В преддверии 80-летия Великой Победы вспомнится, естественно, и подвиг водружения над поверженным 1 мая 1945 г. рейхстагом штурмового флага 150-й ордена Кутузова II степени Идрицкой стрелковой дивизии I Белорусского фронта. Ставшего навсегда признанным Знаменем Победы. Знаменем, копии которого каждый раз 9 мая, в сотнях тысяч экземпляров, видим мы на улицах и площадях всей страны. Вспомнят и советских героев, водружавших его: сержант Михаил Егоров, младший сержант Мелитон Кантария, сопровождавший лейтенант Алексей Берест. И как-то совершенно остался неизвестным, и потому и не вспоминаемым, творец оригинала этого Знамени: а кто его, собственно, делал, и как? И потому, через 80 лет, исправим и этот недочет – Героев должны знать всех!
И это родившийся 22 февраля 1905 г. в селе Устье Усть-Кубенского района Вологодской области, в многодетной семье сельского кузнеца, мало кому известный художник Бунтов Василий Алексеевич. Отец его умер в 1919 г., мать одна поднимала шестерых детей. Однако с детских лет, кроме труда сельского, проявились у Василия и интерес и способности к рисованию. И он решил поехать учиться в Петроград. А поскольку денег на дорогу не было, семнадцатилетний юноша нанялся водоотливщиком на баржу, идущую в Петроград, и через месяц, в 1922 г., прибыл в город. Поступил в Петроградский художественно-промышленный техникум, а чтобы заработать что-то на прожитье, по ночам разгружал баржи с углем. Жил в неотапливаемой комнате, питаться частенько приходилось черным хлебом и размоченным в воде пшеном, но молодость, жажда знаний и овладения любимой профессией помогли преодолеть все невзгоды. Техникум в 1927 г. по специальности «промышленная графика» закончил, после чего был направлен в Астрахань художником-стажером в «Астполиграф».
19 июля 1930 г. в Астрахани вступил в ВКП(б), а в 1931 г. вернулся в Ленинград и несколько лет работал преподавателем рисования в школах и Домах пионеров. В 1938 г. закончил двухгодичные курсы повышения квалификации работников искусств в академии им. Репина, вошел в городской комитет художников, стал работать в живописно-оформительском на комбинате Художественного фонда РСФСР. Но 22 июня 1941 г. грянула страшная война, а 23 июня 36-летний Василий Бунтов пришел на призывной пункт во Фрунзенском районе Ленинграда. В звании уже старшего лейтенанта 25 июня взял с собой еще карандаши, маленький этюдник и краски и был отправлен на Карельский фронт – военкомом 85-й отдельной автосанитарной роты по эвакуации раненых с переднего края: Ребельского, Ухтинского, Лоуховского направлений. Под бомбами, артиллерийскими и минометными обстрелами вывозили они раненых на автобусах и полуторках.
В июне 1942 г. В. Бунтов, уже гвардии капитан, был назначен заместителем командира батальона 66-го стрелкового полка 23-й гвардейской стрелковой дивизии по политчасти, в октябре того же года – начальником клуба дивизии фронта, уже Северо-Западного. И все эти годы, в любую свободную минуту, рисовал то, что видел: бойцов на позициях и на отдыхе, похороны однополчан, танки на марше, полевую почту, разрушенные города и деревни. Делал наброски тушью, карандашом, чернилами, рисовал этюды, акварели – на будущее. «На привале», «Пахарь войны», «Траншея», «Ночной марш», «Почта в лесу», «Ведут пленных» – эти и другие работы не раз экспонировались на выставках фронтовых художников. Писали о Бунтове и в газетах, а 15 сентября 1943 г. он был награжден орденом Красной Звезды.
…Война неуклонно двигалась к своему победному концу, Советская армия уже освобождала Европу, и поздней осенью 1944 г., на заседании Моссовета, И. Сталин озвучил идею, дал указание – заняться созданием Знамени Победы. В Москве указание приняли к исполнению, шить стали новые специальные знамена из алого бархата с золотым шитьем. Бунтов же, пройдя фактически всю войну, от Ленинграда до Берлина, далее фронты II и III Прибалтийские, был награжден медалью «За освобождение Варшавы». В феврале 1945 г. Бунтов был назначен инструктором Дома офицеров Красной армии 3-й ударной армии I Белорусского фронта, наступавшей на берлинском направлении. Художник готовил боевые плакаты, лозунги, карикатуры, схемы…
7 апреля В. Бунтов был вызван к командованию. И получил задание срочно, в течение двух дней (время уже очень поторапливало), изготовить 9 специальных знамен, по числу наступающих на Берлин дивизий 3-й ударной армии. Каждое должно быть копией Государственного флага СССР с соответствующими надписями. Эскиз Бунтов тут же и набросал – но что далее? А далее, незамедлительно, вместе с сослуживцами: майором Голиковым и двумя бойцами, в одном полуразрушенном берлинском магазине нашли рулон сатина красного цвета. После чего, в полуразрушенном соседнем помещении, началось, собственно, и изготовление знамен.
Работали день и ночь. Киномеханик Александр Габов изготовил древки из дерева, на вершину которых закреплялись найденные латунные наконечники для портьер, а Бунтов все эти сутки пахал над красивым оформлением знамен – штурмовых флагов размером 188 на 92 см.
Белой краской рисовал на полотнищах звезды, серп и молот, писал названия дивизий. А на оборотной стороне, в правом нижнем углу полотнища, ставил номера – от 1 до 9. В срок все 9 красных знамен были готовы и направлены по дивизиям. 30 апреля – 1 мая 1945 г. все они, одно за другим, поднимались над поверженным Берлином: над замком Шёнхаузен в районе Панков (знамя №4), над тюрьмой Моабит, над городской ратушей, над Бранденбургскими воротами. К рейхстагу прорвались части 150-й и 171-й стрелковых дивизий, и 1 мая 1945 г. Знаменем Победы и стал штурмовой флаг, под №5, поднятый над рейхстагом бойцами 150-й Идрицкой ордена Кутузова II-й степени стрелковой дивизии 79-го стрелкового корпуса 3-й ударной армии I Белорусского фронта.
А поскольку писать все так подробно не было места, то на полотнище и фигурировала надпись сокращенная: в верхнем углу серп и молот со звездой, и далее, в 4 строки, лаконичная надпись: 150 стр. ордена / Кутузова II ст. / Идрицк. див. / 79 с.к. 3 у.а. 1 Б.Ф.
Знамени такому и суждено было навсегда войти в Историю – как Знамени Победы. Как и его возносителям на рейхстаг. А вот, собственно, творец Знамени, Василий Бунтов, скромно и незаметно в нее так и не вошел. И кто создавал эти знамена, так и осталось за кадром. А закончил войну он гвардии майором, 26 мая 1945 г. награжден был орденом Отечественной войны II ст.; награжден медалями «За взятие Берлина» и «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»
А Знамя – как боевую реликвию Победы, потом сняли, 20 июня 1945 г. отправили в Москву. Однако 24 июня, на легендарном Параде Победы, в дождливый, но радостный день, пронести Знамя так и не смогли. 10 июля 1945 г. оно просто было передано в Центральный музей Вооруженных сил СССР (ныне Центральный музей вооруженных сил РФ) на вечное хранение. Рядом с ним и сегодня хранится эскиз – набросок, выполненный художником Василием Бунтовым.
А сам творец Знамени, демобилизовавшись и захватив с собой более 60 фронтовых рисунков, вернулся в 1946 г. в Ленинград. Где произвел перепланировку: разгородил комнату в коммуналке, поставил антресоли, в углу устроил себе мастерскую – и продолжил заниматься любимым делом: стал из рисунков делать военные картины. Официально же он работал художником в Ленинградском управлении архитектурно-художественных мастерских, после реорганизации 1953 года – на Комбинате живописно-оформительского искусства Ленинградского отделения Художественного фонда РСФСР. Начал в 1947 г. работу и по созданию самой грандиозной своей картины «Взятие рейхстага». Работал над ней долго, годами, с перерывами, рождая картины поменьше: «Ночной марш», «Сожженная фашистами деревня», «Освобожденная Рига».
Он также подчищал, улучшал свои многочисленные боевые, выполненные с натуры, рисунки, такие как: «В минуту затишья» (в память о погибших товарищах Иванченко, Шаповалове и Мартиросяне, 1942 г.), «Дорога жизни», «Клятва мести», «Завтрак на привале», «У родного пепелища» (1943 г.)», «Развалины в Прибалтике» (1944 г.) и др.
А касательно «Взятия рейхстага», окончательно взялся за картину только в 1965 г., когда вышел на пенсию. Создавал столь памятный шедевр еще 10 лет. Картина написана масляными красками на холсте размером 280 на 175 см: на лестнице рейхстага ведут бой солдаты 150-й стрелковой дивизии 79-го стрелкового корпуса 3-й ударной армии I Белорусского фронта. На переднем плане М.А. Егоров со Знаменем Победы и прикрывающий его М.В. Кантария с автоматом в руках. Два бойца справа ведут огонь из пулемета, укрывшись за щитом разбитого орудия.
И в 1975 г. художник передал свой столь памятный шедевр для хранения и обозрения в Артиллерийский исторический музей в Ленинграде. Картина экспонируется в зале музея, посвященном событиям победного 1945 года, а рядом с ней – макет рейхстага, изготовленный еще в 1945 году. Картина и макет отлично дополняют друг друга, максимально достоверно рассказывая о штурме Берлина.
Каких-то особых почестей и признания за все свое творчество художник не получил. 9 сентября 1979 года Василий Алексеевич Бунтов скончался. В 2012 году, в рамках Международной акции памяти «Путь на Берлин», в дар городу Бресту были переданы 20 копий его картин.
Мы же должны все-таки знать и помнить имя этого выдающегося художника: именно он, Бунтов Василий Алексеевич – творец и создатель Знамени Победы.
Геннадий ТУРЕЦКИЙ
На фото: Василий Бунтов, художник, автор Знамени Победы. Фото из открытых источников