В плеяде замечательных русских писателей-классиков стоит и имя Н.С. Лескова (1831–1895). Уроженец Орловской области, он воспел народ, красоту и необъятность просторов Русской земли. Долгое время писатель жил и в Киеве, полюбил украинский народ и немало трудился и творил здесь.
С приходом к власти укронацистов имя писателя, как и многих других его соратников по перу, было ошельмовано и забыто. Подорвана и дружба, культурное сотрудничество двух братских народов – русского и украинского. А варварский снос памятников, свидетельствующих об этом наследии, не прекращается и поныне.
Лесков, по выражению Горького, «ставил своей высшей целью служить Родине словом правды и истины», и потому его невозможно запретить или изъять из русской литературы. Все творчество писателя, яростного и честного, по отзывам его друзей, богатое и многообразное, хотя и не лишенное противоречий, вместе с тем являет собой пример удивительной художественной и эстетической цельности, яркой самобытности поэтических форм. Он создал своеобразный художественный мир и свой стиль изображения. Его видение действительности органически сочетало реализм и мечту, животворную связь с древнерусскими фольклорными и другими национально-историческими источниками. В его произведениях словно заново рождались и возникали многие известные области жизни, заставляя читателей вдруг оглянуться на весь Русский мир. А впечатления накапливал Лесков еще тогда, когда служил он чиновником Орловской уголовной палаты, перед ним раскрывались всевозможные жизненные драмы и вся подноготная пестрых людских судеб, в которых он принимал самое близкое участие. Встречаясь с людьми разных сословий, чинов и рангов, познавал он нравы русской провинции. Массу наблюдений почерпнул писатель, живя сначала в Киеве, затем в Пензе, Одессе, Пскове, Оренбурге и Риге, а также служа у своего дальнего родственника – мужа тетки англичанина Шкотта.
А началось его литературное творчество еще в 1860 году с публицистики. Словно спеша выплеснуть запас своих наблюдений и размышлений, передать пережитое волнение, он публикует свои статьи, очерки и фельетоны, близкие по духу настроениям демократов: «Демократия шестидесятников», «О рабочем классе», «Несколько слов о врачах рекрутских присутствий», «О найме рабочих людей», «О привилегиях», «О переселениях крестьян».
Глубокая вера и любовь к народу позволили ему увидеть и постигнуть не только его страдания от произвола чиновников, но и силу характера и духа, несгибаемую волю и веру в лучшее. Такие люди изображены в повестях «Соборяне», «Овцебык», «Запечатленный ангел», «Захудалый род», «Пугало», «Инженеры-бессребреники», «Кадетский монастырь».
«У нас не перевелись, да и не переведутся праведники» – так начинается рассказ «Кадетский монастырь» о многотрудной жизни воспитателей и наставников юных кадетов. Их глубоко мудрое отношение к воспитанию могло служить примером для педагогов, оно содействовало становлению духа товарищества, взаимопомощи и сострадания. С их утратой люди переставали быть людьми, становились холодными эгоистами, не способными ни к какому делу, требующему самоотверженности и доблести, кроме способности обогащаться. Разве не злободневно это звучит сегодня, в век капитализма, где в основу жизни положено лишь это безудержное обогащение, поклонение «золотому тельцу»?
Против этого выступает и другой герой повести – «Соборяне» – протопоп Туборезов, ведущий многострадальное житие вместе с больной женой Ахиллой в глубине России. Он горячо и преданно служит народу и Родине, порицает обывателей, живущих лишь для себя, утративших заботы о благе ближних и страны. Служитель православия не готов мириться и с раболепием, кротостью людей. Он весь под обаянием скромной, но великой силы тех, кто готов на подвиг и сопротивление злу. И грезит герой романа о каком-то новом, чудесном храме на Руси, где станет вольно дышаться детям и внукам. К храму чести, святости и добра устремлены и главные герои повести «Инженеры-бессребреники», выпускники инженерного училища Дмитрий Брянчанинов, его друг Михаил Чихачев и их сокурсник Николай Фермор. Последний – искатель правды и справедливости – был непонятым среди своих сверстников, стремящихся к веселью и кутежам, которые даже были не прочь «самовознаградиться», то есть брать взятки и давать откаты, когда будут готовы к самостоятельной жизни. Для Николая Фермора, честного и неподкупного во всем, такой путь не годится, хотя он и не аскет и пишет неплохие стихи, правда, воспевает в них не восторги любви или ножки Терпсихоры, а дух чести и неподкупности, служения правде. И в этом он опережает свое время. В повести писатель разоблачает и чиновников – казначеев, готовых конвертами брать взятки и при этом ханжески поучать: «Веруй, а не испытывай, верующему приложится, у испытующего отнимется». Но простые люди, страдающие и честные, ханжества лишены и до поры обладают скрытой, но сильной волей. Таков герой повести «Пугало» Селиван. Человек бедный, немало испытавший в жизни, приютивший больную несчастную девочку, не находил понимания среди граждан, живущих рядом: будучи «в тени мышления», одержимые предрассудками, они сочиняли всякие нелепые, страшные байки про Селивана, пока не убедились в его честности, доброте и бескорыстии. Глубоко познав беды и страдания народа и крепостное право не из книг, а лицом к лицу, всеми силами души Лесков его возненавидел. Появляются и рассказы из истории самовластных помещиков: «О горестных судьбах крепостных», «Житие одной бабы» (1863), позднее – «Тупейный художник» (1888), уголовные драмы «Леди Макбет Мценского уезда» (1865), «Расточитель» (1867). А в 1892 году в повести «Юдоль» он рисует ужасающие картины голода. Глубокая вера и любовь к народу позволили ему увидеть и постигнуть не только его страдания, силу характера и духа, но и талант, одаренность, удивительно непохожих друг на друга людей. Все они объединены одной, до поры скрытой, но неизменной думой о поиске правды, судьбах Родины. О счастье народа по-своему думал и философ Червев, и донкихот Рогозин в повести «Захудалый род». А Иван Северьяныч Флягин в другой повести – «Очарованный странник» – восклицает: «Очень мне за народ умереть хочется!» Сей странник, побывав в татарском плену, всю свою тоску, любовь к Родине изливает в своих речах. Необыкновенная жизнь его, скитания по городам и весям родной земли удивительно соответствуют деятельному, но мирному характеру героя. Ему присущи и сила духа, и богатырское озорство, и чрезмерность в увлечениях, чуждая умеренности и покорной смиренности добродетельного мещанина, отзывчивость к чужому горю. Но что непреодолимо влечет к этому человеку – очарование красотой. Оно в каждом слове его, восхищении всем прекрасным, чуждыми развращающему равнодушию мещанина.
Необычными талантами богат народ. Сказ о левше, подковавшем блоху, вскоре стал в России крылатым преданием, а сам герой – символом удивительного народного умельца. Он гибнет бессмысленно и безвестно. Не менее трагична судьба другого героя – тупейного художника Аркадия. Его житейская история, любовь к крепостной актрисе Любови Анисимовне, ужасающе страшная картина крепостничества, проникновенно оживлены в рассказе старой няньки, вспоминающей ужасные драмы своей молодости. А последние слова обращены к своему воспитаннику: «Никогда не выдавай простых людей. Ведь их надо беречь. Простые люди всегда страдают».
И хотя герои Лескова находились далеко от бурной жизни, они жили и действовали в глухомани, на краю земли, но это не значит, что сам писатель уходил от общественной жизни. Он остро переживал насущные нравственные проблемы и вместе с тем умел смотреть вперед, а не таить в себе бесплодное негодование на прошлое. В своем поиске правды писатель нередко и заблуждался. В 1864 году в романе «Некуда», долго и мучительно проходившем через рогатки цензуры, было немало здравых мыслей, трезвая оценка «базаровщины», защита многих добрых человеческих традиций, семейных и общественных. Он создал, наконец, характер благородного революционера Райнера, которого Горький сравнивал с Рахметовым, и обаятельный образ Лизы Бахаревой, с ее живым и цельным характером. Но в романе прозвучала мысль и о бесплодности революционных усилий, обличение «нигилистов», как тогда называли революционеров. Выход романа совпал с нелегким периодом революционных демократов, когда в 1862 году были заключены в Петропавловскую крепость Д. Писарев и Н. Чернышевский, жестоко подавлены польское восстание и волнения крестьян. Лесков был отвержен от демократических изданий, но за него заступился М. Горький: «Лесков получил удар в сердце, совершенно не заслуженный им… В душе этого человека странно соединялись уверенность и сомнения, идеализм и скептицизм… однако все усилия его мысли, вся страсть натуры были одухотворены желанием себя положить на пользу России и всей Вселенной». Позднее и сам Лесков с горечью признавал: «Большая ошибка была в желании остановить бурный порыв, который теперь представляется мне естественным явлением, я был молод и не подозревал в благородном консерватизме всей его подлости и себялюбия».
И все же писатель везде оставался самим собой. Благоговея перед Толстым и его нравственной верой в народ, он не принимал ни его непротивленчества, ни смирения перед патриархальным крестьянством. «Как художник слова, – писал Горький, – Н.С. Лесков вполне достоин стоять рядом с такими творцами литературы, каковы были Лев Толстой, Николай Гоголь, Иван Тургенев, Иван Гончаров. Силой таланта он им не уступал, а широтой охвата жизни, глубоким пониманием бытовых загадок ее, тонким знанием великорусского языка, нередко превышал названных предшественников и соратников своих».
Он был созвучен и с Чеховым, герои которого тоже горячо и страстно верили, что рано или поздно человечество увидит «жизнь светлую, прекрасную, изящную». Об этом мечтает Соня в финале пьесы «Дядя Ваня»: «Мы услышим ангелов, мы увидим все небо в алмазах, мы увидим, как все зло земное, все наши страдания потонут… и наша жизнь станет тихой, нежной, сладкой, как ласка». Эта вера звучит и в словах одной из героинь Лескова – Лидии: «Характеры идут, характеры зреют, они впереди, и мы им в подметки не годимся. Они придут, придут. Придет весенний шум!»
История, современность и будущность всегда занимали пытливый ум писателя. «Лучшее время не позади нас. Это верно и принятия достойно» – писал он. А литераторы, общественные деятели давали Лескову такую оценку: «Он современен, потому что в художественном мире этого замечательного мастера слова раскрывается величие простых людей из народа. Он современен, потому что познал народ в его глубинных свойствах и историческом развитии, ощутив и корни древних традиций, и здоровые ростки будущего. Он современен, так как верил в добро, гуманность, умел любить свой народ и страну».
Писатель верил, что лучшие люди во имя лучшего будущего Родины всегда будут отдавать ей души и сердца ради ее спасения. Разве не с той же страстью и героизмом сражаются с фашизмом сегодня воины на Украине?
Аэлита ЗАСИМОВА
Пушкино, Московская обл.