«Мне без Родины – никуда…»

Поэту, прозаику, публицисту, лауреату премии «Слово к народу» Геннадию Сазонову 21 марта 2025 года исполняется 75 лет. С юбиляром беседует известный тверской писатель, лауреат премии «Слово к народу» Валерий Кириллов.

 – Мы давно знаем друг друга, и я хочу спросить: Геннадий, что для тебя, русского поэта, прозаика, публициста, означают понятия Родина, род, родное?

– Настолько глубокие, обширные, значимые понятия, что в двух словах не объяснишь. И все же скажу кратко: Родина, род, родное – для меня всё, чем я живу и дышу с той поры, когда газета древнего Торжка опубликовала первые стихи – в 1965 году. В них, кстати, была строка: «Дай ты мне, дорога, окунуться в Русь…»

Вот и окунаюсь до сих пор! А что? Чудесно! Я искренне, сердечно люблю Тверскую землю – одну из сокровенных, где предки качали колыбель
Святой Руси. И хотя я появился на свет пятым ребенком в семье железнодорожников на станции Пожитово под Торжком, мои родовые корни в Селигерском краю, в Андреапольском районе, откуда отец и мать. Ты знаешь, я даже написал стихи «Нилова пустынь», раскрыл семейную тайну. Когда в монашеской обители на острове Столобном на Селигере я увидел бронзовую фигуру святого Нила, то упал на колени. Настолько поразило смирение отшельника Нила. А ведь именно ему молилась моя бабка, чтобы появилась на свет моя мама – такая духовная связь.

Сергей Есенин писал: «Чтобы не сгнить в затоне, страну родную нужно покидать…» Он имел в виду уход из рязанских раздолий в азиатскую Москву. Я с ним не согласен. И никогда бы не покинул тверские края, если бы не журналистская стезя. Она увела меня на Южный Урал, в Оренбург, я побывал в Уфе, Свердловске, Куйбышеве, Орске.

После из жарких степей оказался на Русском Севере и в Заполярье – в Нарьян-Маре, Архангельске, Сыктывкаре, Воркуте, Великом Новгороде… А еще раньше удалось кратко побывать в Баку, в Каунасе и Риге, которые ныне стали уже заграницей. В теперешнее время мне посчастливилось посетить Тюмень, Тобольск, познакомиться с чудесными людьми Сибири – замечательным писателем Леонидом Ивановым, с которым работал в газете «Труд», и руководителем фонда «Возрождение Тобольска» Аркадием Елфимовым.

И все это – наша Родина! И не любить ее нельзя. Мне дороги и Севастополь, где я собирал материал для военной книги, и Кириллов, который поражает древним монастырем. Я не понимаю людей, которые уезжают не Запад, якобы там больше платят, там больше комфорта. Ну, это все равно, что родную мать сменить на чужую непонятную тетку…

В то же время я категорически против тех, кто огораживает себя «местечковым бытом». Мол, вот «мое болото», буду его воспевать – и всё.

Возвращаясь из Тобольска, я вот о чем подумал. Почему у нас такое жадное правительство? Жадное оно относительно собственных граждан. Давным-давно пора было принять закон, который позволял бы каждому гражданину один раз в жизни проехать бесплатно через всю страну – от Калининграда до Владивостока. Чтобы гражданин имел представление о том, в какой стране он живет. А то доходит до анекдота. Приехал на Вологодчину либерал-разрушитель и спрашивает у представителя власти: «А Великий Устюг у вас, что ли?» Ему ответили: «Да, у нас». А он: «А я думал, что Устюг в Сибири…» Вот так вот: управляет страной, не зная ее географии, ее людей, ее традиций. Зато он либерал-западник, а это большое «профессиональное достоинство», чтобы управлять Россией…

Так сложились обстоятельства, что почти сорок лет я связан с Вологодским краем. Он стал мне второй Родиной, не менее близкой, чем дорогое сердцу Верхневолжье. А если окунуться в историю, вся эта территория, включая Петербург, – Новгородская Феодальная республика, в которой я и существую все 75 лет. Кстати, Республика очень мало изучена, а в ней были удивительно справедливые законы: например, при рождении каждому выделялся участок земли. Сегодня наши московские либералы об этом даже и не слышали. Горько сознавать, что за последние тридцать с лишним лет много утрачено положительного социального опыта, он заменен «западными образцами». Отсюда – расслоение общества, нищета значительной части населения, демографическая катастрофа, нежелание развивать русскую глубинку, мол, пусть вымирает…

 – В прошлом году вышел твой двухтомник «Душа жива в слове. Раздумья о русской литературе». Объемный, важный, подвижнический труд. Что особенно ценно, значимо – во втором томе ты рассказываешь о писателях из русской глубинки, продолжающих традиции русской литературы. Они, к сожалению, забыты, поскольку находятся «не в формате» у либералов.

– Над двухтомником я работал несколько лет, думаю, на сегодня это моя главная книга. В ней около 700 страниц и 34 персоналии, начиная от Александра Сергеевича Пушкина, Михаила Юрьевича Лермонтова, Федора Ивановича Тютчева и других гениев и заканчивая современными авторами. Какая идея? Русская классическая литература бессмертна, она – великое бесценное богатство. Пожалуй, она – единственное, что удерживает культуру РФ от полного распада. В то же время на классиков идут бесконечные нападки. «Умники» утверждают, что классика устарела, она «не нужна», ее следует выкинуть на свалку. В меру сил я развенчиваю эти мифы на примере Ивана Сергеевича Тургенева, Афанасия Афанасьевича Фета, святителя Игнатия (Брянчанинова) и других прекрасных авторов, а также – и современных.

Конечно, я выглядел бы нелепо, если бы ограничил раздумья академическими рамками. Такого нет! Книга отражает и текущий день России, и проблемы современного мира. Особенно это характерно для второго тома. Ведь уже не один десяток лет «либералы» навязывают обществу «страшилку», будто современной русской литературы нет. Вот, мол, есть литература «русскоязычная», «литература авангарда и абсурда», «литература нон-фикшн», «литература пятой колонны – русофобская», наконец, «литература бульварная». Эти все глубокомысленные уверения либералов далеки от реальности. Как говорил герой басни Ивана Крылова: «Ну, братец, виноват: слона-то я и не приметил». Так и тут – не замечают главного: широкого потока подлинной русской литературы – художественной и документальной прозы, поэзии, публицистики, литературной критики, исторических исследований, а также довольно сильной волны литературы православной.

Практически в любом регионе есть авторы, продолжающие традиции русской классической литературы; авторы, которые имеют полное право на то, чтобы их знала, а особенно – читала, вся страна. Можно долго перечислять имена, назову хотя бы несколько – поэт Владимир Скиф и прозаик Анатолий Байбородин из Иркутска, публицист и прозаик Валерий Кириллов из Твери, прозаик Михаил Попов из Архангельска, литературный критик Вячеслав Лютый из Воронежа, поэт Юрий Максин из Устюжны Вологодской области, поэт Виктор Кирюшин из Москвы, поэт Юрий Кекшин из Смоленска и еще многие-многие. Но их сознательно игнорирует так называемое «литературное сообщество», в лице частных издательств в Москве, и так называемая «литературная критика».

Более того, русские писатели, стоящие на родной почве, прокладывают нашей литературе дорогу в будущее. В частности, в книге я поместил большое исследование о Николае Михайловиче Коняеве, которого часто называют «современным Достоевским». Николай Михайлович разработал и утвердил новый литературный метод – «православный реализм», он горячо ратовал за то, что писатель тогда по-настоящему писатель, когда он является соработником Богу!

 – По-моему, название очень точное, емкое – «Душа жива в слове». Ведь слово не только передает наши мысли, наш опыт, являясь свидетельством состояния нашего ума. Слово – явление духовное, о чем, к сожалению, мы в суете будней не всегда задумываемся.

– Да, Валерий, соглашусь с тобой. Увы, о духовной сути Слова многие люди забыли. Я уже не говорю о том, что исконный русский язык в обиходной жизни у нас практически заменен сленгом, блатным жаргоном, нецензурным матом и иноземными словами. Вот у нас второе лицо в государстве, умный управитель. Но когда он что-то говорит, то через каждое предложение следует: «Кэшбек, кэшбек». Ну, что это такое? Дорогой управитель, вспомни, где ты живешь! А в Вологде пошли еще дальше. На Окружном шоссе на обочине установили огромный плакат про «кэшбек», в каждом магазине по десятку надписей «кэшбек». Я спросил у продавщицы, что это значит, она послала меня куда подальше. А злополучный кэшбек – всего лишь термин игорного бизнеса, термин шулеров…

Или вспоминаю, как весь из себя «русский патриот» ульяновский губернатор Морозов присудил литературную премию имени Ивана Гончарова писательнице из Израиля, которая состряпала роман из мата и низкопробного жаргона. И никто не возмутился такой наградой ни в Ульяновске, ни в Москве.

Только главный редактор популярного журнала «Берега» из Калининграда, известная поэтесса, прозаик и публицист Лидия Довыденко послала Морозову открытое письмо, назвав его поступок омерзительным, позорным для русской литературы. За русский язык нужно бороться, отстаивать, защищать. Но этого практически не делают.

Руководство РФ, депутаты Госдумы принимают много законов по поводу русского языка, а после обсуждают в своих кабинетах исполнение этих законом… с помощью мата. Так мы «далеко уйдем»!

 – По итогам 2024 года состоялось присуждение премии «Слово». Безусловно, положителен факт появления такой премии. Однако нет ли у тебя опасения, что в ее присуждении значительна роль не столько Союза писателей России, сколько давно сложившегося междусобойчика?  

– Пожалуй, такое ощущение есть. Обойма из трех «величайших» писателей кочует из премии в премию. Как сказал один мой хороший знакомый и замечательный прозаик, «нынче премии не присуждают, а назначают». К сожалению, так, и «Слово» – не исключение. Из 9 тысяч членов Союза писателей России в лауреаты попали лишь несколько авторов из Москвы, что называется, гора родила мышь.

Сама идея поддержки писателей через премии нормальная. Весь вопрос в том, насколько это улучшает качество литературных произведений.

– Мы с тобой пришли в писательство из советской журналистики. Мне видится в этом несколько положительных факторов. Советская, подчеркиваю – советская, журналистика дала нам познание народной жизни. А еще приучила к самодисциплине, к работе не во имя корысти, а во имя служения народу. Как ты оцениваешь состояние современной журналистики? Мне кажется, она в значительной мере перестала быть интеллигентной профессией.  

– К сожалению, в Российской Федерации журналистики как фактора общественного сознания, как фактора высокой культуры просто нет. Это очень печально!

Русская журналистика, а позже и советская журналистика сильно отличались от западной журналистики. Там на первом месте стояла погоня за сенсацией, разумеется, «жареной», часто фальшивой, и личная корысть. У нас было другое: в центре стоял человек! Защита личности от произвола чиновников была главной темой. Вспомним хотя бы Владимира Короленко, про которого Иван Бунин однажды сказал, что пока жив Короленко, я спокоен – совесть в России есть. Вспомним Владимира Гиляровского, вспомним Бориса Полевого или Анатолия Аграновского – их острые очерки читали миллионы людей, по очерками органы власти принимали меры, публикации журналистов изменяли повседневную жизнь.

Теперь этого ничего нет. О деградации журналистики свидетельствует простой факт – на страницах газет и журналов отсутствуют жанры, вы не найдете репортажа, очерка, статьи, размышлений публициста. Есть только тексты, часто вторичные, взятые из Интернета.

 – Писательство и краеведение неразделимы. Не зная Родины, как можно писать искренне и правдиво? Но сегодня, увы, краеведение, как бескорыстное подвижничество, все больше подменяют «квасным патриотизмом» у бюджетной кормушки.

– Ты прав. Хочу добавить, что после Великой Отечественной войны, я это хорошо помню, да и ты помнишь, государство щедро поддерживало тех, кто занимался краеведением – надо было опираться на что-то твердое, свое, русское, национальное. Поэтому возникали общества краеведов, издавались журналы и книги, собирались материалы по истории края, села, деревни, увековечивалась память о героях войны.

Добрые традиции во многом утрачены. У власти, как правило, один ответ на просьбы краеведов и писателей, занимающихся исторической темой: «Нет денег!» Отсюда получилось так, что краеведение в немалой степени заменил… американизм. Ссылки на «американский образ жизни», на «американскую мечту» и т.д.

– На твой взгляд, возможна ли стабилизация отношений России и Запада, и на каких условиях?

– Так сложилось, что Запад у нас часто подменяют Америкой, то есть США, где действует сионистский фашистский режим, о чем я не раз писал и говорил. Фактов, свидетельствующих о преступности этого режима, море! Но Запад – это не только США. Еще в Средние Века, когда не было США, Великий Новгород дружил и торговал со всем миром, не спрашивая разрешения… у Трампа. Империя Российская имела и отстаивала собственные интересы на многих континентах, опять же не спрашивая разрешения у Америки. И только после уничтожения Советского Союза, осуществленного именно США, стало модным про всех и вся спрашивать «дозволения» у Америки. Пора бы все-таки заканчивать с бездумным поклонением американизму.

Безусловно, стабилизация отношений нужна, но не на условиях колонизации России, как это сделали Горбачев и Ельцин. Война на Украине, где США нагло захватили исконные русские земли, еще раз показала, что США и Запад не смогут взять силой Россию – кишка тонка. Поэтому стабилизация отношений может быть только на наших условиях, с учетом интересов Русского Народа. Все иное – предательство!

Тверь–Вологда

Другие статьи автора

Другие статьи автора

Другие материалы номера

0 / 0


    Войти с
    или как гость:
    Комментариев: 0
    Сначала новые