Красного Креста по репатриации русских солдат из Франции, летом 1923 г. назначен председателем комиссии по репатриации бывших русских солдат и казаков из Турции, в 1924–1926 г. – генеральный консул в Стамбуле. Далее полпред СССР: в 1927–1929 гг. – в Турции; затем – в Греции, в Италии, где, в силу своих функциональных обязанностей, вступил в достаточно близкие отношения с Муссолини, на его письменном столе даже стояла фотография дуче с дружеской (!) надписью. В 1933 г. подписывает советско-итальянский договор о дружбе, ненападении и нейтралитете.
С 1934 г. – член советской делегации в Лиге Наций, а в 1934-1937 гг. – полпред во Франции. В 1935 г. участвовал в переговорах и подписании франко-советского договора о взаимной помощи, в 1936 г. подписал соглашение о продлении франко-советского торгового договора 1934 года. Я перечисляю эти ответственные миссии В.П. Потемкина, чтобы подчеркнуть, каким успешным был он дипломатом и насколько большим доверием руководства страны пользовался в сложные 30-е годы.
С 1935 г. Потемкин член ЦИК СССР, с апреля 1937 – 1-й заместитель наркома иностранных дел Союза, депутат Верховного Совета СССР.
Имея большой дипломатический опыт, принимал участие в подготовке известного Пакта с Германией 23 августа 1939 года. На следующий день на московском аэродроме лично провожал Риббентропа, а 17 сентября 1939 г. вручил польскому послу ноту, в которой объявлялось о вводе советских войск на территорию этой страны: «Польское государство и его правительство перестали существовать».
Принимал участие и в советско-турецких переговорах, направленных на удержание Турции от участия в возможной грядущей войне, в переговорах по вопросу о подписании Пакта о взаимопомощи между СССР и Латвией. В том же, 1939 г., на XVIII съезде партии, был избран в члены ЦК ВКП(б), но на этом 17-летняя деятельность дипломата Потемкина закончилась
В 1940 г. доктор исторических наук, профессор, 66-летний Владимир Петрович Потемкин становится наркомом просвещения РСФСР. В преддверии возможной войны, Сталину на этом посту нужен был человек, который был бы не только аналитиком, но и мог внимательно следить за всеми процессами культурной и идеологической работы в учебных заведениях. Потемкин начал с того, что организовал паспортизацию школьной сети РСФСР, 1,5 тыс. школ были перепрофилированы для обучения военных, где шла подготовка к условиям возможной войны с Германией, с передачей, при необходимости, под эвакуируемые детские учреждения и госпиталя. С осени 1941 г., находясь в Кирове, Наркомат просвещения курировал все учреждения образования и культуры РСФСР, нацеленные на информационное обеспечение партизанского движения.
Но главное, Потемкин, как максималист, с учетом патриотического воспитания учащихся, поставил цель сделать советскую школу лучшей в мире. Программа по литературе, разработанная при Потемкине, была лучшей за всю историю советской школы, в 8–10-х классах были введены курсы логики и психологии, а в женских школах и педагогика. В 1943 г. были введены «Правила для учащихся», сыгравшие большую роль в воспитании школьников и укреплении учебной дисциплины. В российской школе, созданной Потемкиным, царил культ знаний, а учитель пользовался высочайшим авторитетом и уважением в обществе.
В 1943–1944 гг. была создана сеть школ рабочей и сельской молодежи, причем школам сельским и на окраинах городов было предложено выделить большие пришкольные земельные участки – дети собирали грибы и ягоды, лекарственные и технические растения. К 5 февраля 1944 г. площадь участков составляла 77 тыс. гектаров, что очень помогло не только школам выжить в годы войны, но и снабжать овощами и фруктами госпиталя, многие из которых расположились в школьных зданиях. Детские сборы колосков достигли 1500 тонн зерна. Одновременно была организована практическая работа школьников на фабриках и заводах, в колхозах и совхозах; при всех детских домах были организованы мастерские, часть которых даже выпускала военную продукцию.
В марте 1943 г. Потемкин из личных и собранных сбережений передал 109 тыс. руб. и 40 тыс. руб. в облигациях на строительство танка для подразделения «Смерть немецким оккупантам», в танковую колонну «Народный учитель». Узнав об этом, Верховный главнокомандующий выразил благодарность старому, верному товарищу, советскому патриоту.
В.П. Потемкин избирается академиком АН СССР. По его инициативе Постановлением СНК РСФСР 6 октября 1943 г. создается Академия педагогических наук РСФСР (АПН РСФСР), главной задачей которой было изучение и использование классического наследия русской национальной педагогики. Академия должна была сделать это наследие достоянием широких масс учительства: «Ее главные черты – гуманизм, демократизм, пламенная вера в творческую силу науки и просвещения, глубокий патриотизм и народность, бережное отношение к личности ребенка и стремление развить в нем лучшие черты, свойственные нашему великому народу, – трудолюбие, скромность, самоотверженная преданность Родине, любовь к свободе». Академии педагогических наук поручается научная разработка вопросов общей педагогики, специальной педагогики, истории педагогики, психологии, школьной гигиены и методов преподавания основных дисциплин в начальных и средних школах, а также подготовка через аспирантуру и докторантуру научно-педагогических кадров для вузов и научно-исследовательских институтов по педагогике и психологии.
14 февраля 1944 г. СНК РСФСР утвердил Устав и установил сеть учреждений Академии: НИИ теории и истории педагогики; НИИ методов обучения; НИИ психологии; НИИ дефектологии; Музей по народному образованию; Государственная библиотека по народному образованию. 11 марта определил первый состав действительных членов (13 человек) и членов-корреспондентов (13 человек) Академии. Сам инициатор ее создания В.П. Потемкин становится первым президентом, организатором регулярных Педагогических Чтений.
В школах вводятся выпускные экзамены в 4-х и 7-х классах, экзамены на аттестат зрелости, установлены награды лучших для школьников золотыми и серебряными медалями. В.П. Потемкин создал специализированные школы с преподаванием на английском, немецком и французском языках, стал, по сути, тем самым, по названию танковой колонны, Народным учителем, организатором народного образования.
Как весьма авторитетного государственного и общественного деятеля его вводят в Чрезвычайную комиссию по установлению обстоятельств расстрела немецко-фашистскими захватчиками военнопленных польских офицеров в Катынском лесу.
Потемкин – автор работ по истории международных отношений, истории Франции, Парижской коммуны, английского рабочего движения. Являлся главным редактором и одним из авторов научного труда-трехтомника «История дипломатии», за что дважды стал лауреатом Сталинских премий I ст.: 1941 г. — за часть I, и 1945 г. — за части II, III. В 1944 г. был награжден Орденом Ленина, в 1945 г. – Орденом Трудового Красного Знамени, в начале 1946 г. был повторно избран депутатом Верховного Совета СССР, но 23 февраля 1946 г., в День Советской армии, Владимир Петрович Потемкин скончался. Прах погребен в Кремлевской стене. Вот такой он был дипломат, нарком страны, «сын Сталинской команды».
Геннадий ТУРЕЦКИЙ
Военный всеобуч растит патриотов
Из выступления В.П. Потемкина на совещании заведующих районными отделами народного образования Московской области 21 февраля 1942 г.:
Всем известно, что из старших классов школы черпается ценнейшее пополнение наших боевых кадров. Наркомат обороны напоминает нам, как он заинтересован в укомплектовании своих учебных заведений – военных училищ, авиационных школ и так далее – молодежью, закончившей школу-десятилетку. До апреля месяца в старших классах школы должна быть проведена серьезно поставленная военная подготовка. Это является проблемой государственной важности: это боевая, патриотическая задача, значение которой не нуждается в доказательствах.
К сожалению, я не слышал, как это дело поставлено в Московской области – во всех ли школах, которые начали работать, имеются военные руководители, каково качество этих специалистов, стоят ли они на высоте своей педагогической и военной задачи, каково отношение школьной администрации к делу военной подготовки учащихся, насколько увлечена ею сама молодежь. Нам необходимо знать положение в Московской области этого важнейшего дела, от успешной организаций которого зависит многое в той борьбе, которую наша страна ведет с немецкими фашистами.
В правительство внесен проект, который имеет своею целью поднять авторитет военных руководителей в нашей школе. Имеется в виду создать для них положение заместителей директоров – заведующих учебной частью. Предполагается установить для них соответствующий должностной оклад, чтобы привлечь в школу квалифицированные кадры военных руководителей… Дело это потребует дополнительных ассигнований. Однако такой расход полностью себя оправдает. Школе, учащимся, семье мы должны привить уважение к делу военной и физкультурной подготовки. Мы обязаны уделить этой дисциплине максимальное внимание, ибо, как сказано, она имеет для нас не теоретическое, а жизненное, практическое, оборонное значение.