Skip to content
Top Menu
06.12.2025
  • О газете
  • Редакция
  • Блог редакции
  • Подписка
  • Правила поведения на сайте
  • Реклама
  • Старый сайт
  • Старый HTML сайт
Газета "Советская Россия"

Газета "Советская Россия"

Выпускается с июля 1956 года

 Версия сайта для слабовидящих
  • Главная
  • Новости
    • Главные новости
    • В мире
    • В потоке событий
    • Голос народа
    • Культура
    • Социальная хроника
    • Политика
    • Слово партнёрам
  • Номера
    • Все номера
    • 2023
    • 2022
    • 2021
    • 2020
  • Авторы
  • Об издании
    • О газете
    • Редакция
    • Блог редакции
    • Написать в редакцию
  • Подписка
  • Реклама
Main Menu
Голос народа

Вздыбились волны гнева

20.11.202420.11.2024 - Прокомментировать
1
Поделился

Подвиг речников при защите столицы

В ноябрьские дни 83 года назад столица нашей Родины переживала тяжелые дни, отражая натиск фашистских полчищ, стремившихся ее поработить. На защиту встал стар и млад – одни с оружием в руках, другие трудились на предприятиях, организациях, на водном транспорте и др. Активно работали речники Московского речного пароходства, перевозившие москвичей и грузы вглубь страны. Недавно мне удалось побывать у истоков Москвы-реки, пройтись по берегам обмелевшей красавицы Оки, побывать в местах сражений бойцов и командиров, моряков и морских пехотинцев, стоявших насмерть при защите Москвы. Конечно, время почти сровняло с землей – разрушило окопы и блиндажи. Однако о тех героических днях напоминают многочисленные памятники и монументы, к счастью, они есть. На местах былых сражений их количество с каждым годом увеличивается. На наш взгляд, это хорошо, что новые поколения помнят подвиг отцов, дедов, прадедов. Пока помним, они живы, ибо они в наших сердцах. Выдающийся полководец Великой Отечественной войны, Маршал Советского Союза К.К. Рокоссовский писал: «Только тот народ, который чтит своих героев, может считаться великим». Он также говорил: «Великая Отечественная война была всенародной. И победа над врагом тоже была всенародной». Это действительно так.

Тяжелая весть о начале войны изменила обстановку в городе. В том числе на фабриках, заводах, судах и речных пароходствах. Люди, полные гнева и возмущения, клеймили агрессора. В их голосе звучало: «Фашизм не пройдет. Все силы отдадим фронту. Враг будет разбит, победа будет за нами!» Такие митинги проводились повсеместно. Люди понимали всю полноту ответственности за судьбу Родины. В грозный час они были готовы защищать страну до последнего дыхания. Все встали как один – русский и белорус, украинец и грузин, татарин и башкир, таджик и туркмен, казах и калмык, якут и чуваш… Ушедших на фронт мужчин на заводах, у станков, сварочных аппаратов, матросами и механиками на судах, за штурвалами речных пароходов, на спасательных станциях и постах сменили жены и сестры, старики и дети, родные и близкие ушедших бить фашистов.

Накануне войны Москва стала крупным речным портом, связанным с тремя морями: Каспийским, Балтийским и Белым. Московско-Окское пароходство и пароходство Москва-Волгоканал (одно из самых молодых в стране), обслуживало внутренние водные пути из столицы на Волгу. Старый водный путь шел по шлюзованной на протяжении 180 км Москва-реке, затем по Оке до Горького. Новая водная трасса – 123-километровый канал Москва–Волга – соединил нашу столицу с верховьями великой русской реки ниже Калинина (ныне Тверь). Иваньковская плотина образовала водохранилище, называемое Московским морем…

В июне 1941 г. активно велось строительство гидроузлов в Угличе и Рыбинске. Плотины должны были перегородить Волгу, образовать два новых водохранилища, изменить водный режим верховьев реки, повысив хозяйственно-экономическое значение канала Москва-Волга. Весной 1941 г. москвичи не предполагали, что вскоре мирную жизнь нарушат фашисты, а к осени им придется вести тяжелые бои, отстаивая каждую пять нашей земли. 22 июня 1941 г. был воскресный день. От причалов Химкинского речного вокзала уходили теплоходы, переполненные отдыхающими жителями и гостями столицы. В полдень среди внезапно наступившей тишины раздался взволнованный голос московского диктора, а затем обращение о нападении фашистской Германии на нашу страну. На следующий день речные суда, идущие к Москве, Калинину, Рязани, Горькому (ныне Нижний Новгород), Серпухову, принимали на промежуточных пристанях военнообязанных, спешивших на призывные пункты. Речные водные пути изменили свой облик. Погасли огни бакенов и створных знаков. Замаскировали свет и близко расположенные к рекам селения. Было не слышно пароходных гудков. Работа на пристанях и портах производилась в полутьме.

22 июля фашистская авиация произвела первый массированный налет на Москву, Калинин, Рязань и ряд других приречных городов Московского бассейна. В конце июня – августе на территорию Северного порта столицы было сброшено много зажигательных и фугасных бомб. Портовые команды противовоздушной обороны (ПВО), состоявшие из рабочих и служащих, портов и пристаней, активно участвовали в тушении возникавших пожаров. Так же было в Северном и Южном портах. После частых налетов на Подмосковье и Москву труженики города, включая речников, не стали прерывать работу во время бомбежек. Не оставляли рабочие места даже в момент массированного налета. С речниками активно трудились железнодорожники, доставлявшие эвакуированных и грузы. Одних увозили на фронт, а других в тыл.

По решению Государственного Комитета Обороны началась эвакуация населения Москвы, в первую очередь детей, женщин и стариков. В глубокий тыл переводились и важнейшие предприятия. Эту трудную задачу в значительной степени решали речные суда, которые одновременно доставляли грузы для фронта, промышленного и хозяйственных нужд. В тоже время усиленными темпами шло строительство Угличского и Рыбинского шлюзов. Суть в том, что до ввода в строй Угличского шлюза эвакуация из Москвы шла в основном через Москворецкую систему, малопригодную для массового пропуска судов. Транспортные суда работали на участках Москва–Горький и Москва–Рязань, не выходя на Волгу и Каму. В Рязани и Горьком находились основные перевалочные пункты. Масштабы речных перевозок были большие. Так, только через один Московский порт было отправлено столько грузов, сколько хватило бы для загрузки 2000 железнодорожных составов. К примеру, пристань Калинин (Тверь) в августе–сентябре и первой декаде октября 1941 г. отправила свыше 55 тыс. тонн грузов.

В сентябре 1941 г. начался пропуск судов через Угличский и Рыбинский шлюзы. Караваны судов направлялись от причалов Северного порта столицы. В тоже время обстановка на фронте менялась к худшему. Путь по каналу был опасным: вражеские самолеты бомбили суда в районе Рыбинского моря, Рыбинского гидроузла, а также сооружения канала в районе Москвы. Речникам Московского бассейна было поручено эвакуировать в тыл и население северо-западных областей и Ленинграда на пристани Калинин, Большая Волга, Углич, Калязин, Кимры, Коломна. Однако один пассажирский флот не смог бы справиться с такими массовыми перевозками. Речникам дополнительно были выделены баржи, приспособленные к новому виду перевозок.

В начале октября обстановка на подмосковных речных путях сильно усложнилась. Враг наступал на столицу – вышел на дальние подступы к Москве. В отдельных районах линия фронта проходила на расстоянии 80–100 км. Хотя наступление немцев было приостановлено, обстановка оставалась неустойчивой. Нередко суда подавались прямо к расположенным по берегам Москвы-реки предприятиям. В середине октября поступило указание об эвакуации оборудования московских портов, мастерских, механизмов канала Москва–Волга.

Важным событием для речников столицы явилось состоявшееся 13 октября 1941 г. собрание партийного актива Москвы, где с докладом «О текущем моменте и задачах московских большевиков» выступил секретарь ЦК, МК и МГК ВКП (б) А.С. Щербаков. Партийный актив призвал коммунистов, комсомольцев, всех трудящихся столицы усилить помощь фронту, отдать все силы защите города.

В средине октября противник занял г. Калинин (Тверь). 19 октября было опубликовано постановление Государственного Комитета Обороны о введении осадного положения в Москве. Комитет призвал население столицы к героической защите родного города. И как всюду, речники приняли участие в строительстве укреплений. Хочется особо отметить работу управления Московско-Окского пароходства и Северного порта. Они самоотверженно работали в октябре и ноябре на строительстве оборонительных сооружений и огневых точек у Малоярославца, в непосредственной близости к фронту. В отряд входили молодежь и пожилые. Шестидесятилетние капитаны-наставники Челышев, Ручнов и другие подавали пример остальным работникам.

Речной флот Московско-Окского пароходства и канала Москва–Волга продолжал эвакуационные перевозки, а также выполнял специальные задания военного командования. Часть судов передали непосредственно в распоряжение командования армии и флота. Речники работали на переправах: Москвы, Серпухова, Горького, Рязани, Калинина, Калуги и в других регионах. В начале декабря фашисты вышли к каналу Москва–Волга, на рубеж Красная Поляна–Крюково. В этих условиях речники образцово выполняли поставленные перед ними задачи.

К примеру, капитану парохода «Макар Мазай» М. Мочалову было дано задание перевести суда, оставшиеся в Северном порту, в Хлебниково. Лед на канале достигал 20 см. Пароход с караваном немедленно отправился в путь. Машина парохода работала с перебоями. Обычно рейс из Северного порта до Хлебникова продолжался 45 минут, а в этот раз понадобилось около 14 часов. Труднейшая борьба со стихией была преодолена, а задание выполнено. Немцы наступали стремительно, рвались к Кашире и Серпухову. В этой обстановке военное командование поставило речникам задачу – увести из Серпухова флот вниз по Оке – пристань уже обстреливалась орудийным огнем врага.

10 ноября 1941 г. караван вышел из Серпухова по направлению к Кашире. В его составе находились буксировщики «МОПР», «Донбасс» и «Бригада», пассажирский пароход «Робеспьер» и несколько несамоходных груженых судов. Мороз сковал реку, поэтому шли во льдах, с трудом отвоевывая каждый километр. У Пушкинского переката река покрылась прочным льдом. На помощь речникам пришли саперы воинской части. Они взорвали лед, но караван снова попал в ледовый плен. Суда оказались и стали в открытом плесе. В то же время враг оказался близко. Поступила команда подготовить суда к взрыву и затоплению. Для моряка или речника такие минуты очень тяжелы, ибо они дорожат кораблем или судном больше жизни. С учетом указаний свыше удалось сохранить суда и доставить грузы по назначению.

В то время организацией перевозок руководил уполномоченный Коллегии НК РФ М.Н. Чеботарёв с небольшой группой. По каждому загружаемому и отправляемому в рейс судну и барже вопрос согласовывался с заместителем председателя СНК А.И. Микояном или А.Н. Косыгиным. Речные суда прибывали в столицу с грузами, которые сразу распределяли по назначению и потребности. С них разгружали дрова, соль, песок, а в обратный рейс отправляли эвакуированных, оборудование, материалы, имущество, необходимые для введения в строй новых предприятий и организаций. Так, только по Оке в первые дни ноября было отправлено 88 тыс. тонн различных грузов. Надвигалась зима, реку покрывало ледовым панцирем. Для разрушения льда применяли различные способы. Нередко привлекались и саперы.

Вражеские самолеты кружили над судами, иногда сбрасывая бомбы, или снижались для пулеметного обстрела. 10 декабря (через месяц после выхода из Серпухова) прибыли последние суда. Операция флота в навигацию 1941 г. прекратилась. Речной флот московских пароходств сумел доставить за навигацию больше, по сравнению с довоенным 1940 годом: нефти – почти в полтора раза; лесных грузов – более чем в три и соли – в семь раз. По речным путям в 1941 г. производилась доставка воинских грузов, в основном снабжение, проводились крупные мобилизационные и оперативные переброски людских ресурсов, частей и подразделений.

Контр-адмирал В.А. ПОПОВИЧ

Продолжение в следующем номере.

Другие статьи автора

  • Четвероногие герои
  • Цветы верности и борьбы
  • Стояли насмерть в битве за Москву
  • Созрел ли мир для новой «Ялты»?
  • Пролог холодной войны

Другие материалы номера

  • Хранить историю в чистоте
  • Так ли мы банкуем?
  • Социальная хроника
  • Советский суперагент А. Коротков
  • Продвигаемся вперед, противник отступает
  • Потрясений не возникло
  • Ну, сладко вам от яблока раздора?
  • Новый посол в США
  • На круглом столе в Госдуме обсуждаются инновационные проекты аэрокосмической энергетики
  • Ле Пен не сможет участвовать в выборах?
  • Крупная забастовка в Греции
  • Калейдоскоп
  • Из последних сообщений
  • Дети во времена убыли
  • Дворцы и хижины
  • Более половины украинцев хотят прекращения конфликта и готовы на уступки
  • Беспокойство рождает успех
  • «У нас тут не Москва…»
  • «Сама наша страна как бы «сконструирована» для вертолетов»

Похожие новости

Звездам, а не ландышам, сиять на погонах

03.12.202503.12.2025

Сыны земли Русской

03.12.202503.12.2025

Имя таланта — труд

03.12.202503.12.2025

Навигация по записям

Предыдущая новость Советский суперагент А. Коротков
Следующая новость Ну, сладко вам от яблока раздора?

Свежий номер

  • 136 (15692), 6 декабря 2025 г.

    136 (15692), 6 декабря 2025 г.

    06.12.2025

Календарь публикаций

Ноябрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930  
« Окт   Дек »

Архив номеров

Ноябрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930  
« Окт   Дек »

Опрос

Подорожание чего Вы сильнее всего ощутили в последнее время?

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Мы в соц.сетях




Блог редакции

  • Как стать участником форума (комментатором) на сайте. Подробная инструкция
  • Требуется ваша помощь!
  • Обновляем сайт
  • Готовимся к переезду

Свежие комментарии

  • Strycis к записи Неожиданный след в убийстве укрофашистов
  • Victorovich к записи Конфиденциальность граждан планеты стремится к нулю
  • robot к записи Кодекс чести и благополучия
  • Ignat к записи Знаковый день декабря
  • Ignat к записи Кодекс чести и благополучия

Слово партнёрам

  • Маркизы для дачи: особенности выбора и эксплуатации

  • Методы улучшения качества воды и их необходимость

  • Авторские букеты с доставкой: идеальный подарок для любого повода

  • Вступление в Реестр НРС: пошаговое руководство

  • Когда может потребоваться анализ воды в лаборатории

Праздники

Декабрь 2025

Суббота, 6 декабря

Весь день
День образования подразделений по контролю за оборотом наркотиков системы МВД России

6 декабря отмечают день рождения своей службы сотрудники подразделений по контролю за оборотом наркотиков системы Министерства внутренних дел Российской Федерации.Для людей, выполняющих эту важнейшую для общества задачу, связанную с обеспеч

https://www.calend.ru/holidays/0/0/3488/
Повторяется ежегодно

Об издании

Газета «Советская Россия»

Свидетельство о регистрации СМИ №01218 от 29.06.1992

Главный редактор: В. Чикин

Разработка

Сайт создан в Site Works

ВОЗРАСТНОЕ ОГРАНИЧЕНИЕ

21+

Меню

  • О газете
  • Редакция
  • Блог редакции
  • Подписка
  • Правила поведения на сайте
  • Реклама
  • Старый сайт
  • Старый HTML сайт
Авторсие права: © 2025 Газета "Советская Россия".
Работает на Wordpress
Главная
Вход
Вход
Регистрация
Регистрация
Авторизация
Регистрация
*
*
Войти, используя социальный аккаунт
Вход Потеряли пароль ?
Авторизация
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Войти, используя социальный аккаунт
Зарегистрироваться
Авторизация Регистрация
Генерация пароля
Получить новый пароль