В нашей стране происходит немало странностей. Например, дети до 18 лет, страдающие сахарным диабетом, признаются инвалидами, а после 18-ти, согласно выводам Медико-социальной экспертизы (МСЭ) ряда субъектов РФ, неожиданно перестают ими быть и переводятся в разряд почти здоровых людей, хотя диабет, как известно, неизлечимое заболевание.
Просто у некоторых регионов дефицитные бюджеты, и их МСЭ, действуя в угоду исполнительной власти, отменяют инвалидность нездоровым людям, лишая их полагающихся выплат, бесплатных лекарств и медицинских изделий, ввергая тем самым в стрессовую ситуацию и укорачивая жизнь и диабетикам, и их семьям.
И что получается? Многим повзрослевшим диабетикам лечение становится недоступным, из-за бедности большинству семей не на что покупать лекарства и необходимые медицинские средства. Как дальше жить? С таким вопросом поступают обращения от граждан в адрес депутатов, сенаторов, министерств и департаментов.
В Госдуме отреагировали коммунисты.
Проблема детально обсуждалась на круглом столе, организованном фракцией КПРФ, в частности, первым заместителем руководителя фракции Николаем Васильевичем Коломейцевым и заместителем председателя думского комитета по охране здоровья коммунистом Алексеем Владимировичем Куринным.
Не случайно судьба страдающих диабетом была в центре внимание представительной дискуссии, на которую собрались и специалисты, занимающиеся лечением диабета, и депутаты с сенаторами, и министерские чиновники, и активисты Всероссийской организация родителей и детей-инвалидов (ВОРДИ). Диабет стоит в ряду наиболее тяжелых и ширящихся в РФ заболеваний, он – на третьем месте после сердечно-сосудистых и онкологических недугов.
Диабет бывает двух типов. При I типе – инсулин в организме не вырабатывается, такому пациенту требуются регулярные инъекции инсулина. При II типе – инсулин вырабатывается, но в недостаточном количестве, необходимый уровень его в организме поддерживается приемом таблеток.
Медики отмечают: за последние годы растет заболеваемость диабетом среди детей и молодежи. Минздрав, отвечая на депутатский запрос, подтвердил: число детей, страдающих сахарным диабетом, с каждым годом растет, к детям-диабетикам нужен особый системный подход. И это не только наблюдение врача, лечение, но и организация в школах специализированного питания. К сожалению, констатируют специалисты, «в прошлом году эта категория школьников вообще не была обеспечена питанием в 11 регионах России».
Выступая на круглом столе от имени Минздрава, Екатерина Валерьевна КАРАКУЛИНА подчеркнула, что сахарный диабет I типа был признан социально значимым заболеванием. Все больше им заболевает детей. За прошедшие 10 лет число детей с сахарным диабетом I типа увеличилось в два раза. Если в 2014 году таких детей было 32 тысяч 929 человек, то на конец 2023-го – юных диабетиков I типа стало уже 61 тысяча 318. И действительно, все дети с диабетом I типа после установления диагноза имеют возможность оформить инвалидность до 18 лет без переосвидетельствования. Это позволяет детям, страдающим диабетом, иметь бесплатное ежегодное санаторно-курортное лечение, родителям – налоговые льготы, социальную пенсию.
А после 18 лет? Это уж у кого как получится.
Например, в Татарстане, где есть нефть и бюджет бездефицитный, инвалидность 100%-но сохраняется за всеми взрослеющими пациентами, а в Ульяновской области с дефицитным бюджетом 18-летним диабетикам 100%-но в инвалидности отказано.
«При отсутствии осложнений, – поясняла Каракулина, – а наше лечение как раз и направлено, чтобы было как можно меньше осложнений, то инвалидность не продлевается». А это значит, что отпадают имевшиеся льготы, сохраняется только обеспечение инсулином и расходными материалами. Несмотря на то, что болезнь никуда не уходит и 18-летний диабетик не способен зарабатывать себе на обеспечение лечения, в год только на расходные материалы диабетику, независимо от возраста, приходится тратить 100–120 тыс. рублей. Родители называют такой подход со стороны государства к их детям дискриминацией.
«Лучше и не взрослеть детям, больным сахарным диабетом, – возмущалась председатель думского комитета по защите материнства, отцовства и детства Нина Александровна ОСТАНИНА (КПРФ). – Лучше не отмечать 18 лет, потому что они враз теряют то, что получали до совершеннолетия, хотя ничего в жизни ребенка и родителей не меняется. Тем не менее семья приобретает такие бюрократические проблемы, преодолеть которые просто невозможно. Чиновники обещают провести некие исследования, после чего проблема с инвалидностью может быть пересмотрена, но сколько этого ждать?..
И ведь из этих семей, где отец остается, по сути, единственным кормильцем, могут мобилизовать его на СВО, так как нет подтверждений, что его 18-летний сын или дочь является инвалидом.
Валентина Александровна ПЕТЕРКОВА, главный эндокринолог, заведующая кафедрой эндокринологии и диабетологии, академик РАН, вслух начала подсчитывать, как дорого обойдется государству обеспечение диабетиков…
«Сегодня ребенок с сахарным диабетом обходится государству более чем в 500 тыс. рублей в год. А если еще 260 тысяч взрослых (включая и 18-летних) обеспечивать – так это же огромные деньги, 60 миллиардов надо! Может быть, не всех сразу?».
Тут же последовал ответ Н.В. КОЛОМЕЙЦЕВА:
«Вы считаете, много 60 млрд рублей для помощи диабетикам? Многие из вас не знают, что нефтяникам Минфин выделил из бюджета на обратный акциз 4 триллиона рублей. Сравните суммы. С моей точки зрения, академики должны ставить вопрос, как решить проблему поддержки больных диабетом, а не экономить на инвалидах. В этой части Силуанов секвеструет всё, что можно. Если необходим набор лекарств и расходных материалов для диабетиков, то надо изыскать средства».
Его поддержали общественники.
А.В. КУРИННЫЙ выступил против региональных различий в определении инвалидности повзрослевшим 18-летним пациентам в обеспечении их бесплатными лекарствами и всем необходимым. И это касается не только диабетиков I типа, но и II типа, которым не менее трудно пролонгировать инвалидность. Депутат-коммунист считает, что в бюджетах всех уровней должны быть заложены необходимые средства для обеспечения больных диабетом и детей, и взрослых. И строка с этими средствами должна быть защищена.
«Если выделить сахарный диабет в отдельную защищенную бюджетную строку с суммой в те же 60 миллиардов, то проблему мы бы могли значительно уменьшить», – уверен Коломейцев.
Его поддержал академик РАН Александр Григорьевич РУМЯНЦЕВ, член комитета по охране здоровья, фракция «Единая Россия».
Предложение депутата-коммуниста поддержали большинство собравшихся. А представители семей 18-летних диабетиков из Нижнего Новгорода, Московской, Ульяновской областей делились, с какими мытарствами им пришлось столкнуться, добиваясь справедливости и восстановления инвалидности для их повзрослевших детей, страдающих диабетом.
Всего по России, как выяснилось в ходе круглого стола, 31 субъект считаются «отличниками» в решении жизненных проблем диабетиков. Там сохраняется инвалидность, чаще это III группа; рекомендуют, при необходимости, где можно трудоустроиться. И некоторые семьи, у которых есть подросший диабетик, решаются даже на переезд в тот регион, где с пониманием относятся к их проблеме.
Активным защитником прав диабетиков и их семей выступила академик Марина Владимировна ШЕСТАКОВА, которая многие годы занимается вопросами лечения диабета. Она утверждает, что пока нет панацеи от этого заболевания, но есть средства, которые помогают людям нормально и долго жить, работать, иметь здоровых детей. Но нигде, ни на каком уровне диабетики не должны притесняться лишениями.
Шестакова разделила позицию большинства, в том числе и организаторов круглого стола, относительно принятых рекомендаций. В них выражено требование к Минздраву, Минтруду, другим ведомствам восстановить порядок определения инвалидности больным диабетом, которым исполнилось 18 лет, и сохранение всех положенных социальных льгот и материальных выплат.
Рекомендации направлены в министерства.
Галина ПЛАТОВА