Ко всем мирам ключи

Подвиг ратный и труд вровень ли идут?..

В советские годы они-таки шли вровень. И потому мы одержали победу в Великой Отечественной войне и обеспечили ее в мирном строительстве.

Об этом писал в стихах поэт, участник Великой Отечественной войны Леонид Шкавро, прославляя руки творца:

 Их жизнь, как время, беспечна,

И будут кланяться века

Не чьим-нибудь, а русским вечно

мобилизованным рукам.

 

Они простые рядовые,

И высоко и далеко

Несут в России, над Россией

Ее крылатое древко.

 

А если кто их суть не понял,

То как молитву заучи,

Что в их мозолистых ладонях

Лежат ко всем мирам ключи.

Это о тех, кто, вернувшись с фронтов, пополнили ряды тружеников, помогал отстраивать страну, варить сталь и изготовлять из нее машины и станки, распахивать поля и осваивать целинные земли за штурвалами тракторов и комбайнов, добиваясь подъема и нового индустриального взлета страны.

И впереди планеты всей было тут трудовое поколение героического ленинградского Кировского завода, славного своей историей. А он всегда был на шаг впереди других заводов и в истории страны.

Здесь проходила первая в России маевка. Рабочие зажгли огонь всероссийской стачки, послужившей началом революции 1905 года. Отсюда, из бастиона пролетарской сознательности и сплоченности, выходили лучшие красногвардейские отряды в октябре 1917 года. И дальше, в любой важный для нашей страны момент, завод показывал примеры организованности и доблести. Будь то Гражданская война или коллективизация в деревне, создание первых отечественных тракторов или вооружения для Красной Армии.

И в дни блокады Кировский оставался комиссаром – на линии фронта, израненный, изможденный, боролся из последних сил.

Ну а в мирное время его называли маяком советского машиностроения. И как у всякого героя, грудь завода в орденах. У него 6 наград: две боевых и 4 трудовых, мирных.   

И такой завод в дни предательской перестройки либерал-фарисеи пытались разрушить, распродать, как и многие другие. Не вышло. Нашлись люди, истинные патриоты страны, которые не дали его уничтожить, стереть с лица земли богатую трудовую историю, значительная часть которой пришлась на советские годы.

Сколько же замечательных специалистов, глубоко преданных делу, выросло тогда!

И первые тракторы, скопированные с американского образца – «Фордзона», купленные за большие деньги, создавали эти мастера. На выкуп чертежей баснословных рублей не хватало – и всё приходилось додумывать, обмозговывать самим.

Вот не было самых необходимых вещей у краснопутиловцев, а первый свой трактор всё равно сделали, и имя ему свое дали: Фёдор Петрович. Несколько месяцев трудились изнурительно, создавая и оживляя свой трактор во главе с прекрасным умельцем Костей Яковлевым. И в 1924 году вывели первенец на демонстрацию, в которой шли и улыбались трудящиеся люди. И пели они тогда про солидарность со всеми рабочими Земли, про «наш паровоз», который вперед летит, и про Конную Буденного, и много еще других песен лилось на площади Урицкого.

И вдруг застучали, затарахтели загадочные моторы. Это, скрежеща стальными шпорами, «запели» два «Фордзона»-краснопутиловца. А за ними шли люди с транспарантами, будто с новым флагом: «Берегись, соха, трактор идет!»

На первом из них восседал Костя Яковлев, на втором – Петр Салакин. Оба Герои Труда. Был дан старт – и запросы на это чудо пошли немалые. Машины-первенцы стали улучшать, совершенствовать. А за ними последовали более мощные «ДТ-54».

Когда на востоке нашей страны появились новые хлебные поля от горизонта до горизонта, стало ясно, что и на этих машинах далеко не уедешь. Нужно было работать над новым, более мощным, трактором. И он был «сработан», прежде всего, в головах изобретателях и чертежах. Так родился новый «Кировец», изготовленный по этим чертежам мастерами. Некий железный силач Гаргантюа. Он же и первый рекорд поставил: весь путь, на который другой бы машине понадобилось несколько лет, в своем рождении он прошел за год. Этому помогло не только качество станков и оборудования, но и умение и талант, добрые традиции и привычки, передаваемые из поколения в поколение.

Сработать новое чудо, невиданный трактор, ленинградцам помогли также многие города по представленным ими проектам. Ярославль, например, создавал новый двигатель и огромные шины, Владимир – приборы, Херсон – карданный вал. Москва, Куйбышев, Минск, Челябинск, Кременчуг, Полтава, Одесса – все выполняли свои заказы. Но основную долю работ, конечно же, совершал сам Кировский. Час за часом, день за днем вырастал невиданный ранее «Кировец» №1. А рядом шел монтаж уже второго и третьего. За ними проклюнулись и еще два.

Люди не отходили от своих творений сутками – нелегко было отладить двигатель или систему гидравлического управления. Ну а сам трактор целиком лепили руки слесаря-сборщика. Главным тут был бригадир Василий Александрович Корехов, на руках которого будто отпечаталась вся история советского тракторостроения. Это он когда-то собирал первые «Фордзоны» и «Федоры Петровичи». Он тогда уже стал бригадиром.

И вот спустя 38 лет, в 1962 году, уже родился настоящий гигант, с особой, герметичной, как в самолете, кабиной. Если холодно, в ней есть специальные обогреватели, жарко – есть вентиляция. Даже от шума имелась изоляция – всё удобно, как в машине «Волга».

А каким важным событием для людей завода с большой историей был пуск и выход первой обновленной машины! Многие не спали – и Василий Александрович тоже, хотя стольких машин за долгую жизнь выпустил и навидался.

Когда распахнулись ворота завода, ленинградской милиции был дан приказ: «Трактору «Кировец» – зеленую улицу!» Он прозвучал, как лозунг. Рабочие побежали вслед за своей машиной. Ведь они вложили в нее столько сил – с ней было жалко теперь расставаться.

Трактору приготовили серьезные испытания: проработать две тысячи часов при максимальной нагрузке: прицепляли плуги, бороны, культиваторы, сеялки, грузовые прицепы – следили за каждым шагом. Сам он был похож на космонавта перед полетом, показав на что способен. Если «ДТ-54» пахал четырехлемешным плугом, «Кировец» вел за собой сразу 8 лемехов. Первый оставлял вспаханную полосу в полтора метра, а «Кировец» – около трех, да еще при высокой глубине вспашки. Он поражал своими масштабами. Сеять хлеб – так 13 га в час, перевозить груз – почти целый поезд из прицепов весом в 21 тонну.

И всё же за два года в его конструкцию внесли 251 изменение, а после нового техосмотра – и еще 874.

7 ноября 1962 года два еще более обновленных «Кировца», №6 и №7, вышли, как когда-то самые первые «Фордзоны», на праздничную демонстрацию.

И опять в кабине одного из них сидел ветеран завода Константин Яковлевич Яковлев. Только сейчас ему подчинялись не 20, а уже 220 лошадиных сил.

Когда же «Кировец» стал трехсотсильной машиной, то Константин Яковлевич вместе с Героем Социалистического Труда Юрием Антоновым вывел первый трактор этой серии на демонстрацию в честь 30-летия Великой Победы.

А сколько прославленных людей в труде выросло на заводе! Среди них фрезеровщик Фёдор Ильин. Он один из тех, с кого начинался трактор новой конструкции «Кировец». И в своем деле он просто художник. В молодости любил рисовать. И неудивительно, что стал фрезеровщиком. Ведь самый первый эскиз фрезы – вращающийся круглый напильник – сотворил еще великий художник Леонардо да Винчи. Так что фрезерное дело идет с колыбели как бы рядом с искусством. А такие люди, как Фёдор Ильин, создавали не только тракторы – они, как родники, питали славу завода, честь рабочей профессии

Для новой, незаменимой машины и ее серийного выпуска требовались новые цеха и новая организация труда.

За два года на заводе был построен огромный тракторный корпус, возведение которого стало беспримерной ударной стройкой. И в сентябре 1964 года задвигались колоссальные механизмы главного тракторного корпуса.

Не успели «Кировцы» выйти на поля, как вся страна из газет уже прослышала про их подвиги. И посыпались на них заявки. И не только в своей стране, но и из-за рубежа. Особенно в ГДР были востребованы наши «Кировцы», а наши спецы отправлялись туда и по всей Европе передавать наш опыт. Машина выдержала конкуренцию с изделиями многих заграничных фирм. И была награждена золотой медалью.

С Кировским заводом многие наши хозяйства были тесно связаны. Заводские умельцы нередко выезжали на места, помогая осваивать новую технику.

И завод дарил свою продукцию особо отличившимся в труде механизаторам. Николай Григорьевич Левенцов, участник Великой Отечественной войны, тракторист сибирского совхоза «Таврический», награжденный за свой труд орденом Ленина и Октябрьской революции, собрался как-то в Ленинград на встречу с друзьями, с которыми вместе воевал, спасая блокадный город от фашистов. После поездки по местам боевой славы его друзья пригласили на свой Кировский завод, где они трудились после войны. А там на главной площади много людей собралось.

– В честь чего это? – спросил у друзей их гость.

– Сейчас узнаешь, Коля, – говорят.

И приглашают его на трибуну.

Поднялся он туда – и все ему зааплодировали. Много хороших слов о себе услышал от людей. А в конце митинга выкатили из ворот завода новенький трактор «Кировец» и вручили его гостю.

Из кабины сверкала табличка: «Участнику обороны Ленинграда, ветерану труда, передовому трактористу совхоза «Таврический» Н.Г. Левенцову».

Не ожидал такой чести старый солдат. Да, в советское время честный труд человека был в большом почете. Ведь не только ученые, конструкторы, рабочие предприятий создавали огромную часть системы сельхозмашиностроения, но и доблестные труженики полей, ветераны, которые подчас вносили и свои предложения по улучшению техники. И потому в этом труде были взаимосвязь и слаженность. И крепкая кооперация заводов тоже.

Сегодня, когда во всем царит стихия рынка и обанкрочены многие предприятия, тот же Кировский, Ростсельмаш, они вынуждены отправлять досрочно в отпуск своих рабочих, так как у крестьян нет средств, чтобы технику купить, нет комплектующих для новых машин, а на площадках сельхозпредприятий того же Кировского завода скопилась нереализованная техника, трактора и комбайны, как подчеркнул в своей речи Г.А. Зюганов, выступая недавно на заседании в Госдуме.

И это происходит потому, что внутренняя финансовая экономическая политика проводится не в пользу усиления товаропроизводителей и нашей безопасности, когда ставка в 21%, а сейчас 18%, выставленная банкирами, продолжала и продолжает гробить практически все отрасли.

И всё потому, что погоду в стране пока делают банкиры. Им помогают в этом власть, управленцы, засевшие в Минсельхозе, которые, по мнению экспертов, зачастую в сельском хозяйстве не работали и в специфике отрасли ничего не понимают, позволяя разорять предприятия.

В Подмосковье, Владимире, Ярославле и в других регионах, например, от 25% фермерских хозяйств находятся ныне в состоянии банкротства. И никто не стремится их спасать.

В России на каждый гектар земли приходится всего-навсего 3 доллара дотаций, тогда как в Европе 500, а в Китае 1100 долларов.

Нужно, чтобы правительство приняло, наконец, государственное решение, как остановить эту цепную реакцию, которая опасна для всех, включая покупателей продукции в будущем, если и дальше денежные магнаты капитала, банкиры будут продолжать стричь в свой карман огромные барыши, а сельхозпроизводителей еще больше разорять.

Чтобы внутри страны многое менялось к лучшему, и за это героически бьются с неофашистами наши воины, надо, чтобы она перестала быть только сырьевой державой, а хищник-националист перестал ее грабить. Для этого нужна победа на войне, нужен новый социально-экономический курс с ориентацией на лучшие советские достижения.

                                                                              А. ЗАСИМОВА

г. Пушкино, Московская обл.

Фото с сайта kzgroup.ru

Другие статьи автора

Другие материалы номера