Армения считает себя вне ОДКБ, возврат в организацию уже невозможен, точка невозврата пересечена, заявил премьер-министр республики Никол Пашинян.
«…Мы заявляли, что замораживаем наше участие в работах ОДКБ, что означает, что мы не участвуем ни в разработке документов, ни в обсуждениях, не выдвигаем никаких предложений, мы просто не ставим вето», – сказал Пашинян в рамках правительственного часа в парламенте в среду.
«По сути, мы уже считаем себя вне ОДКБ», – добавил он.
«Пусть они решают что хотят. Мы не вмешиваемся в их дела и не заявляем, что здесь у нас де-юре есть право на вето. И это при всем уважении к нашим коллегам», – сказал Пашинян.
По его словам, разница в восприятии Армении и России ситуации с ОДКБ и их публичное выражение «уже делает все труднее, если не невозможным возвращение Армении в ОДКБ».
«Считаю, что мы в этом вопросе перешли точку невозврата», – сказал премьер Армении.
По итогам саммита ОДКБ в конце ноября президент России Владимир Путин отметил, что «Армения заявила, что берет паузу и не объявляла о выходе из организации, и она поддерживает все документы, которые принимаются в ходе сегодняшней встречи, и обращает наше внимание на это». «Если это так, то, значит, существует возможность, что Армения вернется к полноформатной работе в рамках ОДКБ. Ну, посмотрим», – сказал Путин.
По мнению российского президента, нынешний кризис в отношениях Армении с ОДКБ связан с внутриполитической ситуацией в этой южнокавказской стране и последствиями событий в Карабахе.
Пашинян также сказал, что заявления президента России «делают очевидными общую ситуацию в ОДКБ». «Наша позиция однозначная: в 2021 и 2022 годах против Армении произошли территориальные притязания, была агрессия. Мы видели, что ситуация развивается в этом направлении. И этот вопрос в первую очередь обсудили с нашими союзниками, получив ответ, что такого быть не может, поскольку границы Армении для нас являются «красной линией», – сказал Пашинян.
По его словам, после «мы сказали нашим союзникам, что их указанная «красная линия» пересечена, на что они ответили, что, кажется, границы не делимитированы».
«Тогда мы сказали: а где же тогда «красная линия», где она проходит, чтобы мы могли понять наши отношения с ОДКБ? Мы сказали: покажите нам зону ответственности ОДКБ в Армении, но они не показали. Я сказал тогда, что если ОДКБ в Армении не имеет зону ответственности, то фактически такой организации не существует», – сказал Пашинян.
Он отметил, что ситуация с Карабахом к этому не имеет отношения. «В контексте заморозки нашего участия в ОДКБ тему Карабаха мы абсолютно не затрагивали», – сказал Пашинян.
На вопросы депутата, в чем задержка и почему Армения официально не выходит из ОДКБ, премьер ответил: «Задержки нет. Есть наше представление о скорости и темпе. Вы видите, что мы очень четко и последовательно идем к конкретному направлению».