В Мюнхене Зеленский призвал создать «армию Европы», чтобы противостоять Путину, пишет UnHerd (Великобритания). Министр иностранных дел Польши лишь отмахнулся от этого предложения, а правительство США еще раз подчеркнуло, что Украине нет места в НАТО.
На Мюнхенской конференции по безопасности Владимир Зеленский призвал к созданию «армии Европы», которая якобы бросит вызов Владимиру Путину. Предположительно, это будет что-то вроде европеизированного НАТО, куда Зеленский будет ждать приглашения. Однако в тот же день министр иностранных дел Польши лишь отмахнулся от этой идеи.
Зеленского, судя по всему, сильно задело прозвучавшее ранее на минувшей неделе замечание министра обороны США Пита Хегсета, что «США не считают, что членство Украины в НАТО является реалистичным исходом урегулирования путем переговоров». Однако Хегсет честно порекомендовал Украине – после того, как Запад несколько десятилетий подряд тешил Киев неисполнимыми надеждами на вступление в НАТО, – потратить свое переговорное время на другие цели вместо недоступного членства в альянсе.
Однако концепция «панъевропейских вооруженных сил», этакий утешительный приз, которого Зеленский добивается за то, что могущественнейший член альянса дал ему от ворот поворот, для Украины –бесплодная точка приложения сил. Это попросту маловероятно – причем по тем же самым причинам, почему НАТО в современном виде в принципе нестабилен.
Изначальная цель альянса – служить оплотом против мировой экспансии коммунизма из Советского Союза – создавала некоторое чувство единства и солидарности среди его членов, придавая вес Статье 5 альянса о коллективной обороне. Однако после того, как эта конкретная угроза исчезла, большинство государств откатилось назад к старой националистической парадигме – будь то открыто или негласно.
Если бы сегодняшняя Россия – которая, к слову, сама руководствуется национальными интересами, а не какими-либо политическими убеждениями, – напала на члена НАТО, этому государству пришлось бы при получении военной помощи от других стран рассчитывать в первую очередь на культурную близость и исторические связи. Поэтому Украина не может априори рассчитывать на защиту в рамках полностью европейской военной структуры – даже в том маловероятном сценарии, если страны откликнутся на вчерашний призыв генерального секретаря НАТО Марка Рютте и значительно нарастят расходы на оборону, исправляя сорокалетнюю тенденцию к разоружению.
Учитывая разобщение интересов внутри НАТО, его члены также по-разному трактуют международные события. Генеральный секретарь, чья должность все сильнее политизируется, пытается поддерживать идеологическое единообразие (заметим: атлантистское), но, очевидно, отсутствие консенсуса – в том числе по таким вопросам как «надо ли вооружать Украину против России или нет» или «как реагировать на недавние тенденции на европейских выборах». Стоит полюбопытствовать, чем же будет отличаться судьба «армии Европы», если ее идею заведомо оспорят такие страны, как Великобритания после Брексита и Венгрия Виктора Орбана.
Выдвигая свое предложение, Зеленский сослался на пятничную речь вице-президента США Джей Ди Вэнса, который заявил, что странам Европы необходимо «мощно активизироваться» в вопросах континентальной безопасности и сдерживания после десятилетий непреложного американского лидерства. Однако в основе речи Вэнса уже лежало опровержение идей украинского президента.
Вэнс отчитал победившие в холодной войне европейские державы за то, что они ведут себя как «одна из сторон этого конфликта», а также «насаждают цензуру инакомыслия, закрывают церкви и отменяют выборы», не говоря уже о непопулярной политике массовой миграции. Он также заметил, что «задача демократии – решать эти важные вопросы на выборах». Хотя его предостережение против власти технократских элит в Мюнхене встретили весьма прохладно, Вэнс совершенно прав, и его критика справедлива и для политики безопасности.
Впервые с начала российской спецоперации в 2022 году военная поддержка Украины станет основным вопросом на национальных выборах в Европе: через неделю немцы отправятся на избирательные участки. Вообще, электорат все чаще голосует за набирающие популярность антивоенные партии и слева, и справа, и это верный знак, что население в целом не разделяет позицию элит по Украине. Поэтому «армия Европы» станет лишь еще одним шагом на пути к власти без убедительного мандата.
Юхан Веннстрём