Доброта – в согласии воли с совестью

К 100-летию Народной артистки СССР К.С. Лучко

Более чем в шестидесяти фильмах снималась Клара Степановна Лучко, и не в одном из них образ, ею созданный, не оставался незамеченным, судя по письмам зрителей, которые она показывала мне, когда вышла замуж за Дмитрия Федоровича Мамлеева, с кем мы много лет проработали в «Известиях». «С журналистами у меня всегда были добрые отношения, – напишет она потом в книге «Я – счастливый человек». – Я уважаю их труд –совестливый, нелегкий, а подчас и опасный. Я знаю, какое мужество надо иметь, чтобы ввязаться в драку, в борьбу за решение сложнейшей проблемы, в которой сплетаются разные, часто противоположные интересы властных групп, чтобы выступить в защиту человека, несправедливо обвиненного. Это все я знаю по жизни, по ежедневным беседам в семье, по многолетней дружбе со многими корреспондентами «Известий».

Родилась Клара Лучко 1 июля 1925 года в небольшом селе Чутово Украинской ССР в семье Степана Григорьевича и Анны Ивановны Лучко. Степан Григорьевич, происходивший из запорожских казаков, отличавшихся всегда энергией и упорством в достижении поставленной цели, собирался непременно получить высшее образование, и они переехали в Полтаву, где он станет потом директором совхоза, Анна Ивановна – председателем колхоза, а Клара пойдет в школу. Когда началась Великая Отечественная война, родители ушли на фронт, были ранены и после лечения продолжали работать в сельском хозяйстве, постоянно занятые своими деловыми заботами. Воспитанием Клары поэтому больше занималась старшая сестра матери – баба Киля, как она ее называла. В 1943 году их эвакуировали в город Джамбул Казахской ССР – там Клара закончила десятилетку и, вопреки желанию родителей, советовавших ей стать врачом, подала документы во ВГИК (Всесоюзный государственный институт кинематографии), находившийся тогда в Алма-Ате, и была принята на курс Сергея Аполлинариевича Герасимова и Тамары Федоровны Макаровой. Закончила учебу в 1948 году.

С режиссерами Кларе Степановне повезло с первых же шагов в кинематографе. В том же сорок восьмом году, она снялась в фильме о возвращении фронтовиков к мирной жизни «Три встречи», который ставили Александр Птушко, Всеволод Пудовкин, Сергей Юткевич; Фильм «Мичурин» поставил Александр Довженко. В «Молодой гвардии» Сергей Герасимов дал ей роль тетушки Марины. Критики и зрители обратили внимание на красивую актрису, исполнявшую роли свои со сдержанной, но внутренне наполненной выразительностью, но, пожалуй, и только. Зато когда на экраны вышли «Кубанские казаки» (1950) Ивана Пырьева по сценарию Николая Погодина, о Кларе Лучко заговорили основательно, отмечая умение создавать свой образ во всей его многогранности и полноте.

На «Мосфильм» приходили многочисленные письма зрителей, обращенные и к ней лично. «Ваша ослепительная, чарующая улыбка буквально сразила меня, – писал зритель из города Молотова-Перми. «Вы моя любимая актриса, – пишет девушка из Москвы. «Ваши образы вошли в мою жизнь и помогают преодолевать все трудности, все невзгоды», – это письмо из Ленинграда, где актриса снималась в картинах Иосифа Хейфица «Большая семья» по Всеволоду Кочетову, Яна Фрида «Двенадцатая ночь» по Шекспиру, Адольфа Бергункера «Рядом с нами», Николая Розанцева «В твоих руках жизнь» по Аркадию Сахнину и других.

Потом на «Кубанских казаков» начали нападать иные критики за то, что фильм якобы не соответствует реальной действительности, игнорируя жанр фильма – комедия. Но мы-то, тогдашние старшеклассники, прекрасно видели, как налаживается, все лучше и лучше становится жизнь: в 1947 году была проведена денежная реформа, чтобы укрепить рубль, выбить почву у спекулянтов, отменили продуктовые карточки, с 1 апреля цены ежегодно снижались, открылись коммерческие магазины, рестораны. И лозунг «Спасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство!» воспринимался вполне правдивым образом. Так что «Кубанские казаки», где действие происходило в южных краях с преуспевающими колхозами, не вызывал никаких сомнений, о чем трубили и трубят разного рода антисоветчики.

С восхищением следили мы за игрой Клары Лучко (Даша Шелест), Сергея Лукьянова (Гордей Гордеевич Ворон), который вскоре станет ее мужем, Марины Ладыниной (Галина Ермолаевна Пересветова), Владлена Давыдова, Александра Хвыли, Сергея Блинникова, Бориса Андреева, Владимира Дорофеева…

После «Кубанских казаков» Лучко сыграет разнохарактерные роли в фильмах «Донецкие шахтеры» Леонида Лукова (1950) – Лидию Степановну Недолю, «Возвращение Василия Бортникова» Всеволода Пудовкина (1952) – Наталью Алексеевну Дубко, главного инженера МТС, и в уже упоминавших выше фильмах «Большая семья» и «Двенадцатая ночь».

В «Двенадцатой ночи» Кларе Степановне предстояло сыграть две роли – Виолы и Себастьяна, с которыми она изящно и убедительно справилась, органично взаимодействуя с такими популярными актерами, как Михаил Яншин, Василий Меркурьев, Георгий Вицин, Сергей Филиппов, обаятельнейшей Аллой Ларионовой. Комедия Шекспира приближена к советскому зрителю благодаря целостному актерскому ансамблю, где каждый актер тонко чувствовал партнера, сопрягая давние жизненные коллизии с современными чертами, перемежая комические моменты с драматическими и даже порой трагическими, отчего фильм находил отзыв у зрителей разных поколений и по праву вошел в золотой фонд советской кинематографии, ныне абстрактно именуемый «золотой коллекцией», что не совсем правильно, ибо коллекция есть нечто суховатое, холодное, плохо соотносящееся с живым искусством.

Большой удачей Лучко станет фильм «Цыган» (1979) и его продолжение «Возвращение Будулая» (1986), снятый режиссером Александром Бланком, где она создала образ доброй деревенской женщины Клавдии Пухляковой, взявшей на воспитание цыганского мальчика-сироту. Столь длительный промежуток между фильмами объясняется тем, что зрители требовали продолжить первый фильм, к чему авторы не были готовы. Оба фильма вызвал прямо-таки небывалый интерес – и острым сюжетом, и глубоко прописанными характерами, воссозданными исполнителями главных ролей – Михаем Волонтиром и Кларой Лучко. Их проникновенно-слаженная игра обусловила жизненно правдивое изображение событий, которое наверняка зрители сопоставляли с собственной судьбой, исподволь делая выводы, хотя фильм начисто лишен какой-либо назидательности.

Потом Клара Лучко сыграет в фильме Сергея Ростоцкого «В твоих руках жизнь», основанного на подлинных фактах, когда саперам пришлось разминировать склад боеприпасов после отступавших немцев. Роль военного хирурга Насти Ивлевой исполнена актрисой с присущей ей жизненной правдивостью, основательностью, с подмеченными с поразительной точностью профессиональными подробностями быта медиков, может быть, тут сказывались и советы родителей стать врачом – их она не послушалась, но размышляла наверняка все же над родительскими просьбами.

Фильм «На семи ветрах» (1962) – по мнению авторитетных критиков – лучший фильм Ростоцкого – рассказывает о любви в военное и послевоенное время, о верности чувству, о важности пронести его в чистоте и незамутненности, а у Клары Лучко здесь опять роль военного хирурга Натальи Михайловны Гусевой, однако она не похожа на Ивлеву, хоть и близка ей по нравственной самоотдаче. А фильм «Государственный преступник» – о суде над пособниками фашистских оккупантов, об их неотступном наказании, сколь бы они ни увертывались, не хитрили. Это была последняя работа Сергея Владимировича Лукьянова, незадолго до премьеры он скончался.

После смерти мужа Клара Степановна сыграет в фильмах «Опекун» (1970) – официантку кафе, любовницу некоего тунеядца Короедова; члена комиссии Нуйкину – «Мы, нижеподписавшиеся» (1980); Ольгу Павловну Караулову – «Бедная Маша» (1980) по комедии Василия Шкваркина «Чужой ребенок»: председателя горисполкома Анну Степановну Головину в «Тревожном воскресенье».

Клара Степановна активно занималась общественной деятельностью. Член КПСС с 1966 года, лауреат Сталинской премии, она работала в Комитете советских женщин, не раз представляла советское киноискусство на зарубежных фестивалях, встречалась и беседовала со многими видными зарубежными деятелями, например, с Джавахарлалом Неру, художником Пабло Пикассо, певцом Полем Робсоном. А в кино она снималась вплоть до 2005 года. В том же 2005 году, 26 марта, Клара Степановна Лучко скончалась. Узнав о ее кончине, я позвонил Дмитрию Федоровичу, едва поправившемуся после инсульта. Говорил он с трудом, почти не сдерживая рыдания. Похоронена Клара Степановна Лучко на Новодевичьем кладбище. На доме по адресу Котельническая набережная, 1|15, установлена мемориальная доска: «Народная артистка СССР, видный общественный деятель Клара Степановна Лучко жила в этом доме с 1953 по 2005 год».

«Человек не должен делать зло – это моя заповедь, – писала Клара Лучко. – Потому что зло – это бумеранг. Совершаешь недоброе, и потом оно обязательно тебя же ударит. Обязательно!»

Эдуард ШЕВЕЛЁВ

Петербург – Ленинград

Другие статьи автора

Другие материалы номера