Skip to content
Top Menu
26.12.2025
  • О газете
  • Редакция
  • Блог редакции
  • Подписка
  • Правила поведения на сайте
  • Реклама
  • Старый сайт
  • Старый HTML сайт
Газета "Советская Россия"

Газета "Советская Россия"

Выпускается с июля 1956 года

 Версия сайта для слабовидящих
  • Главная
  • Новости
    • Главные новости
    • В мире
    • В потоке событий
    • Голос народа
    • Культура
    • Социальная хроника
    • Политика
    • Слово партнёрам
  • Номера
    • Все номера
    • 2023
    • 2022
    • 2021
    • 2020
  • Авторы
  • Об издании
    • О газете
    • Редакция
    • Блог редакции
    • Написать в редакцию
  • Подписка
  • Реклама
Main Menu
Голос народа

Вздыбились волны гнева

20.11.202420.11.2024 - Прокомментировать
1
Поделился

Подвиг речников при защите столицы

В ноябрьские дни 83 года назад столица нашей Родины переживала тяжелые дни, отражая натиск фашистских полчищ, стремившихся ее поработить. На защиту встал стар и млад – одни с оружием в руках, другие трудились на предприятиях, организациях, на водном транспорте и др. Активно работали речники Московского речного пароходства, перевозившие москвичей и грузы вглубь страны. Недавно мне удалось побывать у истоков Москвы-реки, пройтись по берегам обмелевшей красавицы Оки, побывать в местах сражений бойцов и командиров, моряков и морских пехотинцев, стоявших насмерть при защите Москвы. Конечно, время почти сровняло с землей – разрушило окопы и блиндажи. Однако о тех героических днях напоминают многочисленные памятники и монументы, к счастью, они есть. На местах былых сражений их количество с каждым годом увеличивается. На наш взгляд, это хорошо, что новые поколения помнят подвиг отцов, дедов, прадедов. Пока помним, они живы, ибо они в наших сердцах. Выдающийся полководец Великой Отечественной войны, Маршал Советского Союза К.К. Рокоссовский писал: «Только тот народ, который чтит своих героев, может считаться великим». Он также говорил: «Великая Отечественная война была всенародной. И победа над врагом тоже была всенародной». Это действительно так.

Тяжелая весть о начале войны изменила обстановку в городе. В том числе на фабриках, заводах, судах и речных пароходствах. Люди, полные гнева и возмущения, клеймили агрессора. В их голосе звучало: «Фашизм не пройдет. Все силы отдадим фронту. Враг будет разбит, победа будет за нами!» Такие митинги проводились повсеместно. Люди понимали всю полноту ответственности за судьбу Родины. В грозный час они были готовы защищать страну до последнего дыхания. Все встали как один – русский и белорус, украинец и грузин, татарин и башкир, таджик и туркмен, казах и калмык, якут и чуваш… Ушедших на фронт мужчин на заводах, у станков, сварочных аппаратов, матросами и механиками на судах, за штурвалами речных пароходов, на спасательных станциях и постах сменили жены и сестры, старики и дети, родные и близкие ушедших бить фашистов.

Накануне войны Москва стала крупным речным портом, связанным с тремя морями: Каспийским, Балтийским и Белым. Московско-Окское пароходство и пароходство Москва-Волгоканал (одно из самых молодых в стране), обслуживало внутренние водные пути из столицы на Волгу. Старый водный путь шел по шлюзованной на протяжении 180 км Москва-реке, затем по Оке до Горького. Новая водная трасса – 123-километровый канал Москва–Волга – соединил нашу столицу с верховьями великой русской реки ниже Калинина (ныне Тверь). Иваньковская плотина образовала водохранилище, называемое Московским морем…

В июне 1941 г. активно велось строительство гидроузлов в Угличе и Рыбинске. Плотины должны были перегородить Волгу, образовать два новых водохранилища, изменить водный режим верховьев реки, повысив хозяйственно-экономическое значение канала Москва-Волга. Весной 1941 г. москвичи не предполагали, что вскоре мирную жизнь нарушат фашисты, а к осени им придется вести тяжелые бои, отстаивая каждую пять нашей земли. 22 июня 1941 г. был воскресный день. От причалов Химкинского речного вокзала уходили теплоходы, переполненные отдыхающими жителями и гостями столицы. В полдень среди внезапно наступившей тишины раздался взволнованный голос московского диктора, а затем обращение о нападении фашистской Германии на нашу страну. На следующий день речные суда, идущие к Москве, Калинину, Рязани, Горькому (ныне Нижний Новгород), Серпухову, принимали на промежуточных пристанях военнообязанных, спешивших на призывные пункты. Речные водные пути изменили свой облик. Погасли огни бакенов и створных знаков. Замаскировали свет и близко расположенные к рекам селения. Было не слышно пароходных гудков. Работа на пристанях и портах производилась в полутьме.

22 июля фашистская авиация произвела первый массированный налет на Москву, Калинин, Рязань и ряд других приречных городов Московского бассейна. В конце июня – августе на территорию Северного порта столицы было сброшено много зажигательных и фугасных бомб. Портовые команды противовоздушной обороны (ПВО), состоявшие из рабочих и служащих, портов и пристаней, активно участвовали в тушении возникавших пожаров. Так же было в Северном и Южном портах. После частых налетов на Подмосковье и Москву труженики города, включая речников, не стали прерывать работу во время бомбежек. Не оставляли рабочие места даже в момент массированного налета. С речниками активно трудились железнодорожники, доставлявшие эвакуированных и грузы. Одних увозили на фронт, а других в тыл.

По решению Государственного Комитета Обороны началась эвакуация населения Москвы, в первую очередь детей, женщин и стариков. В глубокий тыл переводились и важнейшие предприятия. Эту трудную задачу в значительной степени решали речные суда, которые одновременно доставляли грузы для фронта, промышленного и хозяйственных нужд. В тоже время усиленными темпами шло строительство Угличского и Рыбинского шлюзов. Суть в том, что до ввода в строй Угличского шлюза эвакуация из Москвы шла в основном через Москворецкую систему, малопригодную для массового пропуска судов. Транспортные суда работали на участках Москва–Горький и Москва–Рязань, не выходя на Волгу и Каму. В Рязани и Горьком находились основные перевалочные пункты. Масштабы речных перевозок были большие. Так, только через один Московский порт было отправлено столько грузов, сколько хватило бы для загрузки 2000 железнодорожных составов. К примеру, пристань Калинин (Тверь) в августе–сентябре и первой декаде октября 1941 г. отправила свыше 55 тыс. тонн грузов.

В сентябре 1941 г. начался пропуск судов через Угличский и Рыбинский шлюзы. Караваны судов направлялись от причалов Северного порта столицы. В тоже время обстановка на фронте менялась к худшему. Путь по каналу был опасным: вражеские самолеты бомбили суда в районе Рыбинского моря, Рыбинского гидроузла, а также сооружения канала в районе Москвы. Речникам Московского бассейна было поручено эвакуировать в тыл и население северо-западных областей и Ленинграда на пристани Калинин, Большая Волга, Углич, Калязин, Кимры, Коломна. Однако один пассажирский флот не смог бы справиться с такими массовыми перевозками. Речникам дополнительно были выделены баржи, приспособленные к новому виду перевозок.

В начале октября обстановка на подмосковных речных путях сильно усложнилась. Враг наступал на столицу – вышел на дальние подступы к Москве. В отдельных районах линия фронта проходила на расстоянии 80–100 км. Хотя наступление немцев было приостановлено, обстановка оставалась неустойчивой. Нередко суда подавались прямо к расположенным по берегам Москвы-реки предприятиям. В середине октября поступило указание об эвакуации оборудования московских портов, мастерских, механизмов канала Москва–Волга.

Важным событием для речников столицы явилось состоявшееся 13 октября 1941 г. собрание партийного актива Москвы, где с докладом «О текущем моменте и задачах московских большевиков» выступил секретарь ЦК, МК и МГК ВКП (б) А.С. Щербаков. Партийный актив призвал коммунистов, комсомольцев, всех трудящихся столицы усилить помощь фронту, отдать все силы защите города.

В средине октября противник занял г. Калинин (Тверь). 19 октября было опубликовано постановление Государственного Комитета Обороны о введении осадного положения в Москве. Комитет призвал население столицы к героической защите родного города. И как всюду, речники приняли участие в строительстве укреплений. Хочется особо отметить работу управления Московско-Окского пароходства и Северного порта. Они самоотверженно работали в октябре и ноябре на строительстве оборонительных сооружений и огневых точек у Малоярославца, в непосредственной близости к фронту. В отряд входили молодежь и пожилые. Шестидесятилетние капитаны-наставники Челышев, Ручнов и другие подавали пример остальным работникам.

Речной флот Московско-Окского пароходства и канала Москва–Волга продолжал эвакуационные перевозки, а также выполнял специальные задания военного командования. Часть судов передали непосредственно в распоряжение командования армии и флота. Речники работали на переправах: Москвы, Серпухова, Горького, Рязани, Калинина, Калуги и в других регионах. В начале декабря фашисты вышли к каналу Москва–Волга, на рубеж Красная Поляна–Крюково. В этих условиях речники образцово выполняли поставленные перед ними задачи.

К примеру, капитану парохода «Макар Мазай» М. Мочалову было дано задание перевести суда, оставшиеся в Северном порту, в Хлебниково. Лед на канале достигал 20 см. Пароход с караваном немедленно отправился в путь. Машина парохода работала с перебоями. Обычно рейс из Северного порта до Хлебникова продолжался 45 минут, а в этот раз понадобилось около 14 часов. Труднейшая борьба со стихией была преодолена, а задание выполнено. Немцы наступали стремительно, рвались к Кашире и Серпухову. В этой обстановке военное командование поставило речникам задачу – увести из Серпухова флот вниз по Оке – пристань уже обстреливалась орудийным огнем врага.

10 ноября 1941 г. караван вышел из Серпухова по направлению к Кашире. В его составе находились буксировщики «МОПР», «Донбасс» и «Бригада», пассажирский пароход «Робеспьер» и несколько несамоходных груженых судов. Мороз сковал реку, поэтому шли во льдах, с трудом отвоевывая каждый километр. У Пушкинского переката река покрылась прочным льдом. На помощь речникам пришли саперы воинской части. Они взорвали лед, но караван снова попал в ледовый плен. Суда оказались и стали в открытом плесе. В то же время враг оказался близко. Поступила команда подготовить суда к взрыву и затоплению. Для моряка или речника такие минуты очень тяжелы, ибо они дорожат кораблем или судном больше жизни. С учетом указаний свыше удалось сохранить суда и доставить грузы по назначению.

В то время организацией перевозок руководил уполномоченный Коллегии НК РФ М.Н. Чеботарёв с небольшой группой. По каждому загружаемому и отправляемому в рейс судну и барже вопрос согласовывался с заместителем председателя СНК А.И. Микояном или А.Н. Косыгиным. Речные суда прибывали в столицу с грузами, которые сразу распределяли по назначению и потребности. С них разгружали дрова, соль, песок, а в обратный рейс отправляли эвакуированных, оборудование, материалы, имущество, необходимые для введения в строй новых предприятий и организаций. Так, только по Оке в первые дни ноября было отправлено 88 тыс. тонн различных грузов. Надвигалась зима, реку покрывало ледовым панцирем. Для разрушения льда применяли различные способы. Нередко привлекались и саперы.

Вражеские самолеты кружили над судами, иногда сбрасывая бомбы, или снижались для пулеметного обстрела. 10 декабря (через месяц после выхода из Серпухова) прибыли последние суда. Операция флота в навигацию 1941 г. прекратилась. Речной флот московских пароходств сумел доставить за навигацию больше, по сравнению с довоенным 1940 годом: нефти – почти в полтора раза; лесных грузов – более чем в три и соли – в семь раз. По речным путям в 1941 г. производилась доставка воинских грузов, в основном снабжение, проводились крупные мобилизационные и оперативные переброски людских ресурсов, частей и подразделений.

Контр-адмирал В.А. ПОПОВИЧ

Продолжение в следующем номере.

Другие статьи автора

  • Четвероногие герои
  • Цветы верности и борьбы
  • Стояли насмерть в битве за Москву
  • Созрел ли мир для новой «Ялты»?
  • Пролог холодной войны

Другие материалы номера

  • Хранить историю в чистоте
  • Так ли мы банкуем?
  • Социальная хроника
  • Советский суперагент А. Коротков
  • Продвигаемся вперед, противник отступает
  • Потрясений не возникло
  • Ну, сладко вам от яблока раздора?
  • Новый посол в США
  • На круглом столе в Госдуме обсуждаются инновационные проекты аэрокосмической энергетики
  • Ле Пен не сможет участвовать в выборах?
  • Крупная забастовка в Греции
  • Калейдоскоп
  • Из последних сообщений
  • Дети во времена убыли
  • Дворцы и хижины
  • Более половины украинцев хотят прекращения конфликта и готовы на уступки
  • Беспокойство рождает успех
  • «У нас тут не Москва…»
  • «Сама наша страна как бы «сконструирована» для вертолетов»

Похожие новости

Звездам, а не ландышам, сиять на погонах

03.12.202503.12.2025

Сыны земли Русской

03.12.202503.12.2025

Имя таланта — труд

03.12.202503.12.2025

Навигация по записям

Предыдущая новость Советский суперагент А. Коротков
Следующая новость Ну, сладко вам от яблока раздора?

Свежий номер

  • 144 (15700), 25 декабря 2025 г.

    144 (15700), 25 декабря 2025 г.

    25.12.2025

Календарь публикаций

Ноябрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930  
« Окт   Дек »

Архив номеров

Ноябрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930  
« Окт   Дек »

Опрос

Подорожание чего Вы сильнее всего ощутили в последнее время?

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Мы в соц.сетях




Блог редакции

  • Как стать участником форума (комментатором) на сайте. Подробная инструкция
  • Требуется ваша помощь!
  • Обновляем сайт
  • Готовимся к переезду

Свежие комментарии

  • atmaisi к записи Суд в России арестовал имущество Чубайса по иску «Роснано»
  • robot к записи «Опыт советского народовластия указывает путь к новым победам»
  • Ignat к записи Калейдоскоп
  • Ignat к записи «Опыт советского народовластия указывает путь к новым победам»
  • Victorovich к записи Суд в России арестовал имущество Чубайса по иску «Роснано»

Слово партнёрам

  • Почему стоит проводить компьютерную диагностику Infiniti хотя бы раз в год

  • TEAMLY: альтернатива Confluence для командного сотрудничества

  • Как вступить в СРО: пошаговое руководство и важные аспекты

  • Создание видео с помощью искусственного интеллекта: популярность и ключевые аспекты

  • Выносное остекление балконов и лоджий: как увеличить пространство и комфорт

Праздники

Декабрь 2025

Пятница, 26 декабря

Весь день
День войск ПВО Сухопутных войск России

26 декабря отмечает свой День рождения войсковая ПВО или Войска противовоздушной обороны Сухопутных войск РФ.Каждый род войск ведёт своё начало с определённого исторического момента, связанного с очередным этапом развития вооружённых сил, в

https://www.calend.ru/holidays/0/0/3592/
Повторяется ежегодно

Об издании

Газета «Советская Россия»

Свидетельство о регистрации СМИ №01218 от 29.06.1992

Главный редактор: В. Чикин

Разработка

Сайт создан в Site Works

ВОЗРАСТНОЕ ОГРАНИЧЕНИЕ

21+

Меню

  • О газете
  • Редакция
  • Блог редакции
  • Подписка
  • Правила поведения на сайте
  • Реклама
  • Старый сайт
  • Старый HTML сайт
Авторсие права: © 2025 Газета "Советская Россия".
Работает на Wordpress
Главная
Вход
Вход
Регистрация
Регистрация
Авторизация
Регистрация
*
*
Войти, используя социальный аккаунт
Вход Потеряли пароль ?
Авторизация
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Войти, используя социальный аккаунт
Зарегистрироваться
Авторизация Регистрация
Генерация пароля
Получить новый пароль