В преддверии Дня российской науки, отмечаемого 8 февраля, Владимир Путин вручил в Кремле премии Президента в области науки и инноваций молодым учёным за 2024 год.
Лауреатами премий стали Константин Титов, Наталья Черкашина, Елена Корочкина, Вадим Попков и Кирилл Мартинсон.
Каждый из лауреатов внес значительный вклад в развитие передовых направлений научной деятельности.
Геннадий ЗЮГАНОВ – комментарий к событию
Звонок в Госдуму из редакции «Советской России»
– Геннадий Андреевич, можно Вас отвлечь на короткое время от дел для комментария событий?
– Давайте!
– Известно, что Вы неоднократно выступали, достаточно проникновенно, с тревогой, о том, что Россия жестоко страдает от утечки мозгов. Ученые и даже выпускники наших вузов покидают страну, уезжают за границу или за океаном находят пристанище. Это губительно сказывается на состоянии нашей науки, нашего будущего. Тревога понятна. Но как Вы оцениваете вчерашнее событие: президент пригласил группу молодых ученых и вручил им высокие премии? Причем говорилось о вкладе весьма существенном: от развития в области животноводства до упрочения космической безопасности. Как Вы оцениваете эти успехи? Наступает перелом?..
– Валентин Васильевич, давайте внимательно посмотрим главный тезис послания президента: мы должны прежде всего выйти на мировые темпы, одолеть вымирание и обнищание и освоить самые новейшие технологии. Новейшие технологии – это прежде всего вложения в науку и в образование. Мы были в советское время самой передовой державой по ведущим отраслям: начиная от аэрокосмической и ракетной или атомной промышленности. У нас все учились. Советская школа была признана одной из лучших в мире. Каждое третье мировое изобретение давала наша наука. Каждый третий научный работник на планете имел советский паспорт.
Разгром нашей страны начался именно с подмены закона об образовании. Его протащила либеральная свора, написав под диктовку американских ЦРУшников и наших недоброжелателей. В результате этого погрома мы получили больное образование. Любой завод взорванный можно восстановить за два года, восстановить взорванное образование можно только за 10–20 лет. А для поколения, которому навязали паршивую школу, это травма на всю жизнь.
Путин это понял довольно давно. После Мюнхенской речи появились национальные проекты, встал ребром и вопрос об образовании… И вот уже не первый раз он наградил молодых результативных ученых. Но вчера же он провел сам лично Совет по науке и образованию. Весьма содержательные. Я тщательным образом даже законспектировал. А во вторник в Думу придут министры с заместителем премьера. Они принесут стратегию образования в России на ближайшие годы. Это исключительно важный документ.
Мы не только давно били тревогу, но мы и подготовили конкретные предложения. У нас на фракции каждый второй-третий с научной степенью, и мы задействовали лучшие научные кадры. Жорес Алфёров, Мельников, академик Кашин, талантливые учителя и преподаватели: и Афонин, и Новиков, и Смолин, и Останина. Мы подготовили пакет законов. Нобелевский лауреат создал свою школу – алферовский университет, где собрал талантливых математиков и физиков, вплоть до академиков, которые работали в этом уникальном университете. Я туда приглашал всех в свое время. Туда и министры заходили. Мы создали уникальную школу у Грудинина. Мы и в Академии наук создали условия для математиков и физиков, собирали по всей Сибири.
А они оказались за рубежом. Я приехал в Америку – у Билла Гейтса, главного богача Америки, сидели 100 математиков – из них 50 русские, 30 – индусы и китайцы. Во многом те, которых мы учили. И вот сегодня надо исправлять ситуацию. Но я не вижу серьезных реальных дел… Президент носом их трижды ткнул, абсолютно объективно.
Я готовлюсь выступать по этой теме. Потому что мы с первого дня заявляли, если удастся сохранить и укрепить нашу классическую школу, а у нас Алфёров – выдающийся физик и математик, Мельников – классный математик, он на конкурсах побеждал и в МГУ преподавал… И в Совете Европы комитет по науке возглавлял. Смолин – из-под его пера вышли главные законы на сей счет. У нас абсолютно профессиональные люди. И если бы они прислушались, было бы всё в порядке.
Вчера на совещании я сделал еще два вывода. Вы же пять лет отпахали. Почему не стало лучше? Почему 70 с лишним процентов нанимают репетиторов. Вот у меня двое заканчивают в этом году. По математике мы им помогаем. А по русскому надо три тысячи за занятие платить. Это ненормально. И поэтому надо готовить предметников. Надо изменять программы. Вчера называли: учебников по математике чуть ли не сотня штук.
А в свое время не учебники, а поэзия были. Учебник Киселёва по математике – сегодня Израиль по нему учится. Барсукова классный был учебник по математике. «Алгебра» Туманова был великолепный учебник. Шикарные были программы, шикарные!
Сейчас наступает тот поворот, без которого не решить главную задачу. Сейчас столкнемся с искусственным интеллектом. Уже Трамп вместе с Маском полтриллиона долларов вкладывают, прекрасно понимая, что этим завтра можно будет и управлять миром, и одурачивать его. Китайцы рванули вперед сумасшедшим образом – они молодцы. Огромные средства это. А они все учились у нас, они взяли методики советские. Их математики сегодня на первых позициях в мире. Недавно показывали победителей по математике. Первые китайцы – в Китае победили китайцы и в Америке победили. На всем пьедестале в Америке стояли одни китайцы.
Сейчас есть возможность все резко исправить, но надо принимать наш закон «Образование для всех» и целый комплекс приложений. И еще – последнее. В свое время Сталин сказал: «Без образованных людей мы сильную страну не построим» Ленин первый ввел бесплатное образование. Всё сделал для того, чтобы талантливые люди получали поддержку. Только разгромили фашистов на Орловско-Курской дуге, как подняли процент в бюджете, выделяемый на образование. Когда фашисты стояли под Москвой и на Волге, было 6%. В 50-м году каждый пятый рубль шел на образование и науку. Поэтому мы первые полетели в космос и были самые высокотехнологичные.
– Геннадий Андреевич, хочу как раз на этой фразе сделать некоторый поворот в нашем разговоре. Буквально в эти дни один из ответственных чиновников, который руководил объединением «Роскосмос», Борисов, был освобожден от своей должности. А на его место выдвинута кандидатура молодого специалиста, которого мы не знаем. Его рекомендуют, как экономиста, но более ничего… Как понять это решение? Хотят подчеркнуть рост молодых в ущерб делу? Мы помним назначение нашего коллеги журналиста Рогозина руководителем Роскосмоса – вся Россия по этому поводу усмехалась…
– Я за то, чтобы молодежь максимально поддерживать и выдвигать. И чтобы доверяли ей. Но одновременно учить и спрашивать. Результат можно получить выдающийся при одном условии. Или сочетаешь мудрость, зрелость и молодой опыт и задор… А если нарушается такая связь, то тут результата хорошего, увы, не получится. С другой стороны, наукоемкие, сложные отрасли должны возглавлять люди, которые способны объединять и давать результат.
Не случайно мы оказались с авиацией ведущей державой? Основные наши конструкторские бюро возглавляли гениальные люди, которые прошли военную школу и которые создали лучшие летательные аппараты. На наших ИЛах и ТУшках летала треть планеты. Талантливые люди возглавляли. То же было с Королёвым, то же создавалось Курчатовым, то же было с Келдышем. Очень важно, чтобы талантливые люди возглавляли решающие отрасли.
Борисов – человек грамотный. Имел и научную хорошую подготовку, и управленческий опыт… Я не знаю причину, почему он ушел… Но недавно он отчитывался в Думе, говорил обо всех перспективах, интересных проектах, и весь наш совет Госдумы выезжал в Звездный городок для того, чтобы посмотреть, поддержать новые проекты. Чем обусловлена такая поспешная замена?..
Последнее время в кадровой политике принимались решения, которые вызывают или удивление, или недоумение. Возглавить крупную отрасль или регион может человек, который прошел серьезную школу, который в состоянии создать творческий коллектив. А иной сейчас пришел, всех выгнал, набрал неизвестно кого и ни за что не отвечает. Тут ищите причины крупнейших аварий. И на Саяно-Шушенской… Это касается и Черного моря. Две лоханки изношенные вытолкнули в море. Им там нечего делать, тем более в штормовую погоду. И сейчас побережье всё загадили, и всей страной страдаем, а мы его 300 лет осваивали.
Поэтому я очень настороженно отношусь к поспешным выдвижениям неподготовленных людей. Двигать вперед надо людей с огромным опытом, при наличии ресурсов и реальной команды.
Космос в последнее время лихорадит. И это мне говорят не посторонние люди. У нас во фракции в свое время блестяще работал второй космонавт Титов, очень подготовленный человек. Много лет трудился Севостьянов, который первый длительный полет вместе с Николаевым совершил – 30 суток. Они впервые поняли, что такое вымывание кальция из костей. Приземлились, встали, а ноги не сгибаются. Пришлось менять методики физической закалки и подготовки. Савицкая много лет работает. Она единственная женщина – дважды Герой Советского Союза…
Космос требует очень высоких технологий, энергичных людей, профессиональных работников. Не знаю, что связано с новым выдвижением, но я за то, чтобы ключевые отрасли, от которых зависят наша безопасность и будущее страны, возглавляли люди, которые имеют общероссийское имя, признание в науке и технике, и прошли хорошую школу.
Фото: kremlin.ru