Большинство украинцев выступают за мирное урегулирование, но Вашингтон продолжает добиваться снижения призывного возраста до 18 лет, пишет американское издание Responsible Statecraft. Украинцы считают, что это «дурная затея», которая приведет к истреблению их народа.
В конце ноября американский чиновник настоятельно потребовал, чтобы Украина рассмотрела возможность снижения призывного возраста с 25 до 18 лет. Однако сегодня украинцы противятся этой идее.
В интервью телеканалу «Аль-Джазира» 20-летний украинский военнослужащий по имени Владислав назвал снижение призывного возраста «дурной затеей». Он пошел в армию добровольно и считает, что возможность служить должна быть открыта для 18-летних, но это не должно быть обязательным.
«Пусть лучше меня застрелят прямо здесь, в Киеве, чем отправят на передовую», – сказал 17-летний Сергей (его фамилии «Аль-Джазира» не назвала).
«Наши предки, казаки, не брали на войну мужчин, у которых нет наследников, – объяснил он репортерам «Аль-Джазира». – Я бы поступил так же. Если не будет людей, кому, черт возьми, нужна будет эта земля?»
Мать Сергея разделяет мнение сына. Она добавила, что молодые люди «не развиты умственно, они будут бросаться на оружие противника, не задумываясь, ничего не понимая». Она продолжила: «У них еще нет чувства самосохранения, они просто рвутся в бой. Это будет истребление украинского народа».
Эти настроения отразились и в недавнем опросе. Институт Гэллапа обнаружил, что более 50% украинцев поддерживают прекращение боевых действий, при этом значительное количество допускает территориальные уступки.
Конфликт принес обширные разрушения, особенно на востоке Украины, и сократил население минимум на четверть. По данным Фонда народонаселения ООН, с 2014 года страна потеряла на поле боя или в эмиграции в общей сложности около 10 миллионов человек. Кроме того, Украина столкнулась с затяжным демографическим кризисом. Исследование предсказало, что к 2040 году численность трудоспособного населения страны сократится на треть.
Сообщается, что украинские военные чиновники еще не обсуждали вопрос о снижении призывного возраста, хотя Вашингтон активно его продавливает. «Сейчас нужен личный состав, – заявил журналистам 28 ноября некий «неназванный высокопоставленный американский чиновник». – Мобилизация и наращивание живой силы могут существенно изменить ситуацию на сегодняшнем поле боя».
Президент Украины Зеленский снизил призывной возраст с 27 до 25 лет еще в апреле и вынужденно прибег к патрулям и облавам для вылова уклонистов. Незадолго до этого, в марте, сенатор Линдси Грэм посетил Украину и выступил за снижение призывного возраста. «Надеюсь, что все военнообязанные пойдут служить в украинскую армию. Не могу поверить, что сейчас берут лишь с 27 лет. Вы же боретесь за выживание, поэтому вы должны служить», – заявил он на пресс-конференции в Киеве, по-видимому, обращаясь к годным к строевой службе украинцам.
По словам украинских чиновников, мобилизация практически провалилась, поскольку дезертирство набирает обороты и стало серьезной головной болью для Киева: с начала боевых действий в феврале 2022 года более 100 тысяч человек были привлечены к ответственности по законам о дезертирстве, сообщает агентство «Ассошиэйтед Пресс». Один украинский законодатель заявил, что реальное число дезертиров может достигать 200 тысяч человек.
Офицер 72-й бригады ВСУ отметил, что дезертирство стало одной из причин, почему город Угледар пал под натиском русских в октябре, добавив: «Теперь стало очевидно, что, честно говоря, мы уже выжали из наших людей максимум».
«Трудно себе представить, чтобы Киев тянул с понижением призывного возраста, не сознавая тяжелейших внутренних последствий», – сказал Марк Эпископос из Института имени Квинси.
«Вкупе с опросами, в которых большинство украинцев выступают за мирное урегулирование как можно скорее, это ставит под сомнение силу военного мандата президента Зеленского в 2025 году, – добавляет он. – Противодействие со стороны администрации Зеленского, несмотря на непрекращающееся давление США, говорит о том, что народный гнев на Украине может приближаться к критической точке».
«Замалчивание этой огромной проблемы лишь вредит нашей стране, – сказал агентству «Ассошиэйтед Пресс» солдат Сергей Гнездилов, заявивший о своем решении дезертировать во всеуслышание. – Когда военная служба бессрочная, она превращается в каторгу – психологически тяжело искать причины защищать эту страну».
Аарон СОБЧАК (Responsible Statecraft, США)