Великий праведник

14 марта 2015 года ушел из жизни В. Распутин, последний классик современной русской литературы, что знаменовало окончательно с точки зрения бытия земного, а не духовного, уход в прошлое плеяды выдающихся писателей (Абрамов, Астафьев, Белов, Шукшин и др.), сформировавшейся в 60-е годы ХХ столетия.

Среди них В. Распутин был одним из самых ярких. Литературоведы называли их представителями «деревенской» прозы. Однако, думается, их стоило бы в большей степени характеризовать как представителей провинциальной прозы: героями произведений, как правило, были люди разных социальных сословий, и они были выходцами не только из деревни, но и из небольших городов и поселков нашей необъятной Родины. К тому же В. Распутин и ему подобные писатели к извечно русским вопросам «Кто виноват?» (Герцен) и «Что делать?» (Чернышевский) добавили нравственный вопрос: «Что с нами происходит?» Не знаю, насколько эти писатели вели себя в реальной жизни нравственно, но вот

В. Распутина вполне можно назвать совестью русской нации

Мне посчастливилось пообщаться воочию с ним несколько раз. Сначала визуально, на Конгрессе Национального спасения (1992 г.) и на Восстановительно-объединительном съезде КПРФ (1993 г.). Уже тогда удивился тому, насколько он скромно он держался. И одет был как-то не изысканно. Со стороны, глядя на него, можно было подумать, что перед тобой просто обыкновенный человек, а не властитель дум, кумир советской интеллигенции 70–80-х годов ХХ столетия, в 90-х годах яркий публицист и общественный деятель. Нельзя забывать: он был исключительно обласкан властями советского периода. К 50 годам он – Герой Социалистического Труда, лауреат двух государственных премий и т.д. Тогда на Конгрессе мне удалось взять у него автограф и выразить ему свое восхищение его литературным талантом. Более основательно с ним познакомился на юбилейном дне рождения видного писателя и публициста А. Проханова (26 февраля 1998 года) по случаю его 60-летия, которое проходило в редакции газеты «Завтра». Когда я туда прибыл, там было полным-полно народу, среди которого были такие известные по тем временам люди, как О. Шенин, В. Ачалов, А. Макашов и другие.

Через определенное время я заметил В. Распутина, который держался несколько в стороне от всей шумной компании и о чем-то думал. Осмелился к нему подойти. Он по-доброму отозвался о моем вокальном исполнении романса в честь юбиляра. По его поведению чувствовалось, что не только со мною, но и с другими более именитыми гостями он был не расположен к беседе. На его лице лежала печать глубокой печали, и он фактически не дотрагивался до яств на столе.

Где-то в районе 17 часов В. Распутин заторопился домой. Простившись сердечно с А. Прохановым, он вышел из зала редакции. Я решил пойти следом за ним, чтобы еще раз пожать ему руку. Он надел на себя довольно скромное пальто и нахлобучил повидавшую на своем веку шапку-ушанку. Узнав, что он, как рядовой гражданин, решил добираться общественным транспортом до дома, предложил проводить его, хотя бы до метро. Из печати я знал, что в постперестроечные годы в Иркутске, где он жил, он дважды подвергался нападению на улице. Он мило улыбнулся, тихо сказав: «В Москве в таком виде никто не признает во мне величественную личность». Это не выглядело позерством с его стороны…

Смерть В. Распутина еще в большей степени обострила во мне желание разобраться в том, почему в его глазах было столько тоски и печали, почему в последние 15 лет он вел фактически затворнический образ жизни. Лишь изредка в печати появлялись его рассказы и публицистические статьи. На мой взгляд, тому несколько причин.

Одна из причин: невыносимо тяжелое детство. Родившись в забытой Богом деревне Аталанка, малолетним ребенком познал тяжелый сельский труд. Его детские годы выпали на период Великой Отечественной войны и трудное время восстановления народного хозяйства. Из-за неуемной страсти к учебе ему пришлось четырнадцатилетним пареньком уехать в районный центр, расположенный в 50 км от родного дома. Ребенок, обделенный в детстве светлыми эмоциями радости, недополучивший материнские и отцовские поцелуи и объятия, всегда по жизни несет в себе элемент печали.

После окончания школы Распутин поступает на филологический факультет Иркутского государственного университета. В годы учебы подрабатывал в редакции иркутской газеты «Советская молодежь». Через некоторое время он был принят в штат редакции наряду с А. Вампиловым, будущим знаменитым драматургом. Дорогу в большую литературу В. Распутину открыл известный в 60-х годах ХХ века советский писатель В. Чивилихин, который обратил внимание на него во время проходившего в Чите совещания молодых писателей Сибири. При поддержке наставника В. Распутин напечатал первую книгу рассказов и был принят в Союз писателей СССР.

Другая причина его затворничества в начале 2000-х, думается, семейные трагедии. В первые годы супружеской жизни в младенчестве умирает сынишка. В 2006 году в авиакатастрофе погибает дочь, талантливая исполнительница на органе. В 2012 году уходит из жизни любимая жена. По воспоминаниям друзей, по характеру Распутин был настолько чувствительным, что, завершая некоторые свои произведения, он просто рыдал. По словам поэта В. Скифа, его родственника, когда они обсуждали сюжет произведения «Живи и помни», он плакал на его плече, называя себя погубителем Настёны, главной героини повести. В каком же он должен был находиться состоянии психологического шока, когда, образно выражаясь, не виртуально, а реально терял близких и дорогих ему людей…

И последняя, на наш взгляд, причина его затворнического образа жизни. Он ее, кстати, называл сам – неудачное хождение во власть. В годы перестройки он стал народным депутатом СССР, вошел в Президентский Совет при М. Горбачеве, участвовал во всевозможных форумах общественно-политических движений. Комментируя позже этот эпизод жизни, он сказал: «Мое хождение во власть ничем не кончилось. Оно совершенно было напрасным. Со стыдом вспоминая, зачем я туда пошел. Мое предчувствие меня обмануло. Мне казалось, что впереди еще годы борьбы, а оказалось, что до распада остались какие-то месяцы. Я был как бы бесплатным приложением, которому и говорить-то не давали (Выделено нами – В.К.)». (Распутин В. Вспоминаю со стыдом // Российская газета. 17 марта 2016 г. C. 28.)

В. Распутин тяжело переживал за совершенный им один политически опрометчивый поступок, когда он был народным депутатом СССР. Он своим суждением с высокой трибуны Съезда народных депутатов СССР (1989 г.) о желательности выхода России из состава СССР фактически подыграл демократам и националистам в союзных республиках. Потом он объяснял, что хотел попугать демократическую националистическую общественность союзных республик, но все произошло наоборот: его заявление им было на руку в их действиях по развалу Советского государства. (Распутин В. Вспоминаю со стыдом // Российская газета. 17 марта 2016 г. С. 16.) 

В итоге В. Распутин понял: политик и писатель – это настолько разные ипостаси, что совместить их в одном лице невозможно или чрезвычайно трудно. По крайней мере у него не получилось. Неслучайно он охарактеризовал эти годы как бесцельно для себя прожитые и пустые. «Все мы так или иначе несем в себе грех вины за содеянное с Россией, потому что еще 10 лет назад не было в России более сильных людей, чем писатели. Прозрение пришло слишком поздно. И за шумными хлопотами о физическом и духовном здоровье своего Отечества мы долго не слышали шагов подкрадывающегося убийцы». (Распутин В. Вспоминаю со стыдом // Российская газета. 17 марта 2016 г. С. 29.)

К тому же в эти годы противники советской государственности использовали ряд его произведений для разрушения Советского Союза, хотя В. Распутин не скрывал, что по своим взглядам он – сталинист. «Когда наша недалекая либеральная элита, то ли шарашка, злобно ненавидящая Сталина, требовала, чтобы в юбилейные дни 65-летия Победы и духа Иосифа Виссарионовича не было, не говоря о портретах вождя, она добьется этим только того, что и духа и портретов будет гораздо больше, чем, если бы она так нахально не выставляла свои ультиматумы фронтовикам да и всем нам. И правильно: не лезьте в душу народную. Она вам не подвластна. Пора бы это понять». (Распутин В. Об очернителях Сталина // http://vmgb1917.ru/news/pisatel (дата доступа: 22.06.20.)

Насколько прозорливые слова! Сегодня народом Сталин в основном реабилитирован настолько, что в новом базовом учебнике «История России» (авторы В.Р. Мединский и А.В. Торкунов) для 10-го класса его имя не раз употребляется положительно.

По причине приверженности В. Распутина советским ценностям либералы-публицисты увидели в его поступках чуть ли не проявление политической шизофрении. «Распутин с его сталинизмом, со вступлением в ряды тех, кто мучил его героев, топил Матеру, – не идиот, и не мазохист. Тут другое: те самые тайны психики, в которые он, как и его любимый Достоевский, погружались. Что бесследно не проходит». (Цит. по: Грешневиков А. Уроки Валентина Распутина. Русский мир. М., 2019 г. С. 71.)

Уважаемый мною яркий патриот депутат Государственной Думы РФ А.Н. Грешнeвиков, мой земляк-друг по общественной деятельности, в 2019 году выпустил довольно интересную, в большей степени носящую публицистический характер книгу «Уроки Валентина Распутина». В ней он отмечает: «В. Распутин не просто ругал советскую власть, а даже вынес вердикт в своих книгах, что деревни уничтожались и затапливались при коммунистах». (Выделено нами – В.К.) (Грешневиков А. Уроки Валентина Распутина. Русский мир. М., 2019 г. С. 71.)

Прочитал немало публицистических статей В. Распутина, но ни в одной из них он официально не ругал Советскую власть. Критиковать критиковал ее, и справедливо, но в то же время признавал ее достоинства, как общественной системы в социальном отношении более справедливой, чем капитализм. В своих произведениях с глубоко психологических позиций он пытался показать трагедийность судеб людей, которые по тем или иным причинам не вписались в водоворот масштабных событий того времени (индустриализация, коллективизация, Великая Отечественная война, создание Братской ГЭС и водохранилища и т.п.). Не находя однозначного ответа для себя в оценке судеб героев, он щемящей болью оставлял право на ответ за читателем. 

Возьмем его произведение «Живи и помни». В нем он повествует о том, что на исходе войны перед многими солдатами Красной Армии явственно встала задача, как уберечься на фронте от смерти. У некоторых, как у его литературного героя Андрея из повести «Живи и помни», нервы не выдерживали. Он из госпиталя не возвращается на передовую, а бежит домой к своей жене Настене. Государственник В. Распутин не мог положительно отнестись к такому поступку Андрея. Как тонкий психолог, В. Распутин отмечает: когда Андрей узнал, что его жена в положении, он готов был вернуться в воинскую часть и в первом же бою «теперь хоть завтра в землю». Вот оно, истинное поведение Андрея в конечном итоге. По словам Дарьи Мороз, исполнительницы роли Настены в спектакле «Живи и помни» в МХТ и в одноименном фильме, В. Распутин, обсуждая сценарий, просил ее: «Только, пожалуйста, не оправдывайте Андрея». (Мороз Д. Интервью // Союзное Вече. Приложение к газете «Комсомольская правда». 17 марта, 2017 г. С. 13.) 

При вручении премии В. Распутину за данное произведение А. Солженицын оценил его сюжет как распутинский апофеоз сочувствия беглецу с фронта, протеста против безжалостной сталинской военной машины. В перестроечные годы сюжет повести «Живи и помни» критики либерально-демократического толка, домысливая за автора, использовали как приговор якобы бесчеловечной военно-административной системе, существовавшей в годы Великой Отечественной войны. Представим себе на минутку, что было бы с Красной Армией, если бы государство в годы военного лихолетья проявляло либерализм к дезертирам… Красная Армия не только до Берлина не дошла бы, но и Москву бы не отстояла. И до нас, и при нас, и после нас в экстремальных ситуациях с помощью государственной власти интересы индивидов всегда подчинялись, подчиняются и будут подчиняться, если нужно, то и репрессивными методами, интересам страны во имя выживания государства.

Суров социальный закон в своей сущности, но, к сожалению, человечество пока не придумало иных способов самосохранения народа в жестокой схватке с врагом. По данным НКВД СССР, начиная со второй половины 1941 г. по июль 1944 г. было выявлено 1 млн 200 тыс. дезертиров и 456,7 тыс. уклонистов от службы в действующей армии. Работа по их выявлению и наказанию продолжалась в течение многих послевоенных лет. (Вдовин А.И. От Ленина до Горбачева. М., «Вече», 2014 г. С. 266.) 

Вспоминаю один эпизод из своего далекого детства. Мне тогда было пять лет, и я с родителями жил в корпусе на Красном Перекопе (г. Ярославль). После войны прошло 5 лет, но поиски дезертиров, бежавших с фронта, не прекращались. Не все из них, несмотря на амнистию, явились с повинной в военкоматы. Однажды утром проснулся от жуткого по громкости выстрела в одной из комнат, расположенной по коридору рядом с нашей. Потом из рассказа родителей узнал, что застрелили мужа соседки, который, сбежав с фронта, скрывался от правосудия после войны. Он осмелился навестить супругу, но кто-то из соседей донес на него в правоохранительные органы. При аресте оказал отчаянное сопротивление, закончившееся для него так печально.

Рассмотрим другое произведение В. Распутина – «Прощание с Матерой». Демократической публицистикой оно воспринималось как ярчайший пример неприятия автором советской бюрократической системы хозяйствования, проявившейся в ходе строительства Братской ГЭС. Да, В. Распутин мастерски передал душевные переживания жителей острова и деревни Матеры, этой крестьянской Атлантиды, которая приговорена к уходу на дно рукотворного моря. Он живописует бездушное поведение тех людей, которым поручено освободить территорию перед затоплением от жителей, живности и построек. Налицо один из многочисленных фактов крайне актуального сейчас масштабного конфликта между техническим прогрессом и надвигающейся экологической катастрофой, а также ускоряющейся нравственной деградацией людей.

Научно-технический прогресс настолько быстро и глобально вторгается в окружающую природу и внутренний мир людей, что природа и люди не успевают приспособиться к новым реалиям. Распутин оставляет это произведение без однозначного ответа. Одно можно сказать: что в нем не звучит отрицательной оценки строительства Братской ГЭС во имя сохранения патриархального крестьянского мира.

Для более глубокого понимания творческой лаборатории писателя В. Распутина приведем выдержку из статьи руководителя строительства Братской ГЭС А. Марчука «Братск – любовь и боль моя». В ней он ставит вопрос: «Почему деревня нравственна, а гидроэлектростанция – безнравственна». Далее он приводит факт, что в настоящей Матере, а не в вымышленной писателем деревне, «было всего 30 дворов, сотня жителей, а сама деревня стояла на незатопленных отметках. Она могла бы остаться на своем исконном месте с черными поскотинами и крестами, с приспособленной под школу избой. Но люди не захотели жить на обочине цивилизации. По просьбе жителей двадцать две избы были перенесены в новое Дубынино. В Дубынине теперь городские условия жизни на той же самой приангарской природе. Люди привыкли к новой жизни, в основном довольны. А литературный образ оказался сильнее и драматичнее задуманного». (Выделено нами. – В.К.) (Цит. по: Грешневиков А. Уроки Валентина Распутина. Русский мир. М., 2019 г. С. 206.)  

Мне, как ярославцу, известна история с затоплением территории Мологского района с образованием Рыбинского водохранилища в ходе строительства Рыбинской ГЭС. В период горбачевской перестройки появилось немало публикаций, в которых говорилось о безрассудном решении советского руководства во главе со Сталиным о строительстве Рыбинской ГЭС. В книге В. Носика «По Руси Ярославской», написанной в годы «хрущевской оттепели» (1962 г.), прямо говорится как о преступлении века о строительстве Рыбинской ГЭС. Какие пойменные луга оказались под водой рукотворного моря! Сколько пашен и лесов (410 тыс. га), деревень и поселков (740), церквей (50) и бывших дворянских усадеб ушло под воду! Красивейший г. Молога ушел на дно Рыбинского водохранилища! Осенью 1936 года мологжанам было объявлено о грядущем переселении. Переселение жителей (130 тыс. чел.) началось весной 1937 года и длилось четыре года. Территория города была окончательно затоплена в 1946 году. Большая часть мологжан была поселена недалеко от Рыбинска, в поселке Слип, называвшемся некоторое время Новой Мологой. Часть жителей оказалась в других городах: в Ярославле, Москве и Ленинграде. (Труханова Э. Записки двенадцати мологжан // Российская газета. 26 ноября 2019 г. С. 23.)

Противники построенной Рыбинской ГЭС делают однозначный вывод: в будущем обязательно люди ее демонтируют и спустят воду Рыбинского водохранилища. Со слов А.Н. Грешневикова, великий писатель крайне отрицательно относился к вводу в строй Рыбинской ГЭС и был сторонником ликвидации Рыбинского водохранилища. «Опасаться, по мнению В. Распутина, негативных последствий не нужно, природа сама все восстановит». (Цит. по: Грешневиков А. Уроки Валентина Распутина. Русский мир. М., 2019 г. С. 372.)

Так ли все однозначно? В годовщину 80-летия Великой Победы давайте задумаемся: откуда поступала электроэнергия в Москву в грозную осень 1941 года? В основном с Рыбинской ГЭС. Именно благодаря ее электроэнергии работали московские заводы и метро, ходили трамваи и троллейбусы. Только зимой 1941–1942 гг. Москва дала фронту 72 тыс. автоматов, 10 тыс. минометов, несколько тысяч противотанковых орудий, вернула в строй 100 танков и 1200 самолетов. (Худолеев Б. Тайна папки «Н» // Наш современник. № 12, 1991 г. С. 164.)

За годы войны Рыбинская и Угличская ГЭС выработали около 4 млрд кВт·ч электроэнергии, освободив для нужд народного хозяйства 5 млн тонн местного топлива. Всё это время станции работали в условиях большого дефицита мощности в энергосистеме, причем водохранилище Рыбинской ГЭС являлось единственным резервом энергии в системе. За бесперебойное энергоснабжение Москвы в военное время коллективу Рыбинской ГЭС было передано на вечное хранение Красное Знамя Наркомата электростанций и ЦК профсоюза рабочих электростанций СССР. Большую роль в обороне Москвы и Ленинграда сыграли и судоходные шлюзы станции, через которые прошли миллионы тонн грузов. (Рапопорт Я.Д. и др. 25 лет Угличской и Рыбинской ГЭС. Из опыта строительства и эксплуатации. М., Энергия, 1967 г. С. 71.) 

Следовательно, решение о строительстве Рыбинской ГЭС, как и Угличской ГЭС, было прозорливым, хотя и не обошлось без потрясений сложившегося веками уклада тысяч и тысяч людей, чью территорию тогда наметили к затоплению.

Между прочим, сегодня свыше 50% электроэнергии, потребляемой предприятиями и социальными объектами Ярославской области, поступает с Рыбинской ГЭС. Одно время Общественная палата Госдумы РФ продвигала грандиозный проект в сотни миллиардов рублей – спустить часть Рыбинского водохранилища и заново отстроить лежащий на дне чаши рукотворного моря г. Мологу – русскую Атлантиду. Ярославские ученые-экологи прогнозируют, что с ликвидацией Рыбинского водохранилища возникнет настоящая пустыня со всеми ее проблемами: засасывающими, как трясина, песчаными дюнами, суховеями, бесплодными пространствами, насколько хватает глаз. Обмелеют реки, во многих деревнях и селах высохнут колодцы, в городах возникнут перебои с водоснабжением. Токсичные донные осадки будут снесены в русла рек, что равносильно экологической катастрофе Главное, налаженная жизнь и быт тысяч и тысяч жителей области снова будут «взорваны».

Оппоненты ликвидации Рыбинского водохранилища отмечают: 50% земель Рыбинского района, пригодных для земледелия и животноводства, сегодня пустуют. В Рыбинском районе более 50 деревень, население которых составляет всего 1–2 жителя. Бывшие мологжане и их потомки заявляют: жить на дне огромной ямы, из которой только откачали воду, никто не поедет. (Петрякова О. Вместо моря – пустыня? // Северный Край. 19 февраля 2014 г. С. 13.)

В. Распутин не идеализировал советский период. И в то же время он считал, что не было необходимости рушить Советскую Страну и отвергать целую эпоху. Как нельзя было, по его мнению, начисто отвергать предыдущий монархический период. (Цит. по: Савельев Н. Живу и помню // Российская газета. 16 марта, 2017 г. С. 8.) Он четко стоял на позиции ненасильственного овладения государственной властью. «Смысл всяких потрясений за последние века заключаются в жажде требовать и брать силой после того, как начинают давать, в неумении удовлетвориться необходимым и нежелании отдавать труды, чтобы безболезненно осваивать достигнутые свободы, прежде чем добиваться новых, в буйной страсти к полной развязанности, к языку ультиматумов и бомб. Словно бешенством заболевает общество и, пока не переболеет, пока не нанесет себе страшного урона, не захочет принять никаких уступок. Уступки лишь разжигают его ярость, а захватив, в конце концов, все, удовлетворив свою страсть, когда наступает время созидания, оказывается не способно к нему и небрежно». (Выделено нами – В.К.) (Распутин В. Cherchez la femme // Наш современник. № 3. 1990 г. С. 171.)

Распутин, как публицист, страстно выступал в защиту человека труда, русской культуры, народных ценностей и, конечно, своей малой родины (Иркутской области) и большой (России). Он не мог простить тем коллегам по писательскому цеху, кто своим творчеством в постперестроечное время способствовал разрушению нашей страны. Известный поэт Е. Евтушенко, оказавшись в Иркутске в 2001 году, пытался встретиться с В. Распутиным, чтобы обговорить условия восстановления единой писательской организации в городе. Он попросил местного прозаика Л. Шинкарева организовать встречу с ним. «Скажи, я очень огорчен, что здесь раскол. В прежние времена, ты знаешь, мы с Валентином не раз спасали друг друга. Я хочу его видеть, хочу, чтобы он был с нами. Я его люблю по-прежнему, хотя к некоторым его статьям отношусь иначе, чем к книгам. Кто знает, может, мы не помиримся, но помирятся наши книги. Очень хочу, чтобы Валентин Григорьевич знал это». (Евтушенко Е.: «Злые языки поссорили нас с Валентином Распутиным» // https://www.irk.kp.ru/online/news/2089836/

В. Распутин наотрез отказался от встречи. Он заявил: «Брататься с ними невозможно. Эти люди стали орудием разрушения России». Л. Шинкарев, который по поручению Е. Евтушенко встречался с В. Распутиным по этому поводу, вспоминает: «Если Валентин Григорьевич во что-то уверовал, он говорит тихо и беспристрастно, как об очевидном, решенном давно… для него окончательно». (Шинкарев Л. Брызги шампанского и капли крови // Российская газета, 15 марта, 2017 г. С. 16.)  

Распутин пророчески смотрел в будущее России. «Я верю, что Запад Россию не получит. Всех патриотов в гроб не загнать, их становится все больше. А если бы и загнали – гробы поднялись бы стоймя и двинулись на защиту своей земли. Такого еще не бывало, но может быть. Я верю, что мы останемся самостоятельной страной, независимой, живущей своими порядками, которым тысяча лет». В то же время, со слов А. Юркова, журналиста, сопровождавшего В. Распутина в поездке по Байкалу, тот переживал, что в результате изощренной информационной обработки либеральных СМИ происходит перерождение самосознания народа в сторону деградации. Она проявляется в нежелании многих россиян гордиться историей своей страны, бороться за выход страны из духовного и нравственного кризиса. (Юрков А. Застолье с Распутиным // Российская газета, 29 июня, 2017 г. С. 28.)

Завершая слово о В. Распутине, приведу одну библейскую притчу, которая отражает, на мой взгляд, смысл его поведения в последние годы жизни. «Одного из монахов-подвижников попросили сказать приветственное слово собравшемуся народу. Он отказался: «Я ничего не скажу». – «Почему?» – «Потому что, если они не могут понять моего молчания, им не понять и моих слов». Так же и В. Распутин поступил во время церемонии вручения ему Государственной премии РФ в зале Кремлевского дворца. После вручения ему высокой правительственной награды все в зале встали, ожидая его ответного слова. Возникла осязаемая звенящая тишина. Президент РФ В.В. Путин терпеливо ждал. И весь зал тоже ждал. В. Распутин просто стоял и молчал. Он дал понять, что сказал все своей жизнью и книгами. Так что из жизни ушел не просто великий русский писатель, но и праведник, претерпевший в земной жизни все до конца.

В.И. КОРНИЛОВ, к.э.н., доцент,

Председатель Ярославского отделения РУСО

Фото: Иркутский областной краеведческий музей

Другие статьи автора

Другие материалы номера

0 / 0


    Войти с
    или как гость:
    Комментариев: 1
    Сначала новые 
    • Пока еще не было комментариев