Подвиг речников при защите столицы
В ноябрьские дни 83 года назад столица нашей Родины переживала тяжелые дни, отражая натиск фашистских полчищ, стремившихся ее поработить. На защиту встал стар и млад – одни с оружием в руках, другие трудились на предприятиях, организациях, на водном транспорте и др. Активно работали речники Московского речного пароходства, перевозившие москвичей и грузы вглубь страны. Недавно мне удалось побывать у истоков Москвы-реки, пройтись по берегам обмелевшей красавицы Оки, побывать в местах сражений бойцов и командиров, моряков и морских пехотинцев, стоявших насмерть при защите Москвы. Конечно, время почти сровняло с землей – разрушило окопы и блиндажи. Однако о тех героических днях напоминают многочисленные памятники и монументы, к счастью, они есть. На местах былых сражений их количество с каждым годом увеличивается. На наш взгляд, это хорошо, что новые поколения помнят подвиг отцов, дедов, прадедов. Пока помним, они живы, ибо они в наших сердцах. Выдающийся полководец Великой Отечественной войны, Маршал Советского Союза К.К. Рокоссовский писал: «Только тот народ, который чтит своих героев, может считаться великим». Он также говорил: «Великая Отечественная война была всенародной. И победа над врагом тоже была всенародной». Это действительно так.
Тяжелая весть о начале войны изменила обстановку в городе. В том числе на фабриках, заводах, судах и речных пароходствах. Люди, полные гнева и возмущения, клеймили агрессора. В их голосе звучало: «Фашизм не пройдет. Все силы отдадим фронту. Враг будет разбит, победа будет за нами!» Такие митинги проводились повсеместно. Люди понимали всю полноту ответственности за судьбу Родины. В грозный час они были готовы защищать страну до последнего дыхания. Все встали как один – русский и белорус, украинец и грузин, татарин и башкир, таджик и туркмен, казах и калмык, якут и чуваш… Ушедших на фронт мужчин на заводах, у станков, сварочных аппаратов, матросами и механиками на судах, за штурвалами речных пароходов, на спасательных станциях и постах сменили жены и сестры, старики и дети, родные и близкие ушедших бить фашистов.
Накануне войны Москва стала крупным речным портом, связанным с тремя морями: Каспийским, Балтийским и Белым. Московско-Окское пароходство и пароходство Москва-Волгоканал (одно из самых молодых в стране), обслуживало внутренние водные пути из столицы на Волгу. Старый водный путь шел по шлюзованной на протяжении 180 км Москва-реке, затем по Оке до Горького. Новая водная трасса – 123-километровый канал Москва–Волга – соединил нашу столицу с верховьями великой русской реки ниже Калинина (ныне Тверь). Иваньковская плотина образовала водохранилище, называемое Московским морем…
В июне 1941 г. активно велось строительство гидроузлов в Угличе и Рыбинске. Плотины должны были перегородить Волгу, образовать два новых водохранилища, изменить водный режим верховьев реки, повысив хозяйственно-экономическое значение канала Москва-Волга. Весной 1941 г. москвичи не предполагали, что вскоре мирную жизнь нарушат фашисты, а к осени им придется вести тяжелые бои, отстаивая каждую пять нашей земли. 22 июня 1941 г. был воскресный день. От причалов Химкинского речного вокзала уходили теплоходы, переполненные отдыхающими жителями и гостями столицы. В полдень среди внезапно наступившей тишины раздался взволнованный голос московского диктора, а затем обращение о нападении фашистской Германии на нашу страну. На следующий день речные суда, идущие к Москве, Калинину, Рязани, Горькому (ныне Нижний Новгород), Серпухову, принимали на промежуточных пристанях военнообязанных, спешивших на призывные пункты. Речные водные пути изменили свой облик. Погасли огни бакенов и створных знаков. Замаскировали свет и близко расположенные к рекам селения. Было не слышно пароходных гудков. Работа на пристанях и портах производилась в полутьме.
22 июля фашистская авиация произвела первый массированный налет на Москву, Калинин, Рязань и ряд других приречных городов Московского бассейна. В конце июня – августе на территорию Северного порта столицы было сброшено много зажигательных и фугасных бомб. Портовые команды противовоздушной обороны (ПВО), состоявшие из рабочих и служащих, портов и пристаней, активно участвовали в тушении возникавших пожаров. Так же было в Северном и Южном портах. После частых налетов на Подмосковье и Москву труженики города, включая речников, не стали прерывать работу во время бомбежек. Не оставляли рабочие места даже в момент массированного налета. С речниками активно трудились железнодорожники, доставлявшие эвакуированных и грузы. Одних увозили на фронт, а других в тыл.
По решению Государственного Комитета Обороны началась эвакуация населения Москвы, в первую очередь детей, женщин и стариков. В глубокий тыл переводились и важнейшие предприятия. Эту трудную задачу в значительной степени решали речные суда, которые одновременно доставляли грузы для фронта, промышленного и хозяйственных нужд. В тоже время усиленными темпами шло строительство Угличского и Рыбинского шлюзов. Суть в том, что до ввода в строй Угличского шлюза эвакуация из Москвы шла в основном через Москворецкую систему, малопригодную для массового пропуска судов. Транспортные суда работали на участках Москва–Горький и Москва–Рязань, не выходя на Волгу и Каму. В Рязани и Горьком находились основные перевалочные пункты. Масштабы речных перевозок были большие. Так, только через один Московский порт было отправлено столько грузов, сколько хватило бы для загрузки 2000 железнодорожных составов. К примеру, пристань Калинин (Тверь) в августе–сентябре и первой декаде октября 1941 г. отправила свыше 55 тыс. тонн грузов.
В сентябре 1941 г. начался пропуск судов через Угличский и Рыбинский шлюзы. Караваны судов направлялись от причалов Северного порта столицы. В тоже время обстановка на фронте менялась к худшему. Путь по каналу был опасным: вражеские самолеты бомбили суда в районе Рыбинского моря, Рыбинского гидроузла, а также сооружения канала в районе Москвы. Речникам Московского бассейна было поручено эвакуировать в тыл и население северо-западных областей и Ленинграда на пристани Калинин, Большая Волга, Углич, Калязин, Кимры, Коломна. Однако один пассажирский флот не смог бы справиться с такими массовыми перевозками. Речникам дополнительно были выделены баржи, приспособленные к новому виду перевозок.
В начале октября обстановка на подмосковных речных путях сильно усложнилась. Враг наступал на столицу – вышел на дальние подступы к Москве. В отдельных районах линия фронта проходила на расстоянии 80–100 км. Хотя наступление немцев было приостановлено, обстановка оставалась неустойчивой. Нередко суда подавались прямо к расположенным по берегам Москвы-реки предприятиям. В середине октября поступило указание об эвакуации оборудования московских портов, мастерских, механизмов канала Москва–Волга.
Важным событием для речников столицы явилось состоявшееся 13 октября 1941 г. собрание партийного актива Москвы, где с докладом «О текущем моменте и задачах московских большевиков» выступил секретарь ЦК, МК и МГК ВКП (б) А.С. Щербаков. Партийный актив призвал коммунистов, комсомольцев, всех трудящихся столицы усилить помощь фронту, отдать все силы защите города.
В средине октября противник занял г. Калинин (Тверь). 19 октября было опубликовано постановление Государственного Комитета Обороны о введении осадного положения в Москве. Комитет призвал население столицы к героической защите родного города. И как всюду, речники приняли участие в строительстве укреплений. Хочется особо отметить работу управления Московско-Окского пароходства и Северного порта. Они самоотверженно работали в октябре и ноябре на строительстве оборонительных сооружений и огневых точек у Малоярославца, в непосредственной близости к фронту. В отряд входили молодежь и пожилые. Шестидесятилетние капитаны-наставники Челышев, Ручнов и другие подавали пример остальным работникам.
Речной флот Московско-Окского пароходства и канала Москва–Волга продолжал эвакуационные перевозки, а также выполнял специальные задания военного командования. Часть судов передали непосредственно в распоряжение командования армии и флота. Речники работали на переправах: Москвы, Серпухова, Горького, Рязани, Калинина, Калуги и в других регионах. В начале декабря фашисты вышли к каналу Москва–Волга, на рубеж Красная Поляна–Крюково. В этих условиях речники образцово выполняли поставленные перед ними задачи.
К примеру, капитану парохода «Макар Мазай» М. Мочалову было дано задание перевести суда, оставшиеся в Северном порту, в Хлебниково. Лед на канале достигал 20 см. Пароход с караваном немедленно отправился в путь. Машина парохода работала с перебоями. Обычно рейс из Северного порта до Хлебникова продолжался 45 минут, а в этот раз понадобилось около 14 часов. Труднейшая борьба со стихией была преодолена, а задание выполнено. Немцы наступали стремительно, рвались к Кашире и Серпухову. В этой обстановке военное командование поставило речникам задачу – увести из Серпухова флот вниз по Оке – пристань уже обстреливалась орудийным огнем врага.
10 ноября 1941 г. караван вышел из Серпухова по направлению к Кашире. В его составе находились буксировщики «МОПР», «Донбасс» и «Бригада», пассажирский пароход «Робеспьер» и несколько несамоходных груженых судов. Мороз сковал реку, поэтому шли во льдах, с трудом отвоевывая каждый километр. У Пушкинского переката река покрылась прочным льдом. На помощь речникам пришли саперы воинской части. Они взорвали лед, но караван снова попал в ледовый плен. Суда оказались и стали в открытом плесе. В то же время враг оказался близко. Поступила команда подготовить суда к взрыву и затоплению. Для моряка или речника такие минуты очень тяжелы, ибо они дорожат кораблем или судном больше жизни. С учетом указаний свыше удалось сохранить суда и доставить грузы по назначению.
В то время организацией перевозок руководил уполномоченный Коллегии НК РФ М.Н. Чеботарёв с небольшой группой. По каждому загружаемому и отправляемому в рейс судну и барже вопрос согласовывался с заместителем председателя СНК А.И. Микояном или А.Н. Косыгиным. Речные суда прибывали в столицу с грузами, которые сразу распределяли по назначению и потребности. С них разгружали дрова, соль, песок, а в обратный рейс отправляли эвакуированных, оборудование, материалы, имущество, необходимые для введения в строй новых предприятий и организаций. Так, только по Оке в первые дни ноября было отправлено 88 тыс. тонн различных грузов. Надвигалась зима, реку покрывало ледовым панцирем. Для разрушения льда применяли различные способы. Нередко привлекались и саперы.
Вражеские самолеты кружили над судами, иногда сбрасывая бомбы, или снижались для пулеметного обстрела. 10 декабря (через месяц после выхода из Серпухова) прибыли последние суда. Операция флота в навигацию 1941 г. прекратилась. Речной флот московских пароходств сумел доставить за навигацию больше, по сравнению с довоенным 1940 годом: нефти – почти в полтора раза; лесных грузов – более чем в три и соли – в семь раз. По речным путям в 1941 г. производилась доставка воинских грузов, в основном снабжение, проводились крупные мобилизационные и оперативные переброски людских ресурсов, частей и подразделений.
Контр-адмирал В.А. ПОПОВИЧ
Продолжение в следующем номере.